Файл: Методические рекомендации по организации и проведению туристских походов с обучающимися (далее рекомендации) определяют порядок проведения туристских походов (экспедиций) с обучающимися на территории Российской Федерации и за ее пределами.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Иногда данная структура управления маркетингом носит название «региональная или территориальная организация маркетинга». Выбор того или иного названия во многом определяется тяготением к применению той или иной терминологии.

Продуктовая (товарная) организация - организационная структура управлении маркетингом, в которой за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного продукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом, у которого в подчинении находятся сотрудники, выполняющие все необходимые для данного продукта функции маркетинга.

Рыночная (сегментная) организация — организационная структура управления маркетингом, в которой управляющие отдельными рынками несут ответственность за разработку и реализацию стратегий и текущих планов маркетинговой деятельности на определенных рынках (сегментах). В зависимости от того смысла, которым вкладывается в понятие «рынок», и оргструктуре могут быть выделены подразделении, ориентированные на конкретных потребителей. В таких точных подразделениях осуществляются все необходимые функции маркетинга.

В широком смысле географическую организацию также можно отнести к одному из видов рыночной организации маркетинга, имея в виду географические (региональные) рынки.

Функционально-продуктовая организация — организационная структура управлениямаркетингом, в которойфункциональные маркетинговые служ­бы предприятия вырабатываюти координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задачмаркетинга. В то же время за разработку реализацию стратегий и текущих планов маркетинга для определенного про­дукта или группы продуктов отвечает управляющий продуктом. Он также фор­мулирует для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролирует их выполнение. Их выполнение возможно на принципах внутреннего хозрасчета. Используется организациями, выпускающими многономенклатурную продукцию.

Преимуществаданного принципа построения оргструктуры управления зак­лючаются в следующем:

  • управляющий, занимающийся определенным продуктом, имеет возмож­ность координировать различные работы по всему комплексу маркетинга для данного продукта;

  • управляющий может быстро реагировать на требования рынка;

  • в поле зрения управляющего постоянно находятся все модели продукта, как пользующиеся повышенным спросом, так и менее популярные у по­купателей.


Однако данному типу оргструктуры присущи и определенные недостатки:

  • управляющий, ответственный за определенный продукт, не наделен пол­номочиями, которые полностью соответствовали бы его деятельности(он, как правило, в производственной сфере только определяет политику в области разработки новых продуктов, отслеживая ее доведение до производства; подразделения НИОКР, опытного производства и производства ему не подчиняются);

  • продуктовая организация часто требует больших затрат, чем ожидалось. Пер­воначально управляющие назначаются для основных продуктов. Однако вскоре в структуре предприятия появляются управляющие, ответственные и за менее важный продукт, имеющие свой штат сотрудников;

  • у сотрудников продуктовых подразделений могут существовать двойные линии подчинения: своим непосредственным руководителям и руково­дителям функциональных маркетинговых служб.

Функционально-рыночная организация — организационная структу­ра управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые службы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых единых для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализа­цию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвечают управля­ющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также формулируют для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области марке­тинговой деятельности на определенных рынках и контролирует их выполнение. Применяется, когда организация выпускает относительно однородную продук­цию, предназначенную для рынков различного типа. Главным достоинством яв­ляется концентрация маркетинговой деятельности вокруг потребностей конкрет­ных рыночных сегментов, а не вокруг отдельных продуктов, что имеет место в продуктовой организации маркетинга. Недостатки подобны недостаткам функци­онально-продуктовой организации маркетинга.

Продуктово-рыночная организация реализуется, когда имеются как управля­ющие отдельными продуктами, так и управляющие отдельными рынками. Про­дуктовые управляющие планируют объемы продаж и прибыль для своих про­дуктов, контактируют при этом с управляющими отдельными рынками с це­лью определения возможного объема продаж. Управляющие отдельными рын­ками в свою очередь отвечают за развитие прибыльных рынков для существую­щих и потенциальных продуктов организации. Применяется организациями, выпускающими различные продукты, реализуемые на многих, сильно отлича­ющихся рынках. Достоинством данной организации маркетинга является то, что уделяется управленческое внимание каждому продукту и каждому рынку.



Продуктовые отделения несут ответственность за маркетинг их продукции во всех регионах. Региональные управляющие маркетингом, предоставляющие информацию о своей деятельности вице-президенту по маркетингу, имеют право принимать решения в области своей деятельности по большинству маркетин­говых проблем (реклама, ценообразование, выбор каналов распределения про­дукции и т.п.).

Функционально-продуктово-рыночная организация — организационная струк­тура управления маркетингом, в которой функциональные маркетинговые служ­бы предприятия вырабатывают и координируют осуществление некоторых еди­ных для предприятия целей и задач маркетинга. В то же время за разработку и реализацию стратегий и планов маркетинга для определенных рынков отвеча­ют управляющие, ответственные за работу на этих рынках. Они также могут формулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия зада­ния в области маркетинговой деятельности на определенных рынках и контро­лируют их выполнение. За разработку, выпуск и сбыт определенных продуктов или группы продуктов отвечают управляющие продуктом. Они также могут фор­мулировать для функциональных маркетинговых служб предприятия задания в области маркетинга определенных продуктов и контролируют их выполнение. Прежде чем принять решения по разработке и выпуску продуктов, управляю­щий продуктом выясняет у управляющих отдельными рынками возможности сбыта этих продуктов на конкретных рынках, формируя таким образом сум­марный портфель будущих заказов. Взаимодействие разных управляющих во многом осуществляется на неформальной основе, так как разнообразие реша­емых задач невозможно полно отразить ни в каких положениях и должностных инструкциях. Наличие функциональных служб сдерживает рост штатов в про­дуктовых и рыночных подразделениях.

Крупные производственные организации могут в местах сбыта своих про­дуктов также создавать специальные маркетинговые службы, деятельность ко­торых направлена только на поддержку сбыта в конкретном регионе.

2.3. Распределение задач, прав и ответственности в системе управления маркетингом

Правильный выбор оргструктуры управления маркетингом только созда­ет предпосылки для эффективной работы маркетинговых служб. Необходи­мо укомплектовать эти службы квалифицированными специалистами, пра­вильно распределить между ними обязанности, наделить их необходимыми правами, создать приемлемые условия для работы. Всем этим должен зани­маться руководитель маркетинговой службы совместно с руководством пред­приятия.


Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удов­летворять общим требованиям, предъявляемым к персоналу (компетентность, высокие моральные качества и т. д.). Кроме того, они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в обла­сти маркетинга.

К числу таких требований относятся:

  • Системность знаний, большая эрудиция и кругозор. Маркетолог должен об­ладать знаниями и в области последних достижений НТП, и в области коммер­ческой деятельности, и в области производства и т. д.

  • Коммуникабельность. Маркетолог должен уметь находить общий язык с людьми разных мировоззрений, привычек, характеров, проживающих в раз­ных регионах и странах и занимающихся разными видами деятельности.

  • Стремление к новому, высокая степень динамизма. Время в маркетинге - решающий фактор. Год в жизни руководителя настоящего времени — меньше, чем 20—30 лет назад. Недаром используется понятие «турбомаркетинг», харак­теризующее стремительность процессов, которые лежат в его основе. Бизнес­мены, а также маркетологи должны уметь быстро реализовать предоставив­шийся шанс. Известный южнокорейский экономист Янг Хо Ю приводит такой пример.

  • Дипломатичность, умение гасить конфликты. Являясь носителем ново­го, маркетолог, вынуждая других руководителей идти на нововведения, вызывает этим у них противодействие и раздражение. Руководители иссле­довательских и конструкторских подразделений не склонны разрабатывать продукцию, нужную потребителям, руководители производственных под­ разделений не хотят часто обновлять номенклатуру выпускаемой продук­ции, экономисты сопротивляются снижению цен и повышенным затратам на рекламу и т. п. Если руководители маркетинговых служб не будут удов­летворять данному требованию, то в организации сложится невыносимый психологический климат.

  • Для тех, кто ведет операции за рубежом, знание иностранных языков спо­собствует установлению духа взаимопонимания с бизнесменами из других стран, проведению рациональной маркетинговой политики.

Распределение задач, прав и ответственности в системе управления марке­тингом может быть осуществлено рациональным образом только в том случае, когда в организации достаточно четко определены место и роль маркетинговьгх служб.

Руководитель маркетинговых служб выполняет опосредствующие функции между подразделениями и со­трудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта
, его произ­водством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей, послепродажным обслуживанием, с одной стороны, и потребителями продук­ции — с другой. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращая в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.

Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, определять слабые и сильные их стороны и возможные рыночные действия. Исходя из этого определять направления совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и доби­ваться выполнения планов и программ маркетинговой деятельности. Дово­дить маркетинговую информацию до всех других подразделений предпри­ятия. Таким образом, разработчики получают от маркетинговых служб ин­формацию о развитии продукта, о том, в каком направлении нужно со­вершенствовать выпускаемую продукцию и какую новую разрабатывать. Производственники узнают, каков должен быть ассортимент выпускаемой продукции, каковы сроки обновления продукции. Подразделения, связан­ные с ценовой политикой, исходя из информации, полученной от службы маркетинга, должны уметь правильно определять цены. Кадры, соответ­ственно, решают вопросы увольнения и найма, повышения квалификации и др. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возмож­ности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Рассмотренная схема важна как база, основа маркетинговой деятельности. Исходя из этой основы, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, конечно, что произ­водственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность кон­курентов и т.п. Однако эта их деятельность направляется и координирует­ся, исходя из интересов предприятия, руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследо­вания.

Маркетинговые службы оказывают влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.

Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные возможности.