Файл: Литература по теме Тема Понятие культура речи. Качества культурной речи Вопрос Определение понятия культура речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 2279
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
но: с нулевым окончанием:
белил нападок опилок перил | потёмок сардин сумерек |
Названия национальностей подчиняются следующим правилам:
а) слова с основой на –н, –р имеют нулевые окончания: англичан, армян, грузин, лезгин, осетин, туркмен, цыган, башкир, болгар.;
б) слова с основой на другие буквы имеют окончание –ов: киргизов, калмыков, таджиков, узбеков, монголов, якутов.
Исключение: турок, бурят.
Названия воинских групп и прежних родов войск требуют следующих окончаний:
а) без числительных названия действующих воинских групп и прежних родов войск имеют нулевое окончание: (отряд) партизан, солдат, гренадер, гардемарин, гусар, драгун, улан;
б) прежние рода войск с числительными имеют окончания –ов: 10 гусаров, 5 гардемаринов, 7 уланов.
Названия единиц измерений вариативны:
а) ампер, ватт, вольт, вольт-ампер – в разговорной и письменной речи; грамм, килограмм– в разговорной речи (т.е. в пределах литературной нормы);
б) граммов, килограммов– в письменной речи (в том числе и на упаковках товаров!).
Существительные мужского рода на твёрдый согласный группы «овощи – фрукты» имеют окончание –ов: апельсинов, мандаринов, бананов, помидоров, баклажанов и др.
С нулевым окончанием употребляются названия фруктов и овощей среднего и женского рода – вишен (вишня, ж.р.), яблок (яблоко, ср.р.).
Усеченные формы (апельсин, мандарин, банан, помидор) характерны для разговорной речи.
Существительные женского рода.
1. Существительные на –ля, –ня имеют нулевое окончание: вафель,
кровель, сплетен, нянь, вишен, яблонь, подворотен, простынь и простыней, ставени ставней.
2. Некоторые существительные имеют окончание –ей: свечей(но: игра не стоит свеч), гантелей, ладоней, оладий (ед.ч. оладья!), кеглей, пригоршней и пригоршен.
3. Существительные на –ия имеют окончание –ий: аудиторий, академий, консерваторий.
Запомните: кочерёг, розог, серёг, фресок
Существительные среднего рода.
Запомните окончания родительного падежа множественного числа существительных среднего рода.
болотцев верховьев и верховий доньев (им.п. ед.ч. – дно, им.п. мн.ч. – донья) коленей (частей ног) | низовьев и низовий облачков оконцев подмастерьев поленьев (им.п. ед.ч. – полено, им.п. мн.ч. – поленья) устьев |
но: с нулевым окончанием:
блюдец взморий запястий зеркалец колен (фигур в танце, пении; поколений) кочевий кушаний мест | одеялец перепутий побережий поленец и поленцев половодий полотенец поместий, предгорий снадобий |
Большинство существительных, сохранивших значение уменьшительных форм, в род. пад. мн.ч., как и все существительные ср. рода на –е, принимают нулевую форму –ец: зеркальце – зеркалец, одеяльце – одеялец и др. У отдельных слов сохранились некогда широко распространённые народные формы на –ев: оконце – оконцев, поленце – поленцев и др. (см. табл. выше).
Вопрос 2. Морфологические нормы имён прилагательных.
Ошибки в образовании и употреблении форм имен прилагательных немногочисленны и происходят в основном при образовании кратких форм и степеней сравнения имён прилагательных.
Краткая форма прилагательного – словоизменительная разновидность многих качественных прилагательных, образуемая путём прибавления к основе прилагательных следующих окончаний:
нулевого окончания в форме мужского рода, –а/–я, –о/–е в формах женского и среднего рода, –и/–ы во множественном числе, например:хороший –хорош, хороша, хорошо; хороши.
Если основа оканчивается на –енн, то в форме мужского рода–н– усекается: легкомысленный – легкомыслен. В форме женского и среднего рода, а также во множественном числе –нн– остаются: легкомысленна, легкомысленно, легкомысленны.Несколько прилагательных с ударением на суффиксе в краткой форме муж.рода употребляются преимущественно с концовкой –енен: надменен, неприкосновенен, несовершенен, несомненен, обыкновенен, одновременен, откровенен, проникновенен, почтенен, современен.Следует отметить, что в устной речи формы на –енен являются предпочтительнее для говорящих, чем формы на –ен, и многие словари допускают этот вариант образования краткой формы прилагательных, но только в непринуждённой разговорной речи, например:
· безнравствен и безнравственен;
· бессмыслен и бессмысленен;
· бесчислен и бесчисленен;
· величествен и величественен;
· невежествен и невежественен и др.
Степени сравнения–словоизменительная категория прилагательных, наречий и предикативов, образуемая противопоставлением положительной, сравнительной и превосходной степеней, находящихся между собой в отношениях градуальной смысловой оппозиции. Исходной является положительная степень:высокий, тёплый.
· Сравнительная степень указывает на то, что обозначаемый признак характерен для данного предмета (действия, признака) в большей степени, чем для другого предмета (действия, признака):Наша яблоня выше, чем соседская; Сегодня на улице теплее вчерашнего.
Простая (синтетическая) форма сравнительной степени образуется путём прибавления к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующих суффиксов –е, –ше(–же), –ее(–ей): тёплый – теплее, громкий – громче, ранний – раньше, глубокий – глубже.
Составная (аналитическая) форма сравнительной степени образуется при помощи вспомогательных слов более, менее, которые добавляются к основе исходной положительной степени:
более тёплый, менее тёплый.
За пределами литературной нормы находятся встречающиеся в речи формы простой сравнительной степени типабойчее, звончее, богатее, слаже, сладче, красивше, длиньше и др. Это просторечные формы, литературные их варианты – бойче, звонче, богаче, слаще, красивее, длиннее.
Формы сравнительной степени с приставкой по–, вносящей добавочное значение 'несколько, немного' (побольше, посильнее, повыше), допустимы лишь в разговорной речи, в книжной же следует употреблять конструкции немного больше, несколько сильнее.
При употреблении форм сравнительной степени должен быть указан объект сравнения, например: Сейчас нет задачи важнее, чем выполнение плана (из газет); И нет ничего сложнее внутреннего мира человека (В. Тендряков). Предложения типа Эта комната более чистая и светлая не соответствуют нормам литературного языка.
· Превосходная степень указывает на то, что признак предмета или признака, обозначенный данной формой, представлен в своём максимальном проявлении, в самой высокой степени по сравнению с однородными признаками других сравниваемых предметов или признаков: величайшие умы человечества, она была красивее всех в классе, веселее всего было в цирке.
Простая (синтетическая) форма превосходной степени образуется прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного формообразующеого суффикса –ейш– или к основам на <г>, <к>, <х> суффикса –айш–, например: красúвейший, тончайший.
Составная (аналитическая) форма превосходной степени прилагательных образуется несколькими способами:
1) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного слова самый: самый высокий, самый способный;
2) прибавлением к основе исходной положительной степени прилагательного вспомогательных слов наиболее, наименее: наиболее способный, наименее способный;
3) прибавлением к синтетической (простой) сравнительной степени прилагательного вспомогательного слова всего (если характеризуемый предмет неодушевлённый) или всех (если характеризуемый предмет одушевлённый): Всего сложнее в личных отношениях – достигнуть компромисса; Выше всех в 1 классе был Александр Новиков.
Распространенными ошибками при образовании степеней сравнения имён прилагательных являются следующие:
· образование сравнительной и превосходной степеней сравнения путем соединения аналитической и синтетической форм: более сильнее, самый сильнейший;
· образование плеонастических сочетаний типа несколько поподробнее(слово поподробнее имеет значение 'несколько, немного');
· образование форм сравнительной степени от относительных прилагательных: более синонимический ряд, более разговорный вариант.
Такие формы допускаются в произведениях художественной литературы, где их употребление стилистически мотивировано:Мы хороним самого земного изо всех прошедших на земле людей (В. Маяковский); В такой непроглядный вьюжный вечер успех решался не тем, кто железней или метче, а удачливей кто (Л. Леонов);
· ошибочным является также образование форм превосходной степени путем присоединения к прилагательным в форме положительной степени приставки наи– : наивыгодный, наиприятный (правильно: наивыгоднейший, наиприятнейший).
При употреблении синонимичных форм в речи следует учитывать их семантические и стилистические оттенки. Так, простая форма сравнительной степени (интереснее, сильнее) стилистически нейтральна, она употребляется во всех стилях; сложная (более интересный, более сильный) свойственна книжной речи. Простая форма превосходной степени имеет книжную окраску, сложная –нейтральную.
Вопрос 3. Морфологические нормы имён числительных.
Одной из наиболее трудных тем в русской грамматике является передача в устной речи количественных числительных в косвенных падежах, особенно сложных и составных числительных. Как правильно сказать: нет пятисот рублей или нет пятиста рублей, с шестьюдесятью сослуживцами или с шестидесятью сослуживцами?
Числительные делятся на два основных разряда: количественные и порядковые. Количественные числительные в свою очередь подразделяются на собственно количественные (два, семнадцать, сорок) и собирательные (двое, трое).
Количественные числительные – лексико-грамматический разряд числительных типа два, тридцать, сто, восемьдесят пять, обозначающих несобирательное количество.
Количественные числительные по структуре делятся на простые (три, пять, двенадцать, сорок), сложные (пятьдесят, двести, шестьсот) и составные (двадцать пять, триста шестьдесят девять).