Файл: Цель сформировать умения планировать, проектировать и моделировать различные формы логопедической работы на основе знания основных принципов их организации и проведения. 34.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Подведение итогов занятия.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука [с]”.
Лексическая тема: Инструменты.
Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с].
Задачи:
1.Работа над постановкой [с].
2.Развитие речевого дыхания.
3.Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Развитие психических процессов: внимания, памяти.
6.Развитие графомоторных навыков: обводка.
Оборудование: колпачок от ручки (или бутылочка с узким горлышком); зубочистка с тупым кончиком (или зонд); пушистая птичка; жетон; картинки с изображением инструментов: (пила, лопата, молоток, гвозди, топор), картинка для обводки «домик».
Ход занятия
I. Организационный момент
-Сегодня мы с тобой отправимся на стройку, где строят новый дом.
-А как ты думаешь, люди каких профессий нужны, чтобы построить дом?
II.Основная часть
1.Развитие речевого дыхания.
-Давай дадим сигнал к началу работы. Подуем в свисток-трубочку (колпачок от ручки)
2.Пальчиковая гимнастика
-Пойдем на стройку (пальчиками по столу).
-Покажем, какие стены будут у дома (ребром ладоней).
-Покажем, какую крышу сделаем (кончики пальцев левой руки поочерёдно соприкасаются с кончиками пальцев правой руки).
3.Артикуляционная гимнастика
-По пути на стройку надо зайти к бабушке с дедушкой. («У бабушки с дедушкой»).
4.Подготовка к постановке звука
-Чтобы построить дом, нужно выкопать большую яму. Чем будем копать?
-Ну конечно же лопаткой. Давай покажем языком, какая у нас будет «Лопатка».
-Теперь сделаем «Качели».
-Прочные качели у нас получились.
-А теперь сделаем хорошую «Горку».
-Передохнём и поиграем «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя под любимую мелодию).
5.Постановка звука
-Логопедический массаж.
-Механическая постановка с помощью зонда или зубочистки (зубочистку положить на среднюю часть спинки языка, нажимать, сжав зубы, губы в улыбке и подуть).
6.Игра на развитие психических процессом: память и внимание.
Логопед показывает картинки и раскладывает в ряд (инструменты)
-Что это? Нужен ли он нам для строительства? (и так с каждой картинкой).
-Запомни как они лежат. Закрой глаза. (поменять две картинки местами)
-Открой глаза, что изменилось? (так несколько раз)
7.Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
-Я буду называть слова, а ты поднимешь жетон, если есть звук [с].
(Самосвал, песок, горка, доска, замок, стройка).
8.Работа по развитию просодических компанентов речи.
-К нам на стройку прилетела вот такая красивая птичка (пушистая). Давай подуем ей на хвостик, хохолок, крылья.
9.Развитие графомоторных навыков – обводка.
-Теперь нарисуем домик, который у нас получился (обвести по пунктирным линиям).
III.Итог. Заключительная часть.
-Где мы сегодня побывали?
-Что строили?
Конспект индивидуального логопедического занятия “ Постановка звука [Ш]”.
Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Организационный момент. - Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш».
Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!
2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
- А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
3. Развитие артикуляторного праксиса.
- Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Давай поупражняем твой язык.
- Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.
- Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.
- Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!
4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].
- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).
- А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец!
- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!
- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.
- Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом.
5. Итог, оценка деятельности. - Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!
Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы
Задание 3
Цель: сформировать практические навыки организации фронтальной формы логопедической работы.
2.Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи.
Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».
Образовательные цели: обучение составлению рассказа по картине.
Развивающие цели: развитие связной речи , уточнение словаря по теме «Приметы зимы», развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения. [2, с.103].
Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: прогулка на участке, наблюдение за птицами, развешивание кормушек.
Ход занятия.
Загадки.
От падений и ударов. Ягод красные серёжки.
А её большие шишки – Что за дерево стоит,
Птицам всем лесным подарок. Будто солнышко горит?
(Шишки ели) (Рябина)
«Подскажи словечко»
На рябине, посмотри, Эти птички-невелички
Веселятся …(снегири). В майках жёлтеньких - …
(синички)
В зимнем парке.
Под периной снежной склоны,
Ёлки в шишках, как в серёжках.
Мы несёмся по дорожкам –
Кто на лыжах, кто на санках,
Лепим бабу на полянке.
Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?
Вот так баба! Как картина!
Вся украшена рябиной!»
Высунул язык щенок,
Удивленья скрыть не смог.
В парке зимнем нагулялись,
По сугробам навалялись.
А теперь домой пора.
До свиданья! До утра!
Физкультурная пауза.
ПРОГУЛКА.
Бабу снежную лепили, «Лепим» снежок ладонями.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять. «Идём» по столу пальчиками.
Птичек крошками кормили, «Крошим хлеб» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведём правой ладонью по левой.
А ещё в снегу валялись, Кладём ладони на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едим» воображаемой ложкой, а потом кла
дём ладони под щёку.
Логопед предлагает ребенку вспомнить, о каком звуке говорили на занятии и дать ему характеристику. Логопед оценивает работу ребенка.
Как рад Барбос. Теперь и он умеет рычать как взрослый пес!
Конспект индивидуального логопедического занятия “Постановка звука [с]”.
Лексическая тема: Инструменты.
Цель: продолжить работу над формированием правильного произношения звука [с].
Задачи:
1.Работа над постановкой [с].
2.Развитие речевого дыхания.
3.Развитие артикуляционных мышц, мышц языка.
4.Развитие мелкой моторики.
5.Развитие психических процессов: внимания, памяти.
6.Развитие графомоторных навыков: обводка.
Оборудование: колпачок от ручки (или бутылочка с узким горлышком); зубочистка с тупым кончиком (или зонд); пушистая птичка; жетон; картинки с изображением инструментов: (пила, лопата, молоток, гвозди, топор), картинка для обводки «домик».
Ход занятия
I. Организационный момент
-Сегодня мы с тобой отправимся на стройку, где строят новый дом.
-А как ты думаешь, люди каких профессий нужны, чтобы построить дом?
II.Основная часть
1.Развитие речевого дыхания.
-Давай дадим сигнал к началу работы. Подуем в свисток-трубочку (колпачок от ручки)
2.Пальчиковая гимнастика
-Пойдем на стройку (пальчиками по столу).
-Покажем, какие стены будут у дома (ребром ладоней).
-Покажем, какую крышу сделаем (кончики пальцев левой руки поочерёдно соприкасаются с кончиками пальцев правой руки).
3.Артикуляционная гимнастика
-По пути на стройку надо зайти к бабушке с дедушкой. («У бабушки с дедушкой»).
4.Подготовка к постановке звука
-Чтобы построить дом, нужно выкопать большую яму. Чем будем копать?
-Ну конечно же лопаткой. Давай покажем языком, какая у нас будет «Лопатка».
-Теперь сделаем «Качели».
-Прочные качели у нас получились.
-А теперь сделаем хорошую «Горку».
-Передохнём и поиграем «Накажем непослушный язычок» (пя-пя-пя под любимую мелодию).
5.Постановка звука
-Логопедический массаж.
-Механическая постановка с помощью зонда или зубочистки (зубочистку положить на среднюю часть спинки языка, нажимать, сжав зубы, губы в улыбке и подуть).
6.Игра на развитие психических процессом: память и внимание.
Логопед показывает картинки и раскладывает в ряд (инструменты)
-Что это? Нужен ли он нам для строительства? (и так с каждой картинкой).
-Запомни как они лежат. Закрой глаза. (поменять две картинки местами)
-Открой глаза, что изменилось? (так несколько раз)
7.Упражнение на развитие фонематического восприятия.
Игра «Поймай звук»
-Я буду называть слова, а ты поднимешь жетон, если есть звук [с].
(Самосвал, песок, горка, доска, замок, стройка).
8.Работа по развитию просодических компанентов речи.
-К нам на стройку прилетела вот такая красивая птичка (пушистая). Давай подуем ей на хвостик, хохолок, крылья.
9.Развитие графомоторных навыков – обводка.
-Теперь нарисуем домик, который у нас получился (обвести по пунктирным линиям).
III.Итог. Заключительная часть.
-Где мы сегодня побывали?
-Что строили?
Конспект индивидуального логопедического занятия “ Постановка звука [Ш]”.
Цели: воспитание воздушной струи, развитие артикуляторного праксиса, формирование артикуляционного уклада звука «ш», дифференциация названий овощей, фруктов, практическое образование существительных суффиксальным способом, развитие словесно-логического мышления, развитие мелкой моторики пальцев рук.
Оборудование: ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см, пособия для артикуляционной гимнастики, профиль артикуляции звука «ш», набор опорных схем, настольное зеркало, картинки-символы неречевых звуков, муляжи овощей, фруктов, пособия на развитие мелкой моторики пальцев рук.
1. Организационный момент. - Здравствуй! Сейчас у нас с тобой логопедическое занятие. На этом занятие мы будем учиться произносить звук «ш».
Скажи правила работы на занятии: глаза смотрят и все видят, уши слушают и все слышат, голова думает, а руки помогают. Отлично!
2. Воспитание сильной направленной длительной плавной ротовой воздушной струи.
- Давай ты мне сейчас покажешь фокусы. (Логопед предлагает ребенку ватный шарик диаметром 2-2,5 см, прикрепленный на нитку длиной 10-12 см). Держи шарик перед губами.
- Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Вытяни губы трубочкой. Легко подуй на шарик. Смотри, как красиво шарик отлетел от твоих губ.
- А теперь держи шарик у носа. Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Подними язык в форме чашечки к верхней губе. Подуй на кончик языка. Смотри, как красиво шарик отлетел вверх.
3. Развитие артикуляторного праксиса.
- Чтобы язык был сильным, правильно произносил все звуки, нужно каждый день выполнять артикуляционную гимнастику. Давай поупражняем твой язык.
- Посмотри на картинку . Что это? Правильно, трубочка. Давай, превратим твои губы в трубочку. Улыбнись, сомкни зубы, вытяни губы вперед. Умница! А теперь смотри в зеркало, держи трубочку под счет до 10.
- Посмотри на картинку. Догадайся, какую артикуляционную гимнастику будем выполнять теперь? Правильно! Давай сделаем чашечку из языка. Улыбнись, открой рот, положи широкий язык на нижнюю губу, края и кончик языка приподними. Замечательно! А сейчас давай посоревнуемся, кто дольше продержит чашечку.
- Представь, ты ел вкусное клубничное варенье, оно у тебя осталось на верхней губе. Улыбнись, оближи «чашечкой» верхнюю губу сверху вниз. Я буду читать стихотворение, а ты выполняй упражнение: очень вкусное варенье, жаль осталось на губе, язычок я подниму и остатки оближу. Молодец, с каждым днем у тебя получается лучше!
4. Формированиеа артикуляционного уклада звука [Ш].
- Посмотри, такое положение принимают язык и губы при произнесении звука «ш». (Логопед предлагает ребенку профиль артикуляции звука с набором опорных схем и настольное зеркало).
- А это шина, послушай, как выходит воздух из проколотой шины: ш-ш-ш. На какие неречевые звуки еще похоже звучание «ш». Правильно, на шипение рассерженного гуся, шипение змеи, на шелест листьев. Послушай еще раз звук: ш-ш-ш. На что похожи губы при произнесении звука? Молодец!
- А теперь, обрати внимание на положение языка при произнесении звука «ш». (Логопед произносит звук и демонстрирует ладони, сложенные чашечкой). Найди карточку со стрелкой, направленной вверх. Умница!
- А сейчас поднеси тыльную сторону своей ладошки к моим губам, почувствуй, какой воздух выходит изо рта. Правильно, выдыхаемая воздушная струя теплая. Найди картинку-символ.
- Давай поупражняем твой язычок. Сделай «чашечку», убери «чашечку» за верхние зубы, округли губы «трубочкой», подуй на язычок теплым воздухом.
5. Итог, оценка деятельности. - Чему ты научился на занятии? Я горжусь тем, как ты сегодня работал!
Модуль 3. Организационные аспекты фронтальной формы логопедической работы
Задание 3
Цель: сформировать практические навыки организации фронтальной формы логопедической работы.
-
С помощью предложенной таблицы проведите сравнительный анализ типов логопедических фронтальных занятий с детьми с речевыми нарушениями по основным критериям.
Типы фронтальных занятий/уроков | Задачи | Структура с указанием основных этапов занятия | Используемые технологии |
по формированию звуковой стороны речи | развитие понимания речи, уточнение и расширение словарного запаса, формирование обобщающих понятий, практических навыков словообразования и словоизменения, умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды синтаксических структур. | 1. Орг.момент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика:упражнения на развитие силы голоса и воздушной струи. 3. Объявление темы урока. 4. Постановка звука. 5. Анализ артикуляции по плану. 6. Закрепление изолированного звука (индивидуальное и хоровое проговаривание, игры на звукоподражание). 7. Развитие фонематического слуха: опознание звука из ряда изолированных, отличных по артикуляционным и акустическим признакам; опознание из слогов; опознание из слов. 8. Закрепление звука в слогах. 9. Закрепление в словах. 10. Закрепление в предложениях. 11. Домашнее задание. 12. Итог занятия. | неречевых звуков в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. |
по развитию связной речи | обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатление об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности излагать содержание картин или их серий, составлять рассказ-описание. | 1Организационный момент: а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти; б) лексические упражнения. 2. Актуализация опорных знаний и представлений: а) вводная беседа; б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений; в) сообщение темы, целей урока. 3. Изучение нового: а) рассказ воспитателя; б) демонстрация наглядности, схем, опор. 4. Обобщение (обобщающая беседа). 5. Закрепление: а) программированные задания; б) графические работы; в) работа с текстом и т.д. 6. Итог. | Учить словообразованию притяжательных прилагательных от существительных, обозначающих животных. Развивать связную речь. Учить составлять небольшой рассказ-описание о каком-либо животном по картине и опорным вопросам. Развивать внимание, память, мышление. |
формирование лексико-грамматических средств языка | формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического слуха и восприятия, навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи, подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза. | 1.Оргмомент с элементами психотерапии. 2. Артикуляционная гимнастика – планируются только самые основные упражнения – моделирующие главные артикуляционные движения того и другого звука. 3. Объявления темы занятия. 4. Проговаривание изолированно звуков, которые отличаются (хоровое, индивидуальное и др.). 5. Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции. 6. Характеристика звуков. 7. Связь звуков с буквами. 8. Развитие лексико-грамматических средств языка 9. Определение звуков в слогах. 10. Чтение слогов по таблице или повторение за логопедом, графический анализ слогов. 11. анализ предложения с графической записью и выделение слов, содержащих изучаемые звуки, выделение самих звуков. 12. Домашнее задание. 13. Итог занятия. | развивать умение четко и правильно отвечать на поставленные вопросы; стимулировать развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления; |
2.Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ОНР 3 уровня по формированию связной речи.
Тема: Рассказ по картине «В зимнем парке».
Образовательные цели: обучение составлению рассказа по картине.
Развивающие цели: развитие связной речи , уточнение словаря по теме «Приметы зимы», развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения. [2, с.103].
Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к природе.
Предварительная работа: прогулка на участке, наблюдение за птицами, развешивание кормушек.
Ход занятия.
-
Организационный момент, объявление темы занятия, отгадывание загадок по теме.
Загадки.
У детишек много шишек В зимнем парке над дорожкой
От падений и ударов. Ягод красные серёжки.
А её большие шишки – Что за дерево стоит,
Птицам всем лесным подарок. Будто солнышко горит?
(Шишки ели) (Рябина)
«Подскажи словечко»
На рябине, посмотри, Эти птички-невелички
Веселятся …(снегири). В майках жёлтеньких - …
(синички)
-
Предварительная беседа.
-
Вы отгадали мои загадки о синичках и снегирях. Вспомните, где вы видели этих птичек. -
Мы видели их на нашем участке. -
Что делали снегири и синички? -
Снегири клевали рябину, а синички сидели на берёзе. Мы повесили там для них кусочки сала. -
Послушайте стихотворение о прогулке детей в зимнем парке. В этом стихотворении говорится и о птичках.
В зимнем парке.
В парке зимнем, в парке сонном
Под периной снежной склоны,
Ёлки в шишках, как в серёжках.
Мы несёмся по дорожкам –
Кто на лыжах, кто на санках,
Лепим бабу на полянке.
Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?
Вот так баба! Как картина!
Вся украшена рябиной!»
Высунул язык щенок,
Удивленья скрыть не смог.
В парке зимнем нагулялись,
По сугробам навалялись.
А теперь домой пора.
До свиданья! До утра!
Физкультурная пауза.
ПРОГУЛКА.
Бабу снежную лепили, «Лепим» снежок ладонями.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибаем пальчики на обеих руках.
Мы во двор пошли гулять. «Идём» по столу пальчиками.
Птичек крошками кормили, «Крошим хлеб» всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведём правой ладонью по левой.
А ещё в снегу валялись, Кладём ладони на стол то одной, то другой стороной.
Все в снегу домой пришли, Отряхиваем ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едим» воображаемой ложкой, а потом кла
дём ладони под щёку.
-
Коллективное составление плана рассказа с помощью вопросов.
-
С чего вы начнёте рассказ? -
Мы начнём рассказ с описания времени года. -
О чём вы расскажите? -
Мы расскажем о том, где лежит снег. Расскажем о деревьях. -
О чём вы будете рассказывать дальше? -
Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают. -
О ком вы ещё расскажите? -
Мы расскажем о птичке и щенке. -
Чем вы закончите рассказ? -
Мы закончим рассказ описанием настроения от картины.