Файл: Протокол от 27 августа 2021 г. 1 Утверждаю Директор мкоу манинская сош.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Манинская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено: на методическом объединении учителей гуманитарного цикла Протокол от 27 августа 2021 г. № 1 | Утверждаю: Директор МКОУ Манинская СОШ С.И. Кущева Приказ от 31 августа 2020 г. № 54 от 31.08.2021 г. |
Рабочая программа элективного курса «В мире слов»
(компонент основной образовательной программы НОО; ФГОС НОО)
2 – 4 класс
Составитель:
Титаренко И. А
Есаулова Н. Вл.
Богданова Е. Н.
Должанская В.Ю
Программа элективного курса «В мире слов»
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «В мире слов» для 2-4 классов разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами Российской Федерации:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, регистрационный № 15785);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180).
-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность».
- ООП НОО МКОУ Манинская СОШ
Общая характеристикаэлектива. «В мире слов» — курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.
Место факультатива в учебном плане. Изучение курса рассчитано на период со 2 по 4 класс в объёме 34 ч в год во 2-4 классах (1 ч в неделю в каждом классе).
Программа дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.
Ценностные ориентиры содержания факультатива. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
—формирование представлений о языке как универсальной ценности;
— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку,
развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская
деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и
т. п.);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лингвистического исследования;
— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и
сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. В процессе изучения данного
факультатива ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов
, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.
Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.
Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в курсе факультатива имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и
т. п.
Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска информации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументировано представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.
Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что,
в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других
людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или
многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы
с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать
небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать
тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения
и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою
деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов для каждого класса. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область
мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоениекурса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактическиеигры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.
Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:
— обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания
младшими школьниками суждений художественного, эстетического,
духовно-нравственного характера;
— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать
универсальные (всеобщие) ценности;
—использовать возможности для становления навыков следования научным,
духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения