Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 2319

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

Числительные оба–обе.

Употребление числительных оба–обе в нормативной речи строго определено: в сочетаниях с существительными женского рода в косвенных падежах используются формы обеих, обеими (у обеих стен, обеим сестрам, обеими руками), с существительными мужского и среднего рода – обоих, обоим, обоими (обоих студентов, у обоих окон).

 

Склонение числительных оба–обе

 

Им.

оба мальчика

обе девочки

Род.

обоих мальчиков

обеих девочек

Дат.

обоим мальчикам

обеим девочкам

Вин.

обоих мальчиков (но! оба окна – неодуш.)

обеих девочек (но: обе стены – неодуш.)

Твор.

обоими мальчиками

обеими девочками

Предл.

об обоих мальчиках

об обеих девочках

 

С существительными, не имеющими формы единственного числа, эти числительные не употребляются (нарушение нормы: обоими ножницами, обоих суток! Следует говорить: двумя ножницами, двух суток).

 

Порядковые числительные –лексико-грамматический разряд числительных типа первый, сто двадцать восьмой, обозначающих признак предмета по отношению к порядку следования предметов при счёте.

Как правильно сказать: в триста пятидесятой квартире или в трехсот пятидесятой квартире? в двух тысячи третьем году или в две тысячи третьем году?

 

В составных порядковых числительных по падежам изменяется только последнее слово, а все предыдущие слова употребляются в начальной форме (именительный падеж единственногочисла). Таким образом, в приведённых выше примерах правильными являются словосочетания в триста пятидесятой квартире, в две тысячи третьем году.

 

Просклоняем составные порядковые числительные 
тысяча двести пятидесятый и тысяча двести пятьдесят седьмой:

 

Падеж

1250-й

1257-й

Им.

тысяча двестипятидесятыйобразец

тысяча двести пятьдесятседьмойобразец

Род.

тысяча двестипятидесятогообразца

тысяча двести пятьдесятседьмого образца

Дат.

тысяча двестипятидесятому образцу

тысяча двести пятьдесятседьмомуобразцу

Вин.

тысяча двестипятидесятыйобразец

тысяча двести пятьдесятседьмойобразец

Тв.

тысяча двестипятидесятым образцом

тысяча двести пятьдесятседьмым образцом

Предл.

о тысяча двестипятидесятом образце

о тысяча двести пятьдесятседьмом образце

 

Сравните склонение сложного порядкового числительного и составного порядкового числительного:

 

Падеж

2000-й

2003-й

Им.

двухтысячный год

две тысячи третий год

Род.

двухтысячного года

две тысячи третьего года

Дат.

двухтысячному году

две тысячи третьему году

Вин.

двухтысячный год

две тысячи третий год

Тв.

двухтысячным годом

две тысячи третьим годом

Предл.

о двухтысячном годе или: в двухтысячном году

о две тысячи третьем годе или: в две тысячи третьем году


 

Примеры нарушения морфологических норм

 

Морфологическая ошибка

Морфологическая норма

1.   Бухгалтера, корректора (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. имён существительных)

1. Бухгалтеры, корректоры

2.   Один килограмм апельсин (ошибка в образовании формы род.п. мн.ч. имён существительных)

2. Один килограмм апельсинов

3.   Повариха Новикова, докторша Лукьянова (ошибка в образовании формы жен.р. имён существительных, употребляющихся в р.л.яз. только в форме муж.р.). Суфф. –их–ш(а) считаются просторечными.

3. Повар Новикова, доктор Лукьянова

4.   Самый сложнейший (ошибка в образовании превосходной степени имени прилагательного)

4. Самыйсложный или сложнейший

5.   К пятьюстам тридцати семи добавить триста (ошибка в образовании формы дат. п. сложного числительного).

5. К пятистам тридцати семи добавить триста.

6.   Обои юноши, обеи девушки (ошибка в образовании формы им.п. мн.ч. числительных оба–обе)

6. Оба юноши, обе девушки

 

Вопросы для самопроверки:

1.  Какие нормы называются морфологическими?

2.  Как определить род несклоняемых существительных (кофе и др.).

3.  Расскажите о правописании окончаний родительного падежа множественного числа существительных, называющих овощи/фрукты.

4.  Расскажите о склонении слов, называющих национальности.

5.  Какие ошибки часто допускают при склонении составных количественных и составных порядковых числительных?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1.  Радзиховская В.К. Морфология современного русского языка: вводный курс. – М.: Издательство «Флинта», 2018. – 121 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364232
.

2.  Русский язык и культура речи / М.В. Невежина, Е.В. Шарохина, Е.Б. Михайлова и др. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 351 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=117759.

 

Дополнительная литература:

1.  Голубева А.В. Русский язык и культура речи. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 386 с.

2.  Зарецкая Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

3.  Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи. – М.: Проспект, 2009. – 448 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.  Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ. – Режим доступа: http://gramota.ru/

 


Тема 7. Синтаксические нормы современного русского литературного языка

 

Цели и задачи изученияданной темы – получение общетеоретических знаний о синтаксических нормах современного русского литературного языка. В ходе изучения этой темы необходимо акцентировать внимание на распространённых синтаксических ошибках, которых следует избегать в речи.

 

Изучив данную тему, Вы:

Будете знать:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     основные синтаксические ошибки;

 

приобретёте следующие профессиональные компетенции:

·     грамотно пользоваться богатыми синтаксическими ресурсами русского литературного языка в своей речевой практике;

·     правильно строить словосочетания (например, согласно приказу, по возвращении из командировки и др.), предложения с причастными и деепричастными оборотами;

·     работать со словарями русского литературного языка;

·     стремиться к саморазвитию, повышению своего речевого мастерства.

 

В процессе освоения темы акцентируйте внимание на следующих ключевых понятиях:

·     синтаксические нормы русского литературного языка;

·     варианты координации главных членов предложения;

·     синтаксическое управление;

·     построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопросы темы:

1.  Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

2.  Трудные случаи синтаксического управления.

3.  Построение предложений с деепричастными оборотами.

 

Вопрос 1. Синтаксические нормы русского литературного языка. Варианты координации главных членов предложения.

 

Синтаксис (от греч. sýntaxis – построение, порядок) – раздел языкознания, изучающий правила соединения слов и форм слов, а также единства, в составе которых эти правила реализуются (словосочетания и предложения).

Синтаксические нормы русского литературного языка – это правила построения словосочетаний и предложений.

Правильно ли говорить и писать: согласно договора, скучаем по васразъяснение о проводимой политике? На эти и подобные вопросы ответ дают синтаксические нормы русского литературного языка.