ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 41
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Пермский профессионально-педагогический колледж» |
ЗАДАНИЕ К ЗАНЯТИЮ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «17» октября 2022 | |
Наименование дисциплины | Организация мероприятий направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей раннего и дошкольного возраста |
Ф.И.О. педагога | Е.А.Рубахина |
Данные для обратной связи | e-mail: rubahina-elena@mail.ru |
Тема занятия | Характеристика методов и приёмов обучения физическим упражнениям |
Цель занятия | Получение представления о методах и приемах физического воспитания. |
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме | 1.Понятие методов и приёмов физического воспитания. 2.Группы методов физического воспитания 3.Методы слухового восприятия 4. Методы двигательного восприятия. 5. Методы зрительного восприятия 6. Соотношение методов 7. Практическое задание. |
Задание | Изучение материала Выполнение практической работы |
Рекомендации по выполнению задания и необходимые условия для выполнения задания (по необходимости) наличие компьютера, интернета | Для выполнения задания необходимо: 1. Прочитать материал лекции 2. Законспектировать данный материал (в удобном для работы и подготовке к зачету формате: текст, таблица, схема и др.). 3. Выполнить практическое задание используя материал лекции и программы «От рождения до школы» (раздел Физическое развитие). |
Источники информации | Лекционный материал. Учебник Щебеко. Презентация. Программа «От рождения до школы» |
Формы контроля (самоконтроля), требования к оформлению | Ответы представить с указанием И.Ф. О. студента в формате Word |
Срок выполнения и способ передачи результатов выполненного задания | до «19» октября 2022 , ответы до указанного срока разместить в облачном пространстве сайта колледжа, отправить на электронную почту |
Критерии оценки задания | Полнота, грамотность, понимание, осознанность. |
Оценка за занятие | Результат в таблице «Ведомость оценок» в облачном сервере в папке «Задания студентам от преподавателей» |
МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ
С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Способы передачи детям знаний и умений, способы воздействия педагога на воспитанников, способы работы самих детей — все это относится к методам (от греч. me ́thodos — способ, путь) и методическим приемам.
Методы, применяемые в процессе занятий физическими упражнениями, — это разработанные с учетом педагогических закономерностей системы действий педагога, целенаправленное применение которых позволяет организовать определенным способом теоретическую и практическую деятельность занимающихся, обеспечивающую освоение ими двигательных действий, направленное развитие двигательных способностей и формирование физической культуры личности ребенка.
В соответствии с конкретной задачей и условиями занятий физическими упражнениями каждый метод реализуется с помощью методических приемов, входящих в его состав.
Например, метод показа может осуществляться разными приемами:
показом упражнения в профиль или анфас;
показом в необходимом темпе или замедленно и т. п.
Следовательно, внутри каждого метода используются его
разнообразные методические приемы.
Вне метода прием теряет свое значение. Он позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообразных задач и при работе с любыми контингентами детей. Причем чем богаче запас методических приемов, тем шире диапазон применения метода.
В то же время каждый методический прием используется только в частных случаях, а значит, и применяется гораздо реже.
Методических приемов так много, что они не поддаются какому-либо строгому перечислению. Некоторые из них утрачивают свою значимость, видоизменяются, творчеством педагога создаются новые. Различие в уровне преподавания зависит от объема методических приемов, которыми владеют педагоги.
Специальную систему методов и методических приемов обучения, развития, а иногда и форм организации занятий, созданную для решения конкретной задачи, принято называть методикой.
В связи со спецификой физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении используются те методы, которые отражают особенности обучения, воспитания и развития дошкольников.
В основе классификации методов, применяемых на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, используется при- знак восприятия ребенком информации.
Все методы, применяемые на занятиях физическими упражнениями с дошкольниками, можно разделить на т р и г р у п п ы:
методы слухового восприятия;
методы зрительного восприятия;
методы двигательного восприятия.
методы слухового и зрительного восприятия информации используются не только в практике физической культуры.
Условно их можно назвать неспецифическими.
Методы двигательного восприятия являются специфическими (схема 3).
Методы слухового восприятия
Методы слухового восприятия основываются на использовании педагогом слова. Через слово ребенок получает новые знания, понятия, что во многом определяет его отношения к занятиям физическими упражнениями в целом и к изучаемому упражнению в частности.
Педагог имеет возможность использовать две функции слова:
смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала, и эмоциональную, позволяющую воз- действовать на чувства ребенка (схема 4).
Рассказ, придуманный педагогом или взятый из книги, используется для возбуждения у детей интереса к занятиям физическими упражнениями, желания ознакомиться с техникой их выполнения.
Сюжетный (тематический) рассказ можно применять непосредственно на занятии. Например, педагог рассказывает о поездке на дачу, о прогулке в лес и т.д., а дети выполняют соответствующие упражнения.
На занятиях используются также стихи, считалки, загадки.
Описание — это подробное и последовательное изложение особенностей техники выполнения разучиваемого движения.
Описание, необходимое для создания общего представления о движении, используется обычно при обучении детей старшего до- школьного возраста. Словесное описание нередко дополняется показом упражнения.
Объяснение используется при разучивании упражнений. В нем подчеркивается существенное в упражнении и выделяется тот элемент техники, к которому нужно привлечь внимание на данном занятии. Постепенно у детей создается представление о каждом элементе.
Объяснение должно быть кратким, точным, понятным, образным, эмоциональным. При этом следует ссылаться на уже известные упражнения.
Так, обучая метанию в цель, педагог опирается на знания о метании на дальность, делает сравнения, указывая на одинаковое исходное положение, сходство в замахе.
Дети привлекаются к объяснению физических упражнений, как правило, при закреплении двигательных навыков.
Беседа чаще всего имеет вопросно-ответную форму. Она помогает педагогу выяснить интересы детей, их знания, степень усвоения движений, правил подвижной игры, а детям — осознать, осмыслить свой чувственный опыт. Кроме того, беседа способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
Беседа может быть связана с чтением книги, рассматриванием рисунков, картин, с экскурсией на стадион, с прогулкой на лыжах и т.д. Ее проводят как до занятий, прогулок, экскурсий, так и после них. Педагог заранее подбирает темы, намечает вопросы и продумывает методику проведения беседы (приемы активизации детей и т.д.).
Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры). Разбор может быть односторонним, когда его проводит только педагог, или двусторонним — в виде беседы с участием детей.
Указание (распоряжение) отличается краткостью и требует безоговорочного выполнения. Указания чаще всего могут быть использованы:
для уточнения задания;
напоминания, как действовать;
предупреждения и исправления ошибок у детей;
оценки выполнения упражнений (одобрение или неодобрение);
поощрения
Оценка на физкультурном занятии в дошкольном учреждении условно подразделяется на
-воспитывающую (регулирующую по- ведение детей) и
- обучающую (определяющую качество выполнения движений).
Оценка обучающего характера наиболее результативна тогда, когда она дается по ходу выполнения упражнения или сразу после его окончания. Воздействие на детей такой оценки возрастает, если она индивидуализирована; в то время как оценка воспитывающего характера, обращенная ко всем детям, эффективна в конце занятия, она должна носить позитивный характер. Особенно нужна такая оценка во вновь созданной группе при введении новых задач по учебной деятельности. Действие позитивной оценки проявляется тем ярче, чем младше дети.
Под командой понимается произносимый педагогом устный приказ, который имеет определенную форму и точное содержание («Смирно!», «Кругом!» и т.д.). Эта форма речевого воздействия отличается наибольшей лаконичностью и повелительным тоном. Команда относится к числу основных способов прямого руководства (экстренного управления) деятельностью детей. Команды используются при работе только со старшими дошкольниками.
Подсчет позволяет задавать необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими п р и е м а м и:
- голосом с применением счета («раз — два — три — четыре»);
- счетом в сочетании с односложными указаниями («раз—
два — наклон — четыре»);
- только односложными указаниями («вдох—вдох—выдох—
выдох»).
Периодически детям необходимо создавать возможности для работы в естественном для них темпе. Подсчет должен быть ис- пользован только для того, чтобы научить отличать один темп от другого, видоизменять его по ходу работы.
Методы зрительного восприятия.
Методы данной группы обеспечивают зрительное восприятие изучаемого действия, которое выполняет педагог или другой ребе- нок. При этом возможно использование наглядных пособий. Зрительное восприятие способствует более быстрому и прочному усвоению, повышает интерес к изучаемым действиям.
Показ физических упражнений применяется, когда детей знакомят с новыми движениями. Упражнение демонстрируется несколько раз. По мере усвоения упражнения (если это возможно) прибегают к частичному показу, т. е. к показу того элемента техники, который осваивается на данном занятии. Когда у детей уже создалось правильное зрительное и мышечно-двигательное пред- ставление о движении, целесообразно вызывать словом его образ, активизируя при этом мышление ребенка.
Педагогу следует тщательно подготовиться к показу. Важно правильно выбрать место, чтобы демонстрируемое упражнение было видно всем детям. Наиболее сложные упражнения (метание, прыжки и др.) следует показывать в разных плоскостях, чтобы создать правильное представление о положении туловища, ног, рук.
Демонстрация наглядных пособий в виде плоскостных изображений (картины, рисунки, фотографии, диафильмы), а также кино- и видеофильмов используется для уточнения техники физических упражнений.
Наглядные пособия целесообразно показывать в свободное от занятий время. Рассматривая их, дети уточняют свои зрительные представления о физических упражнениях, правильнее выполняют их на физкультурных занятиях и точнее изображают в своих рисунках.
Методы двигательного восприятия
Данные методы основаны на активной двигательной деятельности дет
В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения они подразделяются на две группы: