Файл: Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися (далее рекомендации) определяют порядок проведения туристских походов (экспедиций) с обучающимися на территории Российской Федерации и за ее пределами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Персональные продажи составляют одну из статей маркетингового плана компании. Они являются чуть ли не единственным элементом коммуникационного комплекса, который обеспечивает обратную связь с клиентом независимо от того, осуществлялась ли она через персонал по продажам или непосредственно со стороны руководства компании или ее сотрудников.

Глава II. Теоретические основы содержания маркетинговой службы

2.1. Цели, задачи и виды планирования

Во всех сферах и на всех уровнях организации и осуществления предпринима­тельской деятельности, в том числе и в маркетинговой деятельности, требуются подготовка и упорядочение решений о целях, средствах и мероприятиях (действи­ях), которые должны обеспечивать производство и реализацию продукции, удов­летворяющей имеющийся спрос и перспективные потребности покупателей.

Функции подготовки, обоснования, реализации и контроля таких решений в системе управления являются составными элементами процесса планирования.

Планирование как особая форма деятельности, содержанием которой являют­ся разработка, согласование и контроль за ходом выполнения плана организации по созданию и реализации продукции, которая востребована на рынке, использу­ется в российском предпринимательстве начиная с 1990-х гг.

Планирование как процесс разработки плана — это непрерывный поиск и ис­пользование новых путей и способов совершенствования деятельности предпри­ятия в постоянно меняющихся условиях рыночных отношений.

План может рассматриваться как модель поведения (настоящего или будуще­го) фирмы, как система мероприятий, направленных на достижение поставлен­ных менеджментом целей.

План предприятия включает систему мероприятий, необходимых для дости­жения тех или иных целей, их содержание, обеспеченность ресурсами, объемы, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реали­зации продукции.

План может рассматриваться и как совокупность прогнозов и социально-эко­номических целей, достижение которых обеспечивается использованием опреде­ленных средств и методов.

В отличие от программирования планирование обеспечивает систематическую, сбалансированную увязку целей организации с ее потенциальными возможноcтями по производству и реализации продукции с целями коммерческого поведе­ния потребителей этой продукции.


При помощи планирования достигаются согласование и координация деятель­ности в системе вертикальных и горизонтальных уровней управления предприни­мательскими структурами, что определяет эффективность целеполагания, форми­рование и использование рациональной системы показателей деятельности, воз­можность более точно определить потребность в необходимых ресурсах (рис. 1).



Рис. 1. Планирование и координация в системе управления

В рыночной экономике планирование охватывает уровень компаний и фирм, а на общенациональном уровне оно носит, как правило, индикативный, т. е. ори­ентирующий характер. Планы могут разрабатываться на уровне всего хозяйства страны (государственные, национальные), по отдельным отраслям (отраслевые) и регионам (территориальные), на уровне предприятий и фирм.

Цель планирования заключается в уменьшении предпринимательского риска за счет снижения степени неопределенности будущих бизнес-коммуникаций и концентрации ресурсов на выбранных приоритетных направлениях деятельнос­ти организации.

Основными задачами планирования в системе предпринимательства являются: изучение факторов окружающей среды и конъюнктуры рынка; анализ состояния внутренней среды и ее основных характеристик; прогнозное ориентирование буду­щей стратегии развития; анализ возможных рисков и опасностей; экономическое обоснование концепции и стратегий функционирования и развития; разработка пла­на маркетинга; расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности с учетом эколо­гичное производства и потребления продукции; определение источников финан­сирования для реализации обоснованной стратегии предпринимательства фирмы; разработка контрольных мероприятий для отслеживания затрат и результатов.

Планирование должно базироваться на следующих принципах: системность; комплексность; ограниченность ресурсов; вариантность; оптимальность; согласо­ванность; динамичность; адаптивность.

В рыночной экономике функция планирования рассматривается на:

  • макроуровне (национальная экономика в целом);

  • мегауровне (отраслевые и региональные социально-экономические системы);

  • микроуровне (предпринимательские структуры и организации).

На каждом из этих уровней наряду c планированием могут осуществляться прогнозирование и программирование.



Прогнозирование предпринимательской деятельности связано с выработкой долгосрочной стратегии развития социально-экономической системы (например, фирмы или организации) на основе анализа и оценки различных альтернативных вариантов ее функционирования.

Программирование — это вид деятельности, связанный c выбором наиболее важных проблем развития социально-экономической системы и формированием программ, представляющих собой комплекс мероприятий (задании), направлен­ных на реализацию наиболее значимых целей, скоординированных между собой и увязанных по исполнителям, срокам и ресурсам.

Планирование различается по следующим признакам: по уровню, занимаемо­му той или иной социально-экономической структурой в иерархической струк­туре управления экономикой; содержательности плана; длительности горизонта планирования; охвату проблем; целевому назначению, точности разработки.

Так, различают план национальный, территориальный, или региональный, от­раслевой, краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный, стратегический и так­тический, бизнес-план, маркетинг-план, интегрированный и неинтегрированный, финансовый и экономический, глобальный и детальный, план управления, раз­вития, реконструкции, санации производства, контроля, стимулирования и т. д.

Планирование маркетинга—это процесс, процедура составления плана маркетинга, выбора стратегий маркетинга, нацеленных на рост объема продаж товара и максими­зацию прибыли фирмы. Планирование маркетинга может также рассматриваться как обоснование будущего поведения маркетинговой системы, обеспечивающей эффек­тивное производство, распределение и реализацию продукции фирмы.

Планирование маркетинга охватывает все решения, которые должны быть осу­ществлены для достижения целей предприятия благодаря реализации целей мар­кетинга, а также средства и пути их осуществления. План маркетинга, таким об­разом, является составной частью плана предприятия. Он не только служит пред­посылкой реализации маркетинговых целей, но и предопределяет их выполнение.

