Файл: Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися (далее рекомендации) определяют порядок проведения туристских походов (экспедиций) с обучающимися на территории Российской Федерации и за ее пределами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выбор организационной структуры подразделения предприятия зависит от мно­гих факторов. Наиболее важны следующие факторы: тип организации, в которой создается подразделение; вид стратегии, которой придерживается организация; уровень существующего проектируемого разделения труда в подразделении (служ­бе); тип департаментизации основных функций и работ; наличие и развитость тех­нологических и функциональных связей со смежными подразделениями органи­зации; наличие связей с внешней средой; существующие нормы управляемости и контролируемости; уровень, занимаемый в иерархии управления; степень центра­лизации и децентрализации в принятии решений; необходимый уровень диффе­ренциации и интеграции данного подразделения в процессе взаимодействия его со смежными отделами (группами) организации.

В зависимости от характера и уровня взаимодействия различают несколько типов организационных структур предприятий (табл. 1).

Таблица 1.Основные типы организационных структур


Тип организационной структуры

Характеристика взаимодействия

Уровень взаимодействия

Механистическая Органическая

Взаимодействие с внешней средой

«Организация — Внешняя среда»

Традиционная

(линейно-функциональная) Дивизиональная, или отделенческая

Матричная

Взаимодействие подразделений

«Подразделение — Подразделение»

Корпоративная Индивидуалистская

Взаимодействие с человеком

«Индивид — Организация»
Механистическая организационная структура (когда система проектируется наподобие машинного механизма) базируется на использовании формальных правил и процедур, централизации в принятии решений и жесткой иерархии вла­сти в системе управления организацией и ее подразделениями.

Органическая организационная структура (отражает качества живого организ­ма) характеризуется слабым или умеренным использованием формальных пра­вил и процедур, децентрализацией и привлечением работников к принятию ре­шений, высокой ответственностью при выполнении заданий и гибкостью струк­туры власти.


Традиционная организационная структура является комбинацией линейной и функциональной схем организационных структур, которые достаточно эффектив­но действуют в условиях стабильного и экстенсивного развития производства.

Дивизиональная организационная структура сочетает централизованное пла­нирование на верхнем уровне иерархии и децентрализованную деятельность под­разделений. Она ориентирована на конечный результат (продукт, потребитель, рынок) и наиболее эффективна для многопродуктового производства и террито­риально разобщенных рынков. Создается возможность линейной и функциональ­ной координации и принятия решений по уровням; все это повышает качество организации предпринимательской деятельности.

Матричная организационная структура является комбинацией функциональ­ной и продуктовой схем, благодаря чему обретает цели и необходимые ресурсы по их достижению.

Корпоративная организационная структура представляет собой социальный тип организации, в которой имеются максимальная нейтрализация и авторитар­ность руководства, возможность объединения людских ресурсов и монополия на информацию.

Индивидуалистская организационная структура — совокупность полуавтоном­ных образований, деятельность которых базируется на принципах конкуренции и кооперации, увязки интересов всех подразделений (членов); устойчивость и конкурентоспособность таких структур очень высокая.

При разработке организационной структуры необходимо учитывать уровень разделения труда в организации и ее подразделениях. Это связано с тем, что воз­можно изменение специализации работ как по функциям, так и по их конкретно­му применению и решению отдельных задач. Возможности применения техноло­гической (горизонтальной) и управленческой (вертикальной) специализаций должны быть учтены при совершенствовании организационной структуры.

Организационная структура охватывает определенное количество подразделе­ний, работ и персонала. При росте численности подчиненных увеличивается число межличностных коммуникаций, например между руководителем и подчиненным. Чрезмерное увеличение количества подчиненных и числа подразделений создает неблагоприятные условия для управляемости организационной структурой.


Тема № 5. Разработка плана маркетинга туристского предприятия.

Согласно современной теории менеджмента в структуре организации, занима­ющейся предпринимательством, можно выделить пять групп функциональных процессов: производство; маркетинг; финансы; работа с кадрами; учет, ана­лиз и контроль хозяйственной деятельности. Основные направления деятельности этих отделов приведены в табл. 2.

Рассмотренные выше методические положения по формированию организа­ционных структур предприятия являются основой разработки и обоснования орга­низационных структур маркетинга, т. е. подразделений, которые отвечают за орга­низацию, планирование, координацию и проведение маркетинговой политики на предприятии.

Существенными факторами, влияющими на выбор организационной структуры и на принятие решения о целесообразности ее применения, являются осознание роли и значимости философии маркетинга для предприятия, отношение к марке­тингу как к современной концепции управления со стороны руководства и всех работников организации. При этом следует учитывать, что маркетинг — это функ­ция и философия предпринимательства, организации всей деятельности предпри­ятия в условиях рынка. В качестве философии предпринимательства маркетинг

Таблица 2. Направления деятельности основных отделов предприятия

Отдел

Направление деятельности

Производственный

Разработка и проектирование продукта; выбор технологического процесса, выбор технологий и методов изготовления продукта и т. д.

Маркетинг

Исследование рынка; разработка предложений по выпуску видов продукции; определение цен на продукты; разработка фирменных знаков; реклама; стимулирование продаж; организация выставок и связей с общественностью; организация маркетинга; организация сбыта продукции; формирование каналов сбыта; разработка систем распределения товара; обслуживание покупателей; организация правового обеспечения маркетинга; составление бюджета маркетин­га; организация маркетинг-аудита и маркетинг-контроллинга и т. д.

Финансовый

Составление бюджета и финансового плана; формирование денеж­ных ресурсов; распределение денежных средств между направле­ниями деятельности организации; оценка финансового потенциала организации

Работа с персоналом

Подбор и расстановка кадров; обучение и повышение квалификации кадров; компенсация за выполняемую работу; создание условий для работы; взаимодействие с профсоюзами и разрешение трудовых споров

Учета, анализа и контроля

Обработка и анализ финансовой информации в деятельности орга­низации, организация учета информации, формирование системы контроля за основными направлениями хозяйственной деятельности


требует ориентации стратегии и тактики бизнеса на потребителя. Он обязывает уча­ствовать в процессе удовлетворения этих потребностей все подразделения, всех со­трудников фирмы, так как в условиях рынка и демократии отношений между субъек­тами маркетинговой системы успех приходит к фирме, когда она ставит перед со­бой цель изучить потребности покупателей и производит продукцию, наиболее полно удовлетворяющую запросы потребителей. Поэтому все сотрудники фирмы должны понимать философию маркетинга и стремиться к достижению обуслов­ленной этой философией общей цели.

Маркетинг выступает как ведущая функция фирмы, которая увязывает реше­ние финансовых, кадровых и других производственных задам. Значение функции маркетинга может меняться в зависимости от условий внешней и внутренней сре­ды, однако это не означает, что он стремится подчинить себе все остальные функ­циональные области (табл. 3.). Маркетинг выступает как движущая сила, ин­дуцирующая в каждом функциональном подразделении организации необходи­мость его участия в формировании и проведении политики фирмы, одобренной потребителями. Выступая в качестве ведущей функцией, маркетинг определяет техническую, производственную политику предприятия, стиль и характер управ­ления всей предпринимательской деятельностью. Специалисты по маркетингу должны довести до каждого инженера-конструктора и производственника, каким потребитель хочет видеть данный продукт, какую цену он готов платить, где и когда потребуется этот продукт.

Однако принятие философии и концепции маркетинга всеми сотрудниками фирмы не может гарантировать выполнение производственных задач — необхо­димо создание организационной структуры, которая претворяла бы концепцию маркетинга в жизнь.

Таблица 3.Эволюция функции маркетинга в деятельности предприятия

Роль функции маркетинга

Основная направленность производственной деятельности

Роль потребителя

Маркетинг — одна из равных функций в деятельности предприятия

Производственно-сбытовая

Отсутствует

Маркетинг — более важная функция в сбытовой деятель­ности предприятия

Сбытовая

Отсутствует

Маркетинг — наиболее важ­ная функция в деятельности предприятия по установлению связей с потребителями

Товарная

Потребитель находится в центре внимания служ­бы маркетинга

Маркетинг — главная функция деятельности предприятия

Удовлетворение запросов потребителей

Потребитель выполняет дифференцированную контрольную функцию

Маркетинг — интегрирующая функция всей деятельности предприятия

Единая скоординированная по­литика по удовлетворению за­просов потребителей

Потребитель выполняет всеохватывающую кон­трольную функцию


Охарактеризуем отдельные принципы построения оргструктур управления маркетингом. Любая оргструктура управления маркетингом может строиться на основе следующих размерностей (одной или нескольких): функции, географи­ческие зоны деятельности, продукты (товары) и потребительские рынки. Ис­ходя из изложенного выделяют следующие принципы организации подразде­лении маркетинга: функциональная организация, географическая организа­ция, продуктовая организация, рыночная организация и различные комбина­ции перечисленных принципом.

Функциональная организация — организационная структура уп­равления, в которой деятельность специалистов в подразделениях маркетинга организована исходя из функций маркетинга, которые они выполняют (мар­кетинговые исследования, сбыт, реклама и т.д.). (В данном и ряде последующих оргструктур маркетинговые службы возглавляет вице-президент по маркетингу. Однако на практике статус маркетинговых служб в системе управления пред­приятиями может быть разным. Поэтому маркетинговые службы может воз­главлять и директор по маркетингу, и начальник отдела маркетинга, и др. ад­министративное лицо.)

Помимо решения конкретных маркетинговых задач важными задачами функциональных маркетинговых служб является обеспечение ориентации всей деятельности организация на использование принципов маркетинга координация работы всех подразделений и служб организации в данном направлении.

Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, од­нако ее эффектность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых про­дуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо (кроме самого руководителя подразделения маркетинга, которому помимо маркетинговых про­блем приходится решать также много других вопросов), отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или зa маркетинговую деятельность на определенных рынках.

Географическая организация — организационная структура управления мар­кетингом, в которой специалисты по маркетингу, в первую очередь сбытови­ки, сгруппированы по отдельным географическим районам. Такая организация позволяет сбытовикам жить в пределах обслуживаемой территории, хорошо знать своих потребителей и эффективноно работать с минимальными и издержкамивремени и средств на разъезды.