Файл: Занятие 4 Обучающийся Сайфутдинова Нафиса Фазлиддиновна Преподаватель Степанова Елена Ивановна.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Педагогика
Практическое занятие № 4
Выполнил:
Обучающийся Сайфутдинова Нафиса Фазлиддиновна
Преподаватель:
Степанова Елена Ивановна
Задание 1
Таблица 1 — Система педагогических наук сферы дошкольного образования и воспитания.
№ п/п | Наименования теоретических и практических педагогических дисциплин. | Описания направлений и содержания научной деятельности | Объекты науки, на которые направлены данные отрасли научных знаний | ||||||||||||
1. | Преддошкольная педагогика | Воспитание детей от 1-3 лет. Развитие интеллектуально-познавательной сферы. Формирование интеллекта, эмоциональной и чувствительной сфер личности. Обучение элементарных норм поведения. Правильное развитие речи. | Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной. | ||||||||||||
2. | Дошкольная педагогика | Воспитание детей дошкольного возраста. Развитие у детей творческой деятельности, становление самообразования и саморазвития. | Изучает тенденции и перспективы развития системы образования и организации воспитания подрастающего поколения. На основании этого формируются новые методы воспитания и образования. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной. | ||||||||||||
3. | Специальная педагогика | Это наука, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специализированных индивидуальных методах воспитания и обучения. | Разработка коррекционных и реабилитационных программ для обучения и воспитания детей с аномалиями в развитии. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной. | ||||||||||||
4. | Социальная педагогика | Это наука, занимающаяся исследованием проблем личностного становления человека в социуме на разных стадиях его возрастного развития. | Разрабатываются соответствующие педагогические методики и технологии, ориентированные на индивидуальное развитие отдельной личности, формирование ее качеств и навыков социальной адаптации. Взаимодействует с психологией, физиологией. | ||||||||||||
5. | Коррекционная педагогика | Это область педагогики, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практики, предусматривающей своевременную диагностику, профилактику и коррекцию нарушений социально-психологической адаптации индивидов, трудностей их в обучении | Разработка коррекционных программ для обучения и воспитания детей с нарушениями социально-психологической адаптации и аномалиями в развитии. Взаимодействует с психологией, физиологией и медициной. | ||||||||||||
6. | Дефектология:
|
|
|
Задание 2.
Таблица 2. «Система направлений и видов деятельности основных участников образовательно-воспитательного процесса».
№ п/п | Направления и виды образовательной деятельности педагога | № п/п | Направления и виды деятельность обучаемых |
1 | Управление процессом осознания и приобретения знаний, а также получения умений и первичных навыков | 1 | Восприятие новых знаний и получение умений |
2 | Организация эвристической и исследовательской деятельности | 2 | Ознакомление обучаемых с новыми заданиями |
3 | Проверка, оценка изменений в обученности и развитии объектов обучения | 3 | Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей |
4 | Управление процессом перехода от теории к практике | 4 | Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем |
5 | Разъяснение целей и задач обучения | 5 | Приобретение умений и навыков, а также их систематизация |
6 | Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения | 6 | Самоконтроль, самодиагностика достижений |
7 | Анализ, синтез, сравнение, сопоставление и систематизация; | | |
8 | Управление процессом познания научных закономерностей и законов | | |
Задание 3.
Таблица 3 — Основные концепции воспитания в современной педагогике
№ п/п | Наименования концепций воспитания | Авторы, Ф.И.О. | Положительные черты концепций | Недостатки концепций | Практическое применение концепции воспитания |
1. | Воспитание на основе потребностей человека | В.П. Созонов | Направлена на сохранение здоровья, развитие творческих способностей, быт признанным и защищенным, самосовершенствоваться и самореализовываться, быть нужным в социальном обществе | Происходит воздействие на эмоцианальную сферу личности и на сознание ребенка | -Организация разнообразной творческой деятельности -Формирование благоприятного нравственно-психического климата -Создание условий для укрепления и сохранения здоровья -Создание мотивации и проведение психолого-просветительской работы -Оказание помощи в развитии самосовершенствовании и самореализации -Стать примером для воспитанников |
2. | Системное построение процесса воспитания | В.А. Караковский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова | Всестороннее гармоничное развитие личности, самопознание и саморазвитие, патриотизм | -Воздействие на личность и сознание -Эффективен только при системном процессе воспитания | -Формирование патриотизма -Приобщение детей к общечеловеческим и нравственным ценностям -Развитие личности и творческой самореализации |
3. | Воспитание ребенка как человека культуры | Е.В. Бондаревская | Помощь в саморазвитии и индивидуальности, воспитание культурных и духовно-нравственных ценностей | Индивидуальный подход -Воздействие на личность и сознание | -Формирование и психологической и культуры личности -Развитие культурно-нравственных и духовных ценностей |
Задание 4.
