ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 314.335.044 Социологические науки
Благорожева Жанна Олеговна, ассистент кафедры социологии и организацииработы с молодежью, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород
ИДЕОЛОГИЯ «ЧАЙЛДФРИ»: ВОСПРИЯТИЕ МОЛОДЕЖИ
Аннотация: Данная статья затрагивает актуальную тему для нашего общества – идеологию «чайлдфри». Не смотря на то что «чайлдфри» не так давно вошло в российское общество, оно стремительно набирает популярность. Идеология «чайлдфри» пропагандирует добровольный отказ от детей, что значительно снижает рождаемость и может привести к демографическому кризису. Особенно важно рассмотреть восприятие молодежи данной идеологии, ведь именно от данной социально-демографической группы зависит демографическое развитие общества. В статье приводится анализ репродуктивных установок молодежи, относительно идеологии «чайлдфри».
Ключевые слова: Чайлдфри, добровольная бездетность, рождаемость, репродуктивное поведение, молодежь.
Annotation: This article touches on a hot topic for our society – the ideology of «childfree». Despite the fact that «childfree» has recently entered the Russian society, it is rapidly gaining popularity. The ideology of «childfree» promotes the voluntary abandonment of children, which significantly reduces the birth rate and can lead to a demographic crisis. It is especially important to consider the perception of young people of this ideology, because the demographic development of society depends on this socio-demographic group. The article provides an analysis of the reproductive attitudes of young people, regarding the ideology of «childfree».
Keywords: Childfree, voluntary childlessness, fertility, reproductive behavior, youth.
Введение. Текущие социальные и экономические процессы в обществе тесно связаны с демографическими. В ходе мировