Файл: Этапы речевого развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ЭТАПЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ 

Примерный график развития речи малыша 

1 месяц
 
Малыш начинает осваивать, так называемую, сенсорную речь: формируется речевой слух и сосредоточение - кроха прислушивается, когда к нему обращаются взрослые, и издает в ответ тихие гортанные звуки «г», «к».
 

2 месяца
 
Быстро отвечает улыбкой при общении.
 
Кричит с разной интонацией.
 
Начинает гулить.
 

3 месяца
 
Внимательно слушает обращенную к нему речь.
 
Начинает различать интонацию взрослого.
 
Гулит нараспев.
 

4 месяца
 
Продолжительно гулит нараспев.
 
Отвечает взрослому (теперь малыш способен «поддержать» получасовой диалог с мамой и другими близкими).
 
Пытается подражать интонациям взрослых.
 

5 месяцев
 
Продолжительно певуче гулит с цепочками звуков.
 
Различает ласковый тон (оживляется, улыбается, смеется, гулит в ответ) и строгий (пугается, хнычет, кричит).
 

6 месяцев
 
Лепечет, произносит отдельные слоги («ба», «ма», «на»).
 
Подолгу общается сам с собой.
 
Узнает по голосу близких.
 

7 месяцев
 
На вопрос «где?» ищет знакомый предмет или игрушку и указывает на него (нее) пальцем.
 
Продолжительно и активно лепечет.
 

8 месяцев
 
Начинает понимать и выполнять простые просьбы типа «дай ручку».
 
Пытается повторять за взрослыми слоги и жесты.
 

9 месяцев
 
Выполняет более сложные просьбы: «поцелуй маму», «принеси шарик».
 
Знает свое имя, откликается на зов.
 
Привлекает к себе внимание словами и жестами.
 
Говорит с разной интонацией.
 

10 месяцев
 
Повторяет за взрослым новые слоги.
 
Произносит первые лепетные слова («ма-ма», «па-па», «ба-ба»).
 
По просьбе взрослого показывает части своего и чужого лица и тела: глазки, носик, ушки и т. д.
 


11 месяцев
 
Говорит «дай», «на» и т. д.
 
Понимает значение слова «нельзя».
 

1 год
 
Легко повторяет новые слоги.
 
Машет головой в знак отрицания и ручкой на прощание.
 
Произносит 6 -10 облегченных слов («ням-ням», «ля-ля»).
 

1-1,5 года
 
Интенсивно пополняет свой пассивный словарный запас.
 
Выполняет поручения взрослых.
 
Подолгу эмоционально лепечет, подчеркивая «смысл» мимикой, жестами, интонацией.
 
Подражает различным звукам (мяукает, жужжит).
 
Называет свое имя и показывает на пальчиках возраст.
 
Пытается связать в предложение два слова.
 
В 1,5 года произносит около 30 простых по звуковому составу слов.
 

1,5-2 года
 
Понимает смысл слова, фразы, активно анализирует речь взрослых.
 
Пытается соотнести слова с абстрактными значениями, хотя и понимает их часто по-своему. Например, связывает слово «мужчина» только со своим папой.
 
Подражая взрослым, легко произносит знакомые и незнакомые слова – как адресованные ему, так и случайно услышанные от окружающих.
 
Говорит фразами. Начинает понимать грамматический строй речи.
 
Строит интонационно четкие вопросительные и восклицательные предложения. Очень любит задавать вопросы «что это?», «кто это?».
 
В 2 года имеет активный словарный запас из 100-300 слов.
 

2-2,5 года
 
Говорит существенно «чище», владеет большей частью звуков родной речи.
 
Достаточно связно строит предложения (структура речи приближается к речи взрослого, хотя правила грамматики использует еще неточно, заменяя их собственными).
 
Активно использует новые слова во время диалогов со взрослыми.
 
Задает вопросы «когда?», «где?».
 
В 2,5 года имеет словарный запас из 500-1000 слов (в этом возрасте мальчики обычно несколько отстают от девочек – менее активно используют в речи новые слова, но к 3 годам догоняют ровесниц).
 

2,5-3 года
 
Понимает почти все, что ему говорят (пассивный словарный запас растет очень быстро).
 
Произносит артикуляционно-сложные звуки и слоги (иногда правильное произношение сочетается с выдуманным).

 
Дополняет речь ритмичными движениями, жестами, мимикой.
 
Постоянно задает вопросы (в том числе «почему?» и «зачем?») и легко отвечает на те, что адресованы ему.
 
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
 
Достаточно свободно говорит (может рассказать о прошедшем дне, однако пересказать текст еще не способен).
 
Может начать ругаться, используя бранные слова, которые где-то услышал (не ругайте ребенка, ведь это тоже одно из проявлений развития речи – просто объясните, почему некоторые слова лучше не произносить).
 
В 3 года имеет словарный запас из 2000-3000 слов. Грамматический строй речи практически аналогичен строю речи взрослого.