Файл: Кураторский час. Типы, формы, тематика и организация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кураторский час.

Типы, формы, тематика и организация.



Касаясь такого понятия как кураторский час, прежде всего, необходимо дать обобщенное понятие.

Кураторский час (час куратора учебной группы) – это форма воспитательной работы куратора в учебной группе, при которой студенты принимают активное участие в специально организованной деятельности, которая формирует у них систему отношений к окружающему миру.

Мы, преподаватели ССУЗов, являющиеся кураторами, проводим такую работу как внеаудиторную. И наши кураторские часы – наиболее распространенная форма организации фронтальной или интерактивной воспитательной работы. Мы специально организовываем это ценностно-ориентированную деятельность, так как она продолжает формировать у студентов систему отношений к окружающему миру.

Наши кураторские часы – замечательное время для общения куратора со студентами учебной группы. Можно использовать разнообразные приемы, средства и способы взаимодействия.

Кураторские часы выполняют много функций:

  • просветительскую – у студентов расширяется круг знаний, которые не нашли отражение в учебных программах; это может быть разнообразная информация, например, о межличностных отношениях, культуре общения, здоровом образе жизни, важности двигательной деятельности и т.д. – объектом обсуждения может стать любое явление или событие.

  • ориентирующую – у студентов продолжают формироваться ценностные ориентации, отношение к окружающему миру, событиям в нем; продолжается становление иерархии материальных и духовных ценностей; такая функция помогает молодым людям оценивать явления, происходящие в жизни;

  • направляющую - происходит переход теоретических знаний в область практики; возможно направить студентов на реальные практические дела;

  • формирующую у студентов продолжают развиваться навыки осмысления и оценки своих поступков, самих себя; молодые люди продолжают развивать умения вести диалоги, строить выказывания, аргументировать свое мнение; за счет разнообразия деятельности укрепляются отношения в студенческой учебном коллективе.


Чаще всего кураторский час одновременно выполняет все четыре функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет, и формирует студентов. Когда мы определяем цели наших кураторских часов, целесообразно отразить эти функции.

Что качается типологизации кураторских часов, то в дидактической литературе мы можем встретить следующую классификацию:

Типы кураторских часов:

  • информационный;

  • тематический;

  • интеллектуально-познавательнй;

  • нравственный.

В информационном кураторском часе целью может являться формирование у студентов сопричастности к событиям и явлениям общественной жизни, жизни своего города, населенного пункта; студенты могут применить свое знания по истории, обществознанию, у них формируется отношение к происходящему, развиваются исследовательские умения.

Тематический кураторский час обычно развивает кругозор студентов, способствует духовному развитию, формированию интересов и духовный потребностей.

Интеллектуально-познавательный кураторский час способствует именно развитию познавательных интересов студентов, позволяет развивать умения осмыслить свои индивидуальные возможности, пробудить стремление к самосовершенствованию.

Нравственный кураторский час просвещает студентов с целью выработки у них собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; происходит изучение, осмысление и анализ нравственного опыта поколений, критическое осмысление и анализ собственных нравственных поступков, поступков сверстников и однокурсников; продолжается развитие нравственных личностных качеств (доброта, желание помогать людям, умение признавать свои ошибки, отстаивать свою точку и уважать чужую, и др.);

Формы кураторского часа.

Формой является внешнее выражение какого-либо содержания. Формы кураторского часа многообразны:

  • собрание (в том числе экстренное);

  • беседа (нравственная, этическая);

  • диспут;

  • встреча с интересными людьми;

  • викторина по различным областям знаний;

  • КВН;

  • игра-путешествие;

  • сюжетно-ролевая игра;

  • экскурсия;

  • конкурс;

  • тематическая лекция;

  • музыкальная гостиная;

  • квест

  • заочное путешествие;

  • праздник;

  • акция;

  • читательская конференция

В моей педагогической практике хорошо зарекомендовали себя следующие формы проведения кураторских часов:



1) дискуссия (диспут) – студенты вовлекаются в обсуждение поставленной проблемы, вырабатываются умения анализировать факты и явления, отстаивать свою точку зрения с аргументами, слушать и понимать иное мнение, позицию;

2) сюжетно-ролевая игра — форма коллективной творческой деятельности, позволяющая студентам обсудить проблему, повысить ее понимание, вызвать сопереживание, попытаться найти решение с помощью театрализованной игры; варианты проведения ролевых игр: инсценированный суд, пресс-конференция, спрашивали — отвечаем, инсценировка литературного произведения и т.д.;

3) устный журнал — форма расширения и углубления знаний студентов об истории, культуре, жизни людей и т.д.; заранее определяются количество и темы страниц журнала, которые распределяются между творческими группами студентов;

4) социально-культурный проект — это самостоятельное исследование студентов различных социально-значимых проблем и создание социально-значимого продукта; в ходе кураторского часа могут использоваться элементы проектной деятельности;

5) музыкальная гостиная – в учебных группах очень много творческих студентов, которые готовы поделиться с ребятами своим творчеством, рассказать о своих увлечениях.

В нашем колледже кураторские часы проводятся примерно один раз в две недели. Каждый кураторский час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы. Однако традиционная структура кураторского часа включает:

  • вступительную часть

  • основную часть

  • заключение

Такая структура позволяет проследить логику проведения кураторского часа. Во вступлении преподаватель формулирует проблему. Но проблема может быть также определена и самими студентами на основе актуализации их личностного опыта – заданий, активизирующих воспоминания, воображение, интуицию. В основной части происходит обсуждение, а в заключении - принятие решения.

Организация кураторского часа начинается с психологической подготовки студентов к серьезному разговору. Важную часть общей организационной работы составляет и подготовка помещения к данному мероприятию. Аудитория, в которой будет проводиться кураторский час, должна быть чисто убрана, проветрена. Можно написать тему на интерактивной доске вместе с вопросами для обсуждения. Но можно создать интригу, подвести студентов к самостоятельной формулировке темы.


Посадка студентов может быть различной:

  • традиционный способ размещения;



Если принимать во внимание возможности организации коллективного взаимодействия студентов в процессе кураторского часа, легко заметить, что вместо того, чтобы высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, студент автоматически налаживает визуальный и речевой контакт с куратором и адресует свою речь только ему. Такое расположение студентов в учебной аудитории имеет многовековую историю и тесно связано с методической стороной учебной работы, традиционно осуществляемой в условиях классно-урочной системы. Эта схема жестко закрепляет главенствующее положение преподавателя. Каждый студент направлен на него и ограничен в возможностях взаимодействия с другими студентами учебной группы. Возможность видеть лишь затылки, а не лица друг друга, существенно сдерживает возможности взаимного участия каждого из студентов в равноправном диалоге. Результаты воспитательной деятельности могут оказаться скромными.

  • нетрадиционные способы размещения:

  • семинар – куратор стремится разнообразить характер совместной деятельности студентов и прибегает к числу университетских изобретений: расположение парт напоминает университетские семинары; такой способ действенен для коллективного обсуждения, происходит эффект новизны, повышается уровень взаимодействия студентов, ощутимо возрастает их активность – механизм социального взаимодействия работает очень интенсивно;



Один из вариантов посадки «семинар»:



И опять легко заметить, что такая организация пространства значительно более демократична. Каждый участник видит всех или почте всех, может общаться со всеми, все видят его и могут общаться с ним. Каждый может высказаться и быть услышанным не только преподавателем, но и всеми участниками кураторского часа. Однако, место педагога здесь по-прежнему выделено особо. Уже способ размещения указывает на то, что педагог здесь – глава, он ведет коллективное обсуждение. Следовательно, сама организация пространства подчеркивает его особую, доминирующую роль. Поскольку большинство студентов сидят к преподавателю боком, они чувствуют себя явно более раскованно, чем при традиционном размещении.


  • семинар-1 – способ посадки, сходный, но не идентичный предыдущему – педагоги (студент-спикер) уже не доминирует, он здесь не «главный», а «равный среди равных»; при желании роль ведущего или арбитра может быть им сыграна, но она не подчеркивается самой организацией пространства.

Такой вариант размещения студентов очень результативен в смысле эффективной организации совместной деятельности. При коллективном обсуждении проблемы такой вариант размещения студентов на кураторском часе создает максимально благоприятные условия для взаимодействия. Студенты уже не ощущают псевдозащищенности от того, что сидят боком к преподавателю, возникает большая дисциплинированность и ответственность каждого.



Вариант способа посадки «семинар-1»:



Если в течение кураторского часа предполагается работа в паре, то возможные следующие способы расположения:

  • работа в паре



Стулья студентов, поставленные строго напротив друг друга, в процессе взаимодействия непременно смещаются относительно центральной линии (один вправо, другой влево). В итоге оказывается, что подростки непроизвольно садятся не напротив друг друга, а со смещением. Видимо, в размещении напротив завуалировано присутствует направленность на некоторую агрессию, которая не требуется в ситуациях взаимного обучения, но может прорываться в дискуссиях. Когда паре ставится задача на кооперацию (выполнение совместной работы), студентам, как оказалось, комфортнее сидеть рядом, а не напротив, пусть даже со смещением.

Для работы в небольшой группе (три-четыре студента) действуют те же закономерности, что проявляются при взаимодействии в паре. Все зависит от того, какую совместную деятельность выстраивает преподаватель: идет ли речь о кооперации или о конкуренции.

  • учебный турнир



Если предполагается конкурентное взаимодействие, то один из самых продуктивных способов – деление учебной группы на две равные по количеству студентов подгруппы. Для этого разрабатывается особая организация и методика проведения. В таком случае моделируется ситуация группового состязания, которое интересно и эффективно – у каждого участника есть собственное мнение по обсуждаемой проблеме. Обычно преподаватель выясняет, кто какой точки зрения придерживается и объединяет по данному принципу студентов. Педагог может быть спикером, либо уступить эту роль одному из студентов, которого другие участники группы будут, как правило, воспринимать как лидера, вне зависимости от его социального ранга в коллективе. В ходе таких коллективных дискуссий в каждой из двух групп непре­менно выявляются свои лидеры, что естественно. Любопытно, что при данном размещении студентов лидеру груп­пы вообще не требуется специально отведенное место. Он вынужден по­стоянно перемещаться за спинами товарищей, чтобы вести консультации с каждым и иметь возможность управлять действиями группы.