Необходимость систематического планирования маркетинга вызывают следу­ющие причины:

  • неустойчивость, постоянные изменения факторов окружающей среды, что от­ражается на конъюнктуре рынка;

  • рост значимости и эффективности маркетинговой политики в системе приня­тия предпринимательских решений;

  • сложность согласования и упорядочения мероприятий предприятия при фор­мировании стратегии поведения на рынке;

  • рост числа и мощности создаваемых предприятий, которые требуют маркетин­говой концепции управления;

  • интернационализация рынков и конкуренции;

  • нестабильность социальной, правовой и экономической информации;

  • интенсификация капитала предприятий;

  • постоянный рост числа инноваций и нововведений;

  • непропорциональный рост затрат на маркетинг;

  • возможность снижения предпринимательского риска.


Планирование маркетинга и его целей тесно взаимосвязано с планированием деятельности предприятия и его целями.

Цели деятельности предприятия могут быть количественными и качественны­ми. К количественным целям можно отнести: объем прибыли, рост прибыли на инвестированный капитал; объем оборота; долю рынка; производительность труда и др. Качественные цели в основном связаны с имиджем, престижем фирмы, охра­ной окружающей среды, социальной защитой работающих и неработающих граж­дан, поддержкой и спонсорингом общественных организаций и мероприятий.

Цели маркетинговой деятельности (цели маркетинга) выступают как инстру­мент обеспечения целей предприятия и, как правило, связаны с поддержанием или увеличением доли фирмы на действующих рынках, с ростом доли фирмы на рынках за счет охвата и продвижения на другие рынки или ниши. Глав­ная цель маркетинга достигается благодаря осуществлению основных целей, та­ких как улучшение качества и дизайна продукта; рационализация распределения и сбыта товара; совершенствование ценообразования и стимулирование покупа­телей; оптимизация коммуникативных процессов в системе маркетинга.

План маркетинга включает следующие разделы:

  • краткое описание важнейших результатов или состояния проблемы;

  • ситуационный анализ внешней и внутренней среды маркетинга;

  • постановка целей маркетинга;

  • разработка стратегий маркетинга;

  • формирование маркетинговых мероприятий;

  • определение затрат на маркетинг;

  • контроль выполнения мероприятий плана маркетинга.

Для достижения целей маркетинга решаются следующие задачи его планиро­вания:

  • выявление целей и критериев оценки планирования маркетинга в зависимости от целей фирмы, состояния рынка и других факторов, влияющих на деятель­ность фирмы;

  • определение внутренних резервов и потенциала маркетинга на предприятии;

  • корректировка (или формирование) стратегического плана маркетинга;

  • организация информационного обеспечения процесса разработки плана мар­кетинга;

  • разработка рациональной структуры плана маркетинга по всему комплексу маркетинга-микса и выявление резервов частных планов (товарного, распре­делительного, цепового, коммуникативного) маркетинга;

  • организация процесса разработки плана маркетинга и его составных элемен­тов (плана ассортимента, плана поставок, плана ценовой политики, плана сбы­та и т. д.);

  • увязка, координация и интеграция составных частей плана маркетинга;

  • создание системы маркетинг-контроля за результатами маркетинговой деятель­ности по выполнению плана маркетинга и за основными показателями деятель­ности предприятия;

  • оценка перспективных тенденций развития рынка, конкуренции с целью кор­ректировки плана маркетинга и улучшения адаптации предприятия к постоян­но меняющейся рыночной конъюнктуре.


Систематизированный план маркетинга интегрирует различные составные ча­сти планов, осуществляет согласование всех мероприятий, проведение которых способствует достижению целей плана. Планы маркетинга классифицируются по таким критериям, как длительность срока действия; содержание или широта ох­вата проблем объекта планирования; точность или глубина проработки; цель пла­нирования маркетинга; способ разработки (степень участия в формировании пла­на).

В зависимости от длительности срока действия различают кратко-, средне- и долгосрочные планы маркетинга.

Основными требованиями для всех видов планов маркетинга являются их ре­альность, достижимость, возможность выражения в количественных величинах и возможность осуществления их согласования и интеграции.

2.2. Организационные структуры маркетинга

Организация маркетинга, или маркетинговой деятельности, охватывает широ­кий спектр работ и функций, имеющих место при внедрении и использовании рыночной философии организации предпринимательства, главным принципом которой является ориентация на потребителя — на изучение и удовлетворение его потребностей и желаний.

Для осуществления всего комплекса работ и функций в сфере маркетинга, для их организации и координации в предпринимательских структурах создаются, в зависимости от степени интеграции и охвата маркетинговой концепцией под­разделений организации, группы, отделы, службы и управления маркетингом. Такие образования служат соединительным звеном между работами (видами де­ятельности) и работниками, устанавливая как соответствующий способ взаимо­действия работников внутри своего подразделения, так и формы отношений со смеж­ными подразделениями организации и субъектами определяющей среды. В этом контексте организационное образование выступает как система определенной организационной структуры.

Организационная структура определяет сложившийся (или проектируемый) в организации (службе) численный состав подразделений, связи и отношения между ними, а также уровень их интеграции в единое целое. Она устанавливает степень обособленности, департаментизации (организационного обособления) вхожих в нее подразделений (групп, отделов), уровень их правовой самостоятель­ности в получении необходимой информации и принятии решений Структура как бы закрепляет внутреннюю композицию организации (службы), фиксирует количественный и качественный составы входящих в нее образований, их иерар­хическую субординацию, распределение власти и самостоятельности между ними.