Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 2319
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Числительные оба–обе.
Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).
Склонение числительных оба–обе
Им. | оба мальчика | обе девочки |
Род. | обоих мальчиков | обеих девочек |
Дат. | обоим мальчикам | обеим девочкам |
Вин. | обоих мальчиков (но! оба окна – неодуш.) | обеих девочек (но: обе стены – неодуш.) |
Твор. | обоими мальчиками | обеими девочками |
Предл. | об обоих мальчиках | об обеих девочках |
С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются (нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток). |
Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.
Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?
В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственногочисла). Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятой квартире, в две тысячи третьем году. |
Просклоняем составные порядковые числительные
тысяча двести пятидесятый и тысяча двести пятьдесят седьмой:
Падеж | 1250-й | 1257-й |
Им. | тысяча двестипятидесятыйобразец | тысяча двести пятьдесятседьмойобразец |
Род. | тысяча двестипятидесятогообразца | тысяча двести пятьдесятседьмого образца |
Дат. | тысяча двестипятидесятому образцу | тысяча двести пятьдесятседьмомуобразцу |
Вин. | тысяча двестипятидесятыйобразец | тысяча двести пятьдесятседьмойобразец |
Тв. | тысяча двестипятидесятым образцом | тысяча двести пятьдесятседьмым образцом |
Предл. | о тысяча двестипятидесятом образце | о тысяча двести пятьдесятседьмом образце |
Сравните склонение сложного порядкового числительного и составного порядкового числительного:
Падеж | 2000-й | 2003-й |
Им. | двухтысячный год | две тысячи третий год |
Род. | двухтысячного года | две тысячи третьего года |
Дат. | двухтысячному году | две тысячи третьему году |
Вин. | двухтысячный год | две тысячи третий год |
Тв. | двухтысячным годом | две тысячи третьим годом |
Предл. | о двухтысячном годе или: в двухтысячном году | о две тысячи третьем годе или: в две тысячи третьем году |
Примеры нарушения морфологических норм
Морфологическая ошибка | Морфологическая норма |
1. Бухгалтера, корректора (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных) | 1. Бухгалтеры, корректоры |
2. Один килограмм апельсин (ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имён существительных) | 2. Один килограмм апельсинов |
3. Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы жен.р. имён существительных, употребляющихся в р.л.яз. только в форме муж.р.). Суфф. –их, –ш(а) считаются просторечными. | 3. Повар Новикова, доктор Лукьянова |
4. Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного) | 4. Самыйсложный или сложнейший |
5. К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы дат. п. сложного числительного). | 5. К пятистам тридцати семи добавить триста. |
6. Обои юноши, обеи девушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба–обе) | 6. Оба юноши, обе девушки |
Вопросы для самопроверки:
1. Какие нормы называются морфологическими?
2. Как определить род несклоняемых существительных (кофе и др.).
3. Расскажите о правописании окончаний родительного падежа множественного числа существительных, называющих овощи/фрукты.
4. Расскажите о склонении слов, называющих национальности.
5. Какие ошибки часто допускают при склонении составных количественных и составных порядковых числительных?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: вводный курс. – М.: Издательство «Флинта», 2018. – 121 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364232
.
2. Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.
Дополнительная литература:
1. Голубева А.В. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.
3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/
Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка
Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о синтаксических нормах современного русского литературного языка. В ходе изучения этой темы необходимо акцентировать внимание на распространённых синтаксических ошибках, которых следует избегать в речи.
Изучив данную тему, Вы:
Будете знать:
· синтаксические нормы русского литературного языка;
· основные синтаксические ошибки;
приобретёте следующие профессиональные компетенции:
· грамотно пользоваться богатыми синтаксическими ресурсами русского литературного языка в своей речевой практике;
· правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;
· работать со словарями русского литературного языка;
· стремиться к саморазвитию, повышению своего речевого мастерства.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:
· синтаксические нормы русского литературного языка;
· варианты координации главных членов предложения;
· синтаксическое управление;
· построение предложений с деепричастными оборотами.
Вопросы темы:
1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.
2. Трудные случаи синтаксического управления.
3. Построение предложений с деепричастными оборотами.
Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.
Синтаксис (от греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).
Синтаксические нормы русского литературного языка – это правила построения словосочетаний и предложений.
Правильно ли говорить и писать: согласно договора, скучаем по вас, разъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.