ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 9
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Михальцова Виктория Сереевна
Практическое задание
-
Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
Методы специальной психологии делят на 3 большие группы:
Методисследования. Он состоит из сбора информации и ее обработки:
-изучение документации на ребенка, в ней содержатся медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, развития и работы органов и систем, ответственных за нарушение психического развития.
-изучение продуктов его деятельности и успеваемости дает представление об уровне развития.
-наблюдение, с целью изучить особенности и возможности развития ребенка.
-беседа с ребенком проводится с целью установления с ним контакта и понятия его общего развития. Со взрослыми для выявления отношения взрослого к проблемам ребенка.
-эксперимент, в процессе его проведения исследователь может управлять изучаемым явлением.
-тест для выяснения индивидуальных психических особенностей ребенка.
Метод профилактики. Направлен на предотвращение нарушений психического развития, диагностику, коррекцию и предупреждение рецидивов. Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
-первичная позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение.
-вторичная заключается в выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему помощи, позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития.
-третичная направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития и осуществляется в форме психологической поддержке ребенка и его семьи в обучении и социализации.
Метод воздействия. Специалист решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, проводит работу с самим ребенком и его семьей.
2. Опираясь на лекцию 25.2 «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:
Закономерности дизонтогенеза | Краткая характеристика |
Функциональная локализация нарушения | Два основных дефекта: частный-нарушение отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; общий- нарушение регуляторных систем. |
Время поражения |
|
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом | Первичный дефект-нарушения биологического характера (ДЦП, поражения органов чувств, корковых зон). Вторичный дефект-нарушения аномального характера (мышление, воображение, моторика). |
Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии | Явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи |
Асинхрония развития | Ретардация-незавершенность отдельных периодов развития (ЗПР). Акселерация отдельных функций (изолированное развитие речи при РДА, раннее сексуальное влечение). Ретардация и акселерация (раннее развитие речи и недоразвитие сенсорной и моторной сфера при РДА) |
-
Опишите депривационные феномены.
Депривационные феномены представляют собой многообразные измененные состояния здоровья, различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствие блокировки значимых психофизиологических потребностей человека. Выделяют несколько видов депривации: сенсорно-перцептивная, коммуникативная, эмоциональная. Недостаточность общения, эмоциональной поддержки, самореализации, уважении пагубно сказываются на психическом развитии. При блокировке сенсорной депривации обнаруживается нарушение восприятия в виде иллюзий и галлюцинаций. Коммуникативная депривация протекает чаще в дошкольном возрасте в замкнутом семейном кругу, с ближайшими родственниками, что усугубляет и без того сложную ситуацию развития детской психики.
-
Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
В конце 19 – начале 20 вв. изучение психологии глухих детей и взрослых осуществлялась в рамках общей психологии, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха. В 30-е гг. ХХ в., Выготский Л.С. создан теорию о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Им были введены понятия о первичных и вторичных дефектах.
Сурдопсихология- это раздел специальной психологии, которая анализирует особенности формирования психики человека, имеющего серьезные дефекты слуха, вплоть до полной глухоты.
Предмет- изучения психического развития с недостатками слуховой функции и установление возможностей и путей компенсации нарушений различной сложности.
Методы. К основным методам относятся наблюдение и психологический эксперимент. Наблюдение применяется к большому кругу явлений. Главное целенаправленность и планомерность, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Активное вмешательство со стороны исследователя – эксперимент. Главное это постановка цели, планирование, анализ полученных результатов.
Педагогическая классификация направлена на обучение детей с нарушениями слуха. В нашей стране наиболее распространена классификация Р.М. Боскис. Ее основу составляют теории Л.С. Выготского, а именно положение о сложной структуре нарушения. Критерии классификации Боскис: 1) степень потери слуха; 2) время потери слуха; 3) уровень развития речи. Глухие (ранооглохшие) дети, родившиеся с нарушенным слухом, не могут воспринимать речь естественным путем и не могут самостоятельно ею овладеть. Они обучаются речи зрительно (чтение с губ) и при помощи слухозрительной аппаратуры. Позднооглохшие – те, кто потерял слух, когда речь уже была сформирована. Для них важно освоение зрительного или слухозрительного восприятия речи. Слабослышащие (тугоухие) дети с частичной потерей слуха. Такие дети в какой-то степени могут самостоятельно овладевать речью.
