Файл: Кураторский час. Типы, формы, тематика и организация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
размещение для работы в небольшой группе;
Такой вариант взаимодействия студентов также потребует своего способа организации пространства. Возможные варианты:
- деление студенческой группы на 5-6 человек – у всех одинаковая информация, но для работы каждому студенту дается только определенная часть общей темы;
- группа садится за один стол (несколько составленных вместе столов);
- студент знакомит других членов группы с тем, что он изучил, со своим собственным опытом, знаниями - чтобы усвоить всё, члены группы должны послушать каждого.
Варианты кооперации студентов во время кураторского часа:
1) совместно-индивидуальная: студенты вначале действуют обособленно, индивидуально, и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общего продукта; при таком варианте кооперации важен план – его может предложить преподаватель, а может разработать группа в начале кураторского часа;
2) совместно-последовательная: результат, полученный одним участником становится предметом деятельности второго, затем третьего, четвертого и далее.
3) совместно-взаимодействующая: согласование действий студентов на всех этапах деятельности: от планирования и проектирования до завершения (получения окончательного продукта).
Взаимодействие может быть организовано:
- в парах;
- в небольших группах (три-четыре человека);
- в группах по пять-шесть человек;
- в относительно крупных группах (вся учебная студенческая группа).
Опытный куратор старается не затягивать кураторский час, закончить его до того, как студенты почувствуют сильную усталость, но обычно такие мероприятия могут длиться и более часа, если рассматривается актуальная тема, которая заинтересовала каждого студента.
Эффективный кураторский час всегда будет включать в себя следующие компоненты:
-
целевой; -
содержательный; -
организационно-деятельный; -
оценочно-аналитический;
В рамках целевого компонента студенты могут усваивать принятые ценности, нормы, образцы поведения. В содержательном компоненте тему определяет либо педагог, либо студенты.
Содержательный компонент может быть определен и подготовлен как преподавателем, так и студентами курируемой им группы. При выборе содержания кураторского часа внимание обращается на объем, новизну, духовную ценность передаваемой информации.
В организационно-деятельном компоненте часто единственным организатором деятельности и общения выступает куратор, взаимодействие строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы; совместная деятельность регламентируется в соответствии с планом, который разработал преподаватель. Но в то же время, организационно-деятельный компонент может предполагать то, что студенты являются полноправными организаторами кураторского часа – происходит участие и заинтересованность каждого студента учебной группы, актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический подразумевает оценку результативности кураторского часа обогащение жизненного опыта студента, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияющей на развитие индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
Подготовка кураторского часа.
У каждого куратора есть свои «секреты» успешности кураторского часа, однако важную роль играет подготовительный этап. Подготовка данного мероприятия может строиться по следующему плану:
-
определение темы разговора со студентами.
Час общения — это совместное творчество куратора и курируемых. Для того чтобы студенты ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении кураторского часа, но и в определении тем часов общения. Обсудить с ребятами круг интересующих их вопросов, «собрать корзину проблем» и с учетом пожеланий сформулировать тематику кураторских часов.
-
формулировка целей, задач кураторского часа.
Необходимо составить план (сценарий), совместно со студентами подобрать необходимый материал, наглядные пособия, музыкальное сопровождение, возможна презентация по теме; дать конкретные задания студентам для предварительной подготовки (если это предусмотрено сценарием); определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, студентов других курсов.
-
проведение кураторского часа; -
анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.
Тематика кураторских часов разнообразна. Она заранее определяется и отражается в планах кураторов. К планированию целесообразно привлечь студентов и их родителей.
Типичные ошибки при проведении кураторского часа:
-
Дублирование начала занятия, затянутость по времени.
Чтобы избежать такой ошибки и эффективно переключить студентов на внеучебную деятельность, можно использовать сюрпризность в организационном моменте. Очень хорошо в этом качестве «работают» загадки, проблемные вопросы, игровые моменты, звукозаписи. Положительно сказывается изменение организации студентов (расположение студентов, кооперация/конкуренция), переход в другое помещение, (музей колледжа, библиотеку, музыкальный зал).
-
Активность педагога при частичной или полной пассивности студентов. -
Однообразие методов – только беседа или рассказ. 3. -
Преобладание методов формирования сознания над методами формирования поведения. -
Создание учебной атмосферы занятия. -
Назидательность.
Интересно, что воспитательный эффект выше, если студенты максимально активны в течение кураторского часа. В их активизации первостепенное значение имеет создание особой эмоциональной атмосферы, отличной от обычного учебного занятия. Созданию теплой атмосферы способствует отсутствие оценочных суждений в речи педагога: «правильно», «неправильно», «молодец», а использование вместо оценок доброжелательных, эмоциональных реакций: «Как интересно», «Спасибо за новую версию», «Надо же!», Вот это да!»
-
Игнорирование заключительной части.
Часто она сводится к двум вопросам: «Понравилось?», «Что узнали нового?». Рекомендуется использовать задания тестового характера в привлекательной для студентов форме: кроссворд, мини-викторина, блиц, игровая ситуация и другое для определения первичных результатов. Куратор рекомендует студентам применять приобретенного опыта в их личной жизни. Это может быть показ книг по данной проблеме; обсуждение ситуаций, в которых студенты могут применить полученные на кураторском часе умения или информацию. Студенты могут давать советы, рекомендации своим близким.
Анализ кураторского часа:
-
совместный анализ преподавателя с воспитанниками (рефлексия); -
педагогический анализ:
-
Почему? Зачем? - потребности, особенности, интересы. -
Что? – цель. -
Как? – методы, формы работы. -
Активность, вовлеченность, интерес, эмоциональное состояние студентов. -
Удачи, трудности. -
И что мы с этого имеем? - результат, продолжение работы. -
Советы по проведению классного часа (от предметной информации к оценке информации; от общих оценок к развернутым суждениям). -
Внимание к выступлениям студентов, акцент на важных моментах, размышления вместе с воспитанниками, совместный поиск решений проблемы. -
Учет психологических особенностей восприятия материала студентами.
Притча «Лавка возможностей» «Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов. И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко. Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки: - Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку. Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал: - Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
Кураторский час играет большую роль в жизни студентов. Это гибкая по содержанию и структуре форма массовой воспитательной работы, которая представляет собой специально организуемое во внеурочное время общение куратора группы со студентами учебной группы с целью содействия формированию, развитию студенческого коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.