Таблица 4 — Классификация направлений воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования направлений воспитания | Характеристики содержания воспитательной деятельности |
1. | Трудовое воспитание | -воспитание бережного отношения к результатам трудовой любых видов деятельности; -формирование социальной активности и ответственности; |
2. | Экологическое воспитание | -выработка ценностного отношения к мировому культурному наследию; -развитие ценностного отношения к природе; |
3. | Патриотическое воспитание | -привитие основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности; -воспитание патриотизма и любви к Родине; |
4. | Эстетическое воспитание | -освоение правил этикета; -формирование чувства прекрасного; |
5. | Нравственное воспитание | -приобщение к общечеловеческим ценностям -формирование психологической и мыслительной культуры личности; |
6. | Физическое воспитание | -формирование навыков здорового образа жизни; -выработка стойкого отрицательного отношения к вредным привычкам; |
7. | Умственное воспитание | -формирование умений и навыков мыслительных операций; -освоение рациональных приёмов организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности; |
8. | Правовое воспитание | -воспитание законопослушного гражданина общества; -освоение воспитанниками знаний об идеологических основах государства. |
Задание 5
Таблица 5 — Классификация методов воспитания, группируемых на основании оформления воспитательной задачи
№ п/п | Наименования методов воспитания | № п/п | Смысловое наполнение метода | № п/п | Приём реализации воспитательного воздействия |
1. | Убеждение | 1. | Реализуется при помощи воодушевления воспитанника энтузиазмом педагога, а при недостатке у воспитателя авторитета — путём ссылки на пример, авторитетный для воспитанника. | 1. | Лишение воспитанника права принять участие в экскурсии в связи с нарушением правил поведения в группе. |
2. | Пример | 2. | Реализуется при помощи бесед, дискуссий и других мероприятий, действенной основой которых является слово. В ходе этих бесед воспитаннику предлагают определённый сценарий поведения и убеждают в его целесообразности. | 2. | Беседа с воспитанниками о правилах поведениях в общественных местах. |
3. | Упражнение | 3. | Метод коррекции поведения, который применяется в самом крайнем случае и сводится к лишению воспитанника того положительного социального опыта, который он мог бы приобрести, если бы его поведение было безупречным. | 3. | Вручение грамоты, подарка и похвала. |
4. | Поощрение | 4. | Вовлечение воспитанников в общественно полезную деятельность, в ходе которой они сами могут проверить правильность предложенных им концепций поведения и получить необходимые практические умения и навыки. | 4. | Воспитатель говорит воспитаннику: «Ты должен это сделать, я уверен, что у тебя всё получится!» |
5. | Наказание | 5. | Метод направлен на бессознательную, чувственно-эмоциональную сферу личности, может влиять на человека практически мгновенно. Воля подавляется. | 5. | Демонстрация воспитателями и всеми сотрудниками педагогического коллектива правил поведения, принятых в учебном заведении. |
6. | Внушение | 6. | Стремление закрепить правильные формы поведения воспитанников, внесение в их жизнь положительных материальных и нематериальных моментов. | 6. | Приобщение воспитанников к уборке территории ДОУ. |
Ответ:
1-2-2, 2-1-5, 3-4-6, 4-6-3, 5-3-1, 6-5-4.
Задание 6
Таблица 6 — Формы воспитательной деятельности педагога
№ п/п | Наименования форм | Предварительная подготовка | Организатор | Характер влияния педагога | Результат совместной деятельности |
1. | Диспут | -Выбор темы и правильность формулировки -Определить главную цель ведения дискуссии-диспута; -Составить подробный план, вопросы -Подготовить помещение, участников и ведущего | Педагог или ученик | -Привлечь в активность всех участников -С интересом и уверенно вести диспут -Поощрять участников -Следить за проведением, соблюдением правил и поведением участников | -Общение, активное проявление личности, высказывание собственного мнения. Помогают создать обстановку сближения, доверия, отвлечения. -Анализ проведения и итог дискуссии |
2. | Консультация | -Выбрать тему. Подобрать необходимый материал -Содержание должно быть достоверно и понятно, для слушателей -План четко последователен и логичен -Продумать ход включения в активное участие слушателей -Подбор наглядного примера | Педагог | -Привлечь слушателей в активность -Уверенно и не отклоняясь от темы и плана, провести консультацию Внимательно слушать и отвечать на вопросы слушателей -Внимательно следить за ходом проведения мероприятия и поведением участников | -Анализ и оценка проведения консультации -Подведение итогов |
3. | Экскурсия | -Цель, тема, отбор информации -Выбор места и пути -Подготовка схематического плана местности экскурсии и дороги к нему -Отбор и содержание теоритического и практического материала -Инструктаж | Педагог-экскурсовод | -Практическое восприятие Психологическое взаимодействие педагога с детьми Эмоциональный рассказ, и практический показ объектов -Расширение кругозора -Внимательно следить за проведением экскурсии -Проведение инструктажа | Анализ и оценка проведения экскурсии Подведение итогов Оценка и анализ знаний детей |
4. | Концерт | -Тема концерта Назначение даты и места концерта -Подбор номеров, музыки и т.д. -Сценарий концерта Репетиции | Педагог, музыкальный работник | Ознакомление с сценарием участников концерта -Репетиции -Оформление -Проведение концерта -Проведение инструктажа -Следить за поведением и техникой безопасности участников Подведение итого | -Анализ и оценка Подведение итогов |
5. | Субботник | -План мероприятия и дата -Закрепление территории и планирование соответствующего необходимого инвентаря -Инструктаж по технике безопасности | Педагог | -Проведение -Закрепление территорий и участков за каждой группой или классом Закрепление ответственного лица -Проведение инструктажа по технике безопасности -Следить за выполнением обязанностей участников и соблюдением техники безопасности | -Проверка каждой группы территорий -Подведение итогов и анализ мероприятия |
6. | Стенгазета | -Тема Примерный набросок -Планирование необходимого материала Выбор актива класса -План работы | Педагог | -Выбор актива класса и план работ Помощь в оформлении -Следить за ходом выполнения и техникой безопасности | -Анализ и оценка -Подведение итога -Поощрение участников |
Задание 8.
Таблица 8 — Современная система оценки образовательных достижений учащихся
№ п/п | Педагогические понятия | Определения понятий |
1. | Оценка | Определение и выражение в условных знаках-баллах, а также в оценочных суждениях педагога степени усвоения детьми знаний, умений и навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплины. |
2. | Отметка | Это цифровое выражение знаний учащихся, которое выражается в баллах и помогает педагогу фиксировать уровень их обученности. |
3. | Рейтинг | Индивидуальный числовой показатель оценки учебных достижений школьника, заносимый в классификационный список (рейтинг-лист) и служащий для определения результатов его усвояемости знаний |
4. | Учебное портфолио | Форма и процесс организации (коллекция, отбор и анализ) образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также систематизация соответствующих информационных материалов из внешних источников, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной оценки уровня учебных и индивидуальных достижений учащегося, а также его творческих способностей. |
5. | Шкала | Средство, направленное на фиксацию результатов измерения свойств объектов посредством упорядочивания их в конкретную числовую систему, в рамках которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах |
6. | Самооценка | Умение соотнести достигнутый результат с эталоном и собственными возможностями. |
7. | Девиантность | Разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. |
8. | Одарённость | Системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми) |