Для правильного понимания особенностей психического развития детей с нарушением слуха, необходимо разобраться в общих и специфических особенностях развития у них общения, усвоения различных средств общения. Речь – это
процесс использования языка для общения, а язык – это система знаков и правил их преобразования.
5. Опираясь на лекцию 25.5 «Психологические особенности детей с нарушениями зрения речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.
Нарушения речи и зрения | Краткая характеристика |
Нарушения зрения | Снижена скорость восприятия и переработки информации, ослаблена познавательная деятельность, окружающего мира. Снижена двигательная активность, рассеянность, утомляемость, медленное развитие речи, несоответствие слов и образов |
Нарушения устной речи | Дефекты произношения, трудности в различии звуков, ограниченный словарный запас и сложность в построении предложений. Низкая самооценка, неуверенность, тревожность, страх речи. |
Нарушения письменной речи | Дислексия- частичное (полное) нарушение процесса чтения. Трудность в распознавании букв, слияние букв в слоги, а слогов в слова, искажение понимания прочитанного. Дисграфия - частичное (полное) нарушение процессов письма. Смешение или пропуск букв, искажение звукослогового состава слова и структуры предложения. |
-
Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Нарушение интеллекта у детей характеризуется как умственная отсталость, которая вызвана различным органическим поражением ЦНС. Одна из основных характеристик является уменьшение деятельности, направленное на познание мира. Основные синдромы нарушения интеллекта – слабоумие и малоумие. Слабоумие (деменция) – вызванная паталогическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей. Снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскуднение эмоциональной сферы и изменение поведения. Малоумие (олигофрения) – врожденное состояние умственной недостаточности различной степени.
Умственную отсталость подразделяют на:
- идиотию: тяжелые нарушения координации движения, моторики и ориентировки в пространстве. Трудно формируются навыки самообслуживания, недоступно осмысление окружающего мира, речь не развивается или развита слабо.
- имбецильность: более легкое нарушение интеллекта по сравнению с идиотией. Такие дети имеют больше шансов овладеть речью, освоить навыки самообслуживания и трудовой деятельности.
- дебильность: наиболее легкая форма течения болезни. Трудности воспитания и обучения связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций ЦНС. Могут работать и выполнять простейшие виды деятельности, но по шаблону.
Дети с задержкой психического развития, таких детей нельзя отнести с умственно отсталым, т.к. они способны к общению, но возникают трудности при изучении школьной программы.
7. Дайте характеристику психологическим особенностям детей с комбинированными нарушениями
Органическое нарушение ЦНС иногда приводит к возникновению сложных дефектов, представляющих собой сочетание двух и более нарушений развития.
- дети с умственной отсталостью и нарушением слуха. Сложность изучения этой группы детей в том, что отсутствие или снижение слуха вторично вызывает снижение интеллекта.
- дети с умственной отсталостью и нарушением зрения. Слепые дети при правильном обучении успешно овладевают точечно-рельефным шрифтом, чтением, письмом. У умственно отсталых слепых этот процесс обучения занимает значительно больше времени, т.к. из-за поражения ЦНС компенсаторные возможности снижены и механизмы тактильного и слухового анализатора не включаются в работу.
- слепоглухонемые. Они почти полностью лишены возможности получать информацию об окружающем мире, но обладают возможностью к полноценному интеллектуальному развитию. Некоторые полностью осваивают школьную программу и получают высшее образование.
- дети с ЗПР и дефектами зрения и слуха
- глухие и слепые дети с нарушением соматического характера
- дети с множественными дефектами. Нарушены: интеллект, речь, коммуникация, моторика, поведение