Файл: Занятие 4 Обучающийся Сайфутдинова Нафиса Фазлиддиновна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.01 Дошкольное образование

Дисциплина: Педагогика

Практическое занятие № 4


Выполнил:

Обучающийся Сайфутдинова Нафиса Фазлиддиновна

Преподаватель:

Степанова Елена Ивановна


Задание 1

Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.



п/п

Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин.

Описания направлений и содержания научной деятельности

Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний

1.

Преддошкольная педагогика

Воспитание детей от 1-3 лет. Развитие интеллектуально-познавательной сферы. Формирование интеллекта, эмоциональной и чувствительной сфер личности. Обучение элементарных норм поведения. Правильное развитие речи.

Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной.

2.

Дошкольная педагогика

Воспитание детей дошкольного возраста. Развитие у детей творческой деятельности, становление самообразования и саморазвития.

Изучает тенденции и перспективы развития системы образования и организации воспитания подрастающего поколения. На основании этого формируются новые методы воспитания и образования. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной.

3.

Специальная педагогика

Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения.

Разработка коррекционных и реабилитационных программ для обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии.

Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной.

4.

Социальная педагогика

Это наука, занимающаяся исследованием проблем личностного становления человека в социуме на разных стадиях его возрастного развития.

Разрабатываются соответствующие педагогические методики и технологии, ориентированные на индивидуальное развитие отдельной личности, формирование ее качеств и навыков социальной адаптации. Взаимодействует с психологией, физиологией.

5.

Коррекционная педагогика

Это область педагогики, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практики, предусматривающей своевременную диагностику, профилактику и коррекцию нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении

Разработка коррекционных программ для обучения и воспитания детей с нарушениями социально-психологической адаптации и аномалиями в развитии. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной.

6.

Дефектология:

6.1 Сурдопедагогика

6.2 Тифлопедагогика

6.3 Олигофренопедагогика

6.4 Логопедия







Это наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями СЛУХА (глухих, слабослышащих, оглохших).

Это наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями ЗРЕНИЯ (слепых, частично и слабовидящих).

Это наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ.

Это наука о закономерностях развития, воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в общество детей с нарушениями РЕЧИ при сохранном слухе.







Разработка форм коррекционно-педагогической помощи

Взаимодействует с физиологией и медициной..

Развитие личности, помочь влиться в социальную среду и развивать умения строить социальные взаимоотношения.

Взаимодействует с физиологией и медициной.

Разработка методов тестового обследования и обучения детей с умственной отсталостью. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной.

Разработка программ для развития, воспитания, обучения детей с нарушением речи. Взаимодействует с физиологией и медициной.







Задание 2.
Таблица 2. «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса».




п/п

Направления и виды образовательной деятельности педагога




п/п

Направления и виды деятельность обучаемых


1

Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков

1

Восприятие новых знаний и получение умений

2

Организация эвристической и исследовательской деятельности

2

Ознакомление обучаемых с новыми заданиями

3

Проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения

3

Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей

4

Управление процессом перехода от теории к практике

4

Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем

5

Разъяснение целей и задач обучения

5

Приобретение умений и навыков, а также их систематизация

6

Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения

6

Самоконтроль, самодиагностика достижений

7

Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация;







8

Управление процессом познания научных закономерностей и законов








Задание 3.

Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике

№ п/п


Наименования концепций воспитания


Авторы,
Ф.И.О.

Положительные черты концепций


Недостатки концепций


Практическое применение концепции воспитания


1.

Воспитание на основе потребностей человека

В.П. Созонов

Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализовываться, быть нужным в социальном обществе

Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка

-Организация разнообразной творческой деятельности
-Формирование благоприятного нравственно-психического климата
-Создание условий для укрепления и сохранения здоровья
-Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы
-Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации
-Стать примером для воспитанников

2.

Системное построение процесса воспитания

В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова

Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм

-Воздействие на личность и сознание
-Эффективен только при системном процессе воспитания

-Формирование патриотизма
-Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям
-Развитие личности и творческой самореализации

3.

Воспитание ребенка как человека культуры

Е.В. Бондаревская

Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей

Индивидуальный подход
-Воздействие на личность и сознание

-Формирование и психологической и культуры личности
-Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей




Задание 4.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования направлений воспитания

Характеристики содержания воспитательной деятельности

1.

Трудовое воспитание


-воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности;

-формирование социальной активности и ответственности;

2.

Экологическое воспитание


-выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию;

-развитие ценностного отношения к природе;

3.

Патриотическое воспитание


-привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности;

-воспитание патриотизма и любви к Родине;

4.

Эстетическое воспитание


-освоение правил этикета;

-формирование чувства прекрасного;

5.

Нравственное воспитание


-приобщение к общечеловеческим ценностям

-формирование психологической и мыслительной культуры личности;

6.

Физическое воспитание


-формирование навыков здорового образа жизни;

-выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам;

7.

Умственное воспитание


-формирование умений и навыков мыслительных операций;

-освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

8.

Правовое воспитание


-воспитание законопослушного гражданина общества;

-освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства.


Задание 5
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи





п/п

Наименования

методов воспитания



п/п

Смысловое

наполнение метода



п/п

Приём реализации воспитательного воздействия

1.

Убеждение

1.

Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника.

1.

Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе.


2.

Пример

2.

Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности.

2.

Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах.

3.

Упражнение

3.

Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным.


3.

Вручение грамоты, подарка и похвала.

4.

Поощрение

4.

Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки.

4.

Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!»

5.

Наказание

5.

Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется.


5.

Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении.


6.

Внушение

6.

Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов.

6.

Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ.



Ответ:

1-2-2, 2-1-5, 3-4-6, 4-6-3, 5-3-1, 6-5-4.


Задание 6

Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога



п/п

Наименования форм

Предварительная подготовка

Организатор

Характер влияния педагога

Результат совместной деятельности

1.

Диспут


-Выбор темы и правильность формулировки

-Определить главную цель ведения дискуссии-диспута;

-Составить подробный план, вопросы

-Подготовить помещение, участников и ведущего

Педагог или ученик

-Привлечь в активность всех участников

-С интересом и уверенно вести диспут

-Поощрять участников

-Следить за проведением, соблюдением правил и поведением участников

-Общение, активное проявление личности, высказывание собственного мнения. Помогают создать обстановку сближения, доверия, отвлечения.

-Анализ проведения и итог дискуссии

2.

Консультация


-Выбрать тему. Подобрать необходимый материал

-Содержание должно быть достоверно и понятно, для слушателей

-План четко последователен и логичен

-Продумать ход включения в активное участие слушателей

-Подбор наглядного примера

Педагог

-Привлечь слушателей в активность

-Уверенно и не отклоняясь от темы и плана, провести консультацию

Внимательно слушать и отвечать на вопросы слушателей

-Внимательно следить за ходом проведения мероприятия и поведением участников

-Анализ и оценка проведения консультации

-Подведение итогов

3.

Экскурсия


-Цель, тема, отбор информации

-Выбор места и пути

-Подготовка схематического плана местности экскурсии и дороги к нему

-Отбор и содержание теоритического и практического материала

-Инструктаж

Педагог-экскурсовод

-Практическое восприятие

Психологическое взаимодействие педагога с детьми

Эмоциональный рассказ, и практический показ объектов

-Расширение кругозора

-Внимательно следить за проведением экскурсии

-Проведение инструктажа

Анализ и оценка проведения экскурсии

Подведение итогов

Оценка и анализ знаний детей

4.

Концерт

-Тема концерта

Назначение даты и места концерта

-Подбор номеров, музыки и т.д.

-Сценарий концерта

Репетиции

Педагог, музыкальный работник

Ознакомление с сценарием участников концерта

-Репетиции

-Оформление

-Проведение концерта

-Проведение инструктажа

-Следить за поведением и техникой безопасности участников

Подведение итого

-Анализ и оценка

Подведение итогов

5.

Субботник


-План мероприятия и дата

-Закрепление территории и планирование соответствующего необходимого инвентаря

-Инструктаж по технике безопасности

Педагог

-Проведение

-Закрепление территорий и участков за каждой группой или классом

Закрепление ответственного лица

-Проведение инструктажа по технике безопасности

-Следить за выполнением обязанностей участников и соблюдением техники безопасности

-Проверка каждой группы территорий

-Подведение итогов и анализ мероприятия

6.

Стенгазета


-Тема

Примерный набросок

-Планирование необходимого материала

Выбор актива класса

-План работы

Педагог

-Выбор актива класса и план работ

Помощь в оформлении

-Следить за ходом выполнения и техникой безопасности

-Анализ и оценка

-Подведение итога

-Поощрение участников



Задание 8.

Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся


№ п/п

Педагогические понятия

Определения понятий

1.

Оценка


Определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения детьми знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины.

2.

Отметка

Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности.


3.

Рейтинг


Индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний

4.

Учебное портфолио

Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей.


5.

Шкала


Средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах

6.

Самооценка


Умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями.

7.

Девиантность


Разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций.

8.

Одарённость


Системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми)