Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2364

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Примеры нарушения морфологических норм

 

Морфологическая ошибка

Морфологическая норма

1.   Бухгалтера, корректора (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных)

1. Бухгалтеры, корректоры

2.   Один килограмм апельсин (ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имён существительных)

2. Один килограмм апельсинов

3.   Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы жен.р. имён существительных, употребляющихся в р.л.яз. только в форме муж.р.). Суфф. –их–ш(а) считаются просторечными.

3. Повар Новикова, доктор Лукьянова

4.   Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного)

4. Самыйсложный или сложнейший

5.   К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы дат. п. сложного числительного).

5. К пятистам тридцати семи добавить триста.

6.   Обои юноши, обеи девушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба–обе)

6. Оба юноши, обе девушки

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие нормы называются морфологическими?

2.  Как определить род несклоняемых существительных (кофе и др.).

3.  Расскажите о правописании окончаний родительного падежа множественного числа существительных, называющих овощи/фрукты.

4.  Расскажите о склонении слов, называющих национальности.

5.  Какие ошибки часто допускают при склонении составных количественных и составных порядковых числительных?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: вводный курс. – М.: Издательство «Флинта», 2018. – 121 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364232
.

2.  Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.

 

Дополнительная литература:

1.  Голубева А.В. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.

2.  Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

3.  Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/

 


Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

 

Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о синтаксических нормах современного русского литературного языка. В ходе изучения этой темы необходимо акцентировать внимание на распространённых синтаксических ошибках, которых следует избегать в речи.

 

Изучив данную тему, Вы:

Будете знать:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     основные синтаксические ошибки;

 

приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     грамотно пользоваться богатыми синтаксическими ресурсами русского литературного языка в своей речевой практике;

·     правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;

·     работать со словарями русского литературного языка;

·     стремиться к саморазвитию, повышению своего речевого мастерства.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     варианты координации главных членов предложения;

·     синтаксическое управление;

·     построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопросы темы:

1.  Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

2.  Трудные случаи синтаксического управления.

3.  Построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

 

Синтаксис (от греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).

Синтаксические нормы русского литературного языка – это правила построения словосочетаний и предложений.

Правильно ли говорить и писать: согласно договора, скучаем по васразъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.


 

Варианты координации главных членов предложения.

Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил / выступила и т.д.

Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.

Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.

Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему: Присутствовалопятеро, а выступило двое. При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа: Нас было двоеВас осталось четвероИх пришло семеро.

Если при подлежащем есть согласованное определение в форме множественного числа, сказуемое употребляется только во множественном числе: Вскоре вернулись задержанные двое; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.

Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало / уехали.

Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:

а)      сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей; Выросло пять кленов;

б)      подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек; В стране выпускается свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, ежедневно загорается более 75 миллионов телевизионных экранов;

в)      в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошл
о несколько минут; Сыну исполнилось пять лет;

г)       компоненты количественно-именного сочетания разделены: Детей у матери было пятероРабочих выступило трое;

д)      в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения: В живых осталось всего несколько человек; В секции занималось только десять учащихся; Всего лишь несколько дней прошло с тех пор.

 

Сказуемое во множественном числе обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если:

а)      подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика;

б)      при количественном слове есть определение во множественном числе: Завтра приедутостальные двадцать человек;

в)      есть однородные члены в составе подлежащего: Большинство старшеклассников, учащихся колледжей, студентов участвовали в беге на короткой дистанции.

 

В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию. Сравните: Несколько учеников быстро выполнили задание и Несколько учеников быстро выполнило заданиеФорма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности, т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно, группой, состоящей из нескольких учеников.

На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным, обычно употребляется в единственном числеВ деревне осталось несколько домов; и та же форма координации при подлежащем, выраженным одушевлённым существительным: