Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 2364
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примеры нарушения морфологических норм
Морфологическая ошибка | Морфологическая норма |
1. Бухгалтера, корректора (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных) | 1. Бухгалтеры, корректоры |
2. Один килограмм апельсин (ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имён существительных) | 2. Один килограмм апельсинов |
3. Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы жен.р. имён существительных, употребляющихся в р.л.яз. только в форме муж.р.). Суфф. –их, –ш(а) считаются просторечными. | 3. Повар Новикова, доктор Лукьянова |
4. Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного) | 4. Самыйсложный или сложнейший |
5. К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы дат. п. сложного числительного). | 5. К пятистам тридцати семи добавить триста. |
6. Обои юноши, обеи девушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба–обе) | 6. Оба юноши, обе девушки |
Вопросы для самопроверки:
1. Какие нормы называются морфологическими?
2. Как определить род несклоняемых существительных (кофе и др.).
3. Расскажите о правописании окончаний родительного падежа множественного числа существительных, называющих овощи/фрукты.
4. Расскажите о склонении слов, называющих национальности.
5. Какие ошибки часто допускают при склонении составных количественных и составных порядковых числительных?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: вводный курс. – М.: Издательство «Флинта», 2018. – 121 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364232
.
2. Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.
Дополнительная литература:
1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.
3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/
Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о синтаксических нормах современного русского литературного языка. В ходе изучения этой темы необходимо акцентировать внимание на распространённых синтаксических ошибках, которых следует избегать в речи.
Изучив данную тему, Вы:
Будете знать:
· синтаксические нормы русского литературного языка;
· основные синтаксические ошибки;
приобретёте следующие профессиональные компетенции:
· грамотно пользоваться богатыми синтаксическими ресурсами русского литературного языка в своей речевой практике;
· правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;
· работать со словарями русского литературного языка;
· стремиться к саморазвитию, повышению своего речевого мастерства.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· синтаксические нормы русского литературного языка;
· варианты координации главных членов предложения;
· синтаксическое управление;
· построение предложений с деепричастными оборотами.
Вопросы темы:
1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.
2. Трудные случаи синтаксического управления.
3. Построение предложений с деепричастными оборотами.
Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.
Синтаксис (от греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).
Синтаксические нормы русского литературного языка – это правила построения словосочетаний и предложений.
Правильно ли говорить и писать: согласно договора, скучаем по вас, разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.
Варианты координации главных членов предложения.
Современные нормы координации главных членов предложения, как известно, часто допускают вариантные формы рода и числа сказуемого: пять (большинство, несколько) студентов уехало / уехали; трое проголосовало / проголосовали; инженер выступил / выступила и т.д.
Выбор той или иной формы сказуемого зависит от ряда факторов, которые должны учитываться в каждом конкретном акте коммуникации.
Подлежащее выражено собирательным числительным, обозначающим группу лиц: трое писало / писали; уехало /уехали пятеро.
Сказуемое в единственном числе употребляется обычно в нераспространенном предложении, особенно если сказуемое предшествует подлежащему: Присутствовалопятеро, а выступило двое. При сочетании собирательного числительного с местоимением нас, вас или их сказуемое употребляется только в форме единственного числа: Нас было двое; Вас осталось четверо; Их пришло семеро.
Если при подлежащем есть согласованное определение в форме множественного числа, сказуемое употребляется только во множественном числе: Вскоре вернулись задержанные двое; Остальные пятеро придут завтра; Эти трое спали непробудным сном.
Подлежащее выражено сочетанием количественного или собирательного числительного с существительным в родительном падеже, а также сочетанием слов большинство, множество, несколько с существительным в родительном падеже: пять спортсменов выступило / выступили; двое бойцов погибло / погибли; большинство артистов уехало / уехали.
Форма единственного числа сказуемого предпочитается, если:
а) сказуемое предшествует подлежащему, особенно при нераспространенности предложения: На столе лежит несколько тетрадей; Выросло пять кленов;
б) подлежащее имеет значение приблизительности: На собрании присутствовало около 50 человек; В стране выпускается свыше 380 миллионов экземпляров газет и журналов, ежедневно загорается более 75 миллионов телевизионных экранов;
в) в составе подлежащего употреблено отвлеченное существительное, особенно со значением времени: Прошл
о несколько минут; Сыну исполнилось пять лет;
г) компоненты количественно-именного сочетания разделены: Детей у матери было пятеро; Рабочих выступило трое;
д) в составе подлежащего имеются слова со значением ограничения: В живых осталось всего несколько человек; В секции занималось только десять учащихся; Всего лишь несколько дней прошло с тех пор.
Сказуемое во множественном числе обычно употребляется при подлежащем, называющем количество со значением одушевленности, если:
а) подлежащее и сказуемое разделены в предложении другими словами: Большинство участников совещания в ходе обсуждения стоящих на повестке дня вопросов поддержали точку зрения докладчика;
б) при количественном слове есть определение во множественном числе: Завтра приедутостальные двадцать человек;
в) есть однородные члены в составе подлежащего: Большинство старшеклассников, учащихся колледжей, студентов участвовали в беге на короткой дистанции.
В некоторых случаях форма множественного или единственного числа сказуемого выполняет смыслоразличительную функцию. Сравните: Несколько учеников быстро выполнили задание и Несколько учеников быстро выполнило задание. Форма множественного числа сказуемого указывает на то, что действие приписывается каждому лицу в отдельности, т.е. имеется в виду, что каждый ученик выполнил задание самостоятельно. Форма единственного числа сказуемого указывает на то, что действие выполнялось совместно, группой, состоящей из нескольких учеников.
На выбор формы числа сказуемого влияет и такой фактор, как активность или пассивность действия. Сказуемое, выраженное глаголом бытия, наличия, состояния или краткой формой страдательного причастия, особенно при подлежащем, выраженным неодушевленным существительным, обычно употребляется в единственном числе: В деревне осталось несколько домов; и та же форма координации при подлежащем, выраженным одушевлённым существительным: