Файл: Цель сформировать умения планировать, проектировать и моделировать различные формы логопедической работы на основе знания основных принципов их организации и проведения. 34.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.Кратко опишите основные принципы логопедической работы
воспитывающий характер обучения.
Несмотря на значительные различия в задачах коррекционно-речевой работы, определяемые, прежде всего возрастными, речевыми и индивидуально-личностными особенностями дошкольников, она, тем не менее, базируется на ряде общих принципов, среди которых приоритетными являются:
• индивидуализация;
• разносторонность;
• комплексность;
• систематичность коррекционно-педагогического воздействия.
Индивидуализация логопедического воздействия достигается за счет тщательного динамического изучения логопедом структуры нарушений речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений и особенностей в его речевом развитии.
Для большей полноты раскрытия ресурсов индивидуального подхода речевая работа с детьми осуществляется в ходе индивидуальных занятий и занятий подвижными микрогруппами (2— 4 ребенка). Вместе с тем, современные дошкольные программы воспитания и обучения детей с нарушениями речи ориентированы и на активное использование групповых (подгрупповых) форм работы с детьми, в ходе реализации которых логопед и воспитатели имеют возможность оказывать направленную помощь детям и предлагать адресные индивидуальные задания. Задачи и содержание как индивидуальных, так и групповых занятий определяются исходя из структуры, степени выраженности речевого нарушения у детей, их индивидуально-типологических особенностей и в соответствии с традиционными логопедическими методиками и методическими рекомендациями (Г.А.Волкова, Б.М. Гриншпун, Г.А.Каше, С.А.Миронова, В.И.Се¬ливерстов, Т.Б.Филичева, М.Ф.Фомичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина и др.).
Разносторонность (интегрально-личностный характер) логопедической работы предполагает обязательный учет в коррекционном процессе не только речевых, но и индивидуально-типологических особенностей дошкольников, которые прямо и косвенно мешают нормальному развитию их речи. При этом обязательно должны быть приняты во внимание закономерности как общего психического, так и речевого онтогенеза. Нацеленность логопеда не только и не столько на устранение выявленного у ребенка речевого недостатка, сколько на целостное развитие его личности с помощью специфических и неспецифических коррекционно-педагогических средств и способов — залог успешности логопедического воздействия.
Вместе с тем, анализ разных сторон психофизического развития детей, его потенциальных возможностей и опора на них при планировании и проведении педагогического воздействия должны стать приоритетными задачами не только логопеда, но и всех участников коррекционного процесса — педагогического коллектива ДОУ, родителей и других членов семьи. Тем самым обеспечивается комплексность коррекционного воздействия и возможность проведения соответствующей речевой работы не только непосредственно, но и опосредованно, используя для этого резервы различных видов детской деятельности (игровой, учебно-познавательной, продуктивной и др.), режимных моментов в детском саду, свободного общения и взаимодействия ребенка со взрослыми в семье и т.п. На основе рекомендаций логопеда и в тесном сотрудничестве с ним педагоги и родители создают условия для логопедизации жизни детей — т.е. создания обогащенной предметно-развивающей и поддерживающей речевой среды в дошкольном учреждении и в семье. Это позволяет оказывать коррекционно-речевую помощь детям как параллельно образовательному процессу (в форме специальных логопедических занятий); так и в его контексте за счет активного привлечения внимания к речевому развитию ребенка близких ему взрослых и их равноправного партнерства в коррекционно-образовательном процессе.
Однако все перечисленные условия могут быть сведены на нет в том случае, если при оказании коррекционно-речевой помощи детям не будет соблюдаться должной систематичности. Только проведение хорошо продуманной, рационально спланированной, скоординированной и ежедневной (в противовес фрагментарной и эпизодической) работы дает основание говорить о реальном достижении положительных результатов. Тщательный анализ ресурса регламентированной и нерегламентированной детской деятельности и его рациональное использование позволяют добиться максимального коррекционного эффекта в более короткие сроки.
Модуль 2. Организационные аспекты индивидуальной формы логопедической работы
Задание 2
Цель: формирование профессиональных компетенций в области организации и проведения индивидуальных логопедических занятий.
1. С помощью литературы, предложенной в разделе «Библиотека», заполните таблицу.
«Структура и содержание индивидуальных логопедических занятий»
Вид речевого нарушения | Направления индивидуальной работы | Задачи индивидуального занятия в соответствии с ведущими направлениями работы | Структура занятия | Принципы отбора речевого и дидактического материала |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | I стадия (подготовительная) - подготовить слуховую, моторную, зрительную систему к последующей работе над звуками. II стадия – уточнение артикуляционного и акустического образа, выделение из речевого потока правильно произносимых звуков. III стадия – коррекция нарушенных звуков. | закрепление навыков произношения изученных звуков; отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков; звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков; расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков; закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков. | Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Постановка отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами | формирование у детей полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа, автоматизация слухо-произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие навыков изменения просодических характеристик самостоятельных высказываний в зависимости от речевых намерений. |
Общее недоразвитие речи 1 уровня | Формировать умение вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции. Обучать умению соотносить предметы и изображения с их словесным обозначением | Активизация речевой деятельности. Развитие мышления, зрительной и слуховой памяти, речевого слуха, фонематического слуха, зрительного внимания. Развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики. Воспитание плавного длительного выдоха. | Развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (соответственно тематическому циклу и основному сюжету занятия) Спонтанное вызывание возможных гласных и согласных звуков (согласно сюжету занятий): волк(у-у-у), чайник закипает (дуем в горлышко) | работает над словарем, уточняет и расширяет пассивный и активный словарный запас детей. Слова, которые подбирает логопед, должны быть понятны детям и удобны для произнесения |
Общее недоразвитие речи 2 уровня | развитие понимания речи; активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка; развитие произносительной стороны речи; развитие самостоятельной фразовой речи. | понимания речи; - словарного запаса; - лексико-грамматических структур; фонетического строя языка и слоговой структуры слов; фонематического слуха; формирование предложений; связной речи. | 1)активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата; 2) подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков; 3) постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов. | овладение самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуни- кативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования. |
Общее недоразвитие речи 3 уровня | формирование лексико – грамматических средств языка: a) Развитие понимания речи b) Уточнение и расширение словарного запаса c) Формирование обобщающих понятий. Введение их в лексикон. d) Формирование практических навыков словоизменения e) Формирование навыков употребления простых распространенных предложений и некоторых видов сложных синтаксических структур. 2) формирование правильного звукопроизношения 3) развитие связной речи. | 1) понимания речи и лексико-грамматических средств языка; 2) произносительной стороны речи; 3) самостоятельной развернутой фразовой речи; 4) подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения | 1тип: занятия по формированию фонетико – фонематического строя речи им связной речи. К занятиям 2 типа выделено следующее требование: допускается ненормативное произнесение звуков речи. | логопед выявляет объем речевых навыков ребенка, сопоставляет его с возрастными нормативами, с уровнем психического развития, определяет соотношение дефекта и компенсаторного фона, речевой и познавательной активности, анализирует взаимодействия между процессом овладения звуковой стороной речи, развитием лексического запаса и грамматического строя. |
Ринолалия | учёт механизмов расстройства и особенностей симптоматики; -опора на сохранные функции и анализаторы; -единство речевой системы, то есть одновременная активизация небноглоточных отделов артикуляционного аппарата и дыхания; -учёт возрастных и компенсаторных возможностей ребёнка; -воспитание естественного функционирования механизмов речи: мягкая голосоподача, отбор и использование речевого материала. | Формировать речевое дыхание при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот. Активизировать небную занавеску (после операции она укорачивается за счет рубцевания тканей). Уделяя большое внимание активизации небной занавески, мы тем самым создаем условия для интенсивного выдоха. Работа по коррекции дыхания начинается с выработки направленной воздушной струи через рот. Для этого используем доступные упражнения, которые меньше всего утомляют детей. | Подготовить небную занавеску к смыканию после операции и предотвратить дистрофию мышц глотки. 2. Выработать воздушную направленную струю, затормозить ключичный тип дыхания. 3. Укрепить мускулатуру гортани. 4. Создать предпосылки для правильного звукопроизношения, развивать оральный праксис. 5. Развивать слуховое восприятие фонем. | обучения речевому дыханию, голосообразованию и артикуляции, а также переводу артикуляционной базы в передние отделы речевой полости. |
Дизартрия | Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры; 2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата; 3. Развитие голоса; 4. Развитие слухового внимания; 5. Формирование звукового анализа; 6. Развитие мелкой моторики; | Формирование психической активности ребенка. Заранее подготовленные беседы с детьми и родителями «Все сумею, все смогу и все правильно скажу» 2.Подготовка речевого аппарата к постановке звуков. Массаж. | снятие мышечного напряжения (упражнения на релаксацию, психогимнастика и.д.); - развитие мелкой моторики пальцев рук (контрастные обливания, массаж, самомассаж, пальчиковые гимнастики); - развитие диафрагмально-легочного речевого дыхания; - развитие артикуляционной моторики и формирование правильных артикуляционных укладов; - формирование произносительных навыков, соединение правильного артикуляционного уклада и акустического образа звука; - развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа; - соотнесение артикуляционно-акустического образа звука с графическим изображением – буквой (при условии нормированного произнесения звука); - последовательное введение звука в слог-слово-словосочетание –предложение. | педагогическая технология по преодолению ЗРР у детей раннего возраста с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению ЗРР заключалась в формировании моторной, сенсорной, умственной и речевой сфер. |
Заикание | сочетание четкой артикуляции с равномерным распределением выдоха; - учить соблюдать умеренный и медленный темп речи; последовательно чередовать ритмический рисунок собственной речи. темпо-ритмическое объединение артикуляционной и общей моторики, что достигается специальными упражнениями под музыку. | сопряженно-отраженная речь; ответно-вопросная форма речи; пересказ или рассказ; спонтанная речь. | 1. Снятие мышечных зажимов. Постановка диафрагмального дыхания. Отработка длительного равномерного речевого выдоха на звуках, эталоне, автоматизированных рядах, во фразе. 2. Работа над мягкой атакой звука, над слитностью, плавностью голосоведения, полётностью, высотой, силой голоса, пролонгированным произношением гласных звуков, расширением диапазона голосовых модуляций, интонированностью речи. 3. Нормализация темпа речи. 4. Ритмичность речи с опорой ведущей руки, постепенное сворачивание внешней опоры, переход на внутренний ритм. 5. Паузирование речи. 6. Работа с артикуляцией. 7. Использование мимики и жеста в речевом общении. | Упражнения по снятию тонуса. Игровые упражнения для развития речевого дыхания. 3. Упражнения по развитию голоса. Подвижные игры для развития координации слова и движения. Стихотворения для отраженного и самостоятельного чтения наизусть. Упражнения в вопросо – ответной форме речи. Рассказы, сказки для отраженного чтения и пересказа. Материал для игр – инсценировок, развивающих диалогическую речь. |
Алалия | предложение из одного слова; — предложение из слов-корней; — первые формы слов; — усвоение флексий (изменения состава корня, падежных окончаний); — усвоение предлогов; — развернутая фразовая речь с формированием лексики, фонетики, грамматики. | Расширять пассивный словарь (предметов и их признаков, действий предметов) по теме «Овощи» Учить по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать картинки с овощами, понимать слова обобщающего значения («овощи»). Закреплять навык ведения одностороннего диалога (логопед задает вопрос по содержанию предметных картинок, а ребенок жестом отвечает на него). | 1.формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над диалогом, небольшим простым рассказом, нераспространенными, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности. 2. Формируется фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. Ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия. 3 формирование связной речи — особо сложной коммуникативной деятельности, коммуникативных умений, автоматизация грамматических структур. | Игровой и дидактический материал должен соответствовать возрастным особенностям и уровню речевого развития ребёнка, задачам коррекционно – развивающего обучения. |
2. Подберите упражнения и игры для формирования грамматического строя речи, для развития внимания и памяти, которые можно применить на индивидуальных занятиях.
Игра “Один – много”.
Дерево-деревья, ветка-ветки, дождь-дожди, ветер-ветра, лист-листья, береза-березы, сосна-сосны, дуб-дубы, клен-клены, рябина-рябины, туча-тучи.
Повтори рассказ-описание об осени.
Наступила осень. Небо стало пасмурным и серым. Дует сильный ветер. Идут холодные дожди. Листья на деревьях желтые, красные, зеленые. Пожелтела трава. Птицы улетели на юг.
Игра “Чей листочек?”
У березы-березовый, у дуба-дубовый, у клена-кленовый, у рябины-рябиновый.
Выучить стихотворение.
Вдруг закрыли небо тучи, Разведет повсюду слякоть.
Начал капать дождь колючий. Грязь и лужи на дороге,
Долго дождик будет плакать, Поднимай повыше ноги.
Игра “Назови ласково”.
Помидор-помидорчик, огурец-огурчик, морковь-морковка, лук-лучок, репа-репка, редис-редиска.
Игра “Доскажи словечко”. Сравнить по форме.
Огурец овальный, а помидор ….Морковка треугольная, а лук …. Свекла круглая, а кабачок ….
Сравнить на ощупь.
Огурец шершавый, а кабачок …. Картофель твердый, а помидор ….
Игра “Что лишнее?”
Огурец, кабачок, капуста, морковка.( по цвету) Капуста, помидор, лук, огурец. (по форме) Репа, чеснок, яблоко, огурец. (фрукт)
Составить рассказ-описание по образцу. Овощ выбираете любой.
Это огурец. Это овощ. Огурец растет в огороде. Он овальный, зеленый, шершавый, сочный. Огурцы солят в банках.
Отгадай загадки. Одну выучить наизусть.
Я важный и сочный. У меня красные щечки. (помидор)
За кудрявый хохолок лису из норки поволок.
На ощупь – гладкая, на вкус – как сахар сладкая. (морковь)
На грядке длинный и зеленый, а в банке желтый и соленый. (огурец)
Уродилась я на славу, голова бела, кудрява.
Кто любит щи – меня в них ищи. (капуста)
Сочинить свою загадку. Родители записывают в тетрадь.
3. Составьте планы-конспекты индивидуальных занятий на подготовительном этапе работы над звуком [с], по постановке звука [ш], по автоматизации звука [р] в слогах. В каждом конспекте обязательно сформулировать тему, цель, задачи занятия, отразить последовательность и краткое содержание этапов.
Конспект индивидуального логопедического занятия “Автоматизация звука Р”.
Цель: Автоматизировать четкое произношение звука [Р] изолированно, в слогах, в словах и предложениях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , чистоговорках;
• Уточнить артикуляцию звука [Р];
Дать развернутую характеристику звука Р;
Развивать фонематическую базу;
• Формировать навыки анализа и синтеза слов на примере изучаемого звука;
• Закрепить зрительный образ буквы [Р];
Расширять словарный запас;
Корректировать лексико-грамматический строй речи.
Коррекционно-развивающие:
• Развивать мимическую и артикуляционную мускулатуру ребенка;
Формировать правильное речевое дыхание;
• Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
• формирование положительной установки на участие в занятии;
• формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Стимулировать речевую активность
Оборудование:
Зеркало;
Доска;
Зонд для развития правильной воздушной струи
• мягкая игрушка “пес – Барбос”;
Картинка для выполнения артикуляционной гимнастики “приключения язычка”
Картинка с большой буквой Р;
• предметные картинки со звуком Р;
• картинка для игры “доскажи словечко”
Схема слова
Ход занятия
1. Организационный момент
Посмотри, кто сегодня к нам пришел в гости. Это пес Барбос. Он грустит, так как не умеет рычать и красиво говорить. Давай поможем ему выполнить все задания и упражнения. А у Барбоса есть язычок?( пес “показывает” язык). Тогда давай расскажем ему историю про язычок и его друзей.
2. Артикуляционная гимнастика
Язычок проснулся утром. Выглянул в окошко(высовывание языка). Посмотрел наверх и вниз (“качели”), посмотрел по сторонам (“часики”), почистил зубки (верхние/нижние) и отправился на прогулку. Сел на кораблик (“парус”), подул ветерок (“дыхательные упражнения”) и кораблик приплыл к лягушке (“лягушка”). Лягушка улыбнулась и позвала слоника (“слоник”). Язычок отправился дальше гулять. На полянке встретил змею (“змея”). Со змеей поиграл и дальше побежал. Язычок встретил ежика в лесу (“ежик”). Ежик с язычком поиграл и в норку убежал. Встретил язычок лошадку (“лошадка”). Чтобы у лошадки была красивая грива, язычок ее расчесал (“расческа”). А вот и вечер наступил. Язычок посмотрел на часы (“часики”) и решил отправиться домой. Сел на машинку, завел мотор и вернулся домой (“мотор”).
3. Игра “Отгадай – ка”
Логопед говорит загадки, после каждой отгадки выставляет соответствующую предметную картинку.
Растет в земле на грядке длинная, оранжевая, сладкая. (Морковь).
Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные,
Рыбные котлеты, салаты, винегреты? ( Повар)
Как под солнышком созреет –
Красный цвет тогда имеет.
Наш знакомый с давних пор,
Этот сладкий … (Помидор)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках-сережках.
Ей не скажешь слово “брысь”,
Потому что это… (Рысь)
Логопед просит сказать, какой звук слышится во всех словах (звук Р).
4. Сообщение темы занятия.
Ребенок смотрит в зеркало и произносит звук [р] (губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами. Воздушная струя создает вибрацию. Логопед предлагает дать характеристику данному звуку: Звук [р] согласный или гласный? (звук [р] согласный, так как воздух встречает преграду – язык и зубы).
А еще какой звук [р]? (Твердый, глухой, обозначается синим цветом). На письме звук Р обозначается буквой Р (картинка).
Наши слова состоят из звуков. Давай определим, где стоит звук Р в этих словах (в начале слова, в середине слова, в конце слова)
5. Физкультминутка
Ра-ра-ра- марширует детвора (ребенок марширует)
Ру-ру-ру- встанем рано по утру (тянется на носочках вверх)
Ро-ро-ро- насыпай песок в ведро (выполнять наклоны вниз)
Ры-ры-ры- надуваем мы шары (делать большой круг руками)
Ор-ор-ор- подметаем двор (Имитировать подметание)
Ры – ры – ры –у нас чистые дворы. (Ребенок широко разводит руками)
6. Игра “Что пропало?”
Логопед выкладывает картинки (горох, ворона, рак, перо, топор). Ребенок четко произносит названия картинок. После логопед просит ребенка закрыть глаза и сказать, какой картинки не стало (игра проводится 3 раза).
7. Звуковой анализ и синтез.
Логопед предлагает ребенку составить схему слова “рак”.
Сколько звуков в слове рак? (три звука). Какой звук первый? (звук Р), какой звук второй? (звук А), какой звук третий? (звук К).
Логопед просит слово суп обозначить цветовыми символами звуков.
8. Игра “исправь предложение”
А теперь предстоит самое сложное задание. И если мы с ним справимся, пес Барбос непременно научится красиво говорить и рычать. Исправь предложения:
Мяч играет в Рому (Рома играет в мяч)
Короля носит корона (Корону носит король)
Пруд плавает в рыбе (Рыба плавает в пруду)
Нора роет крота (Крот роет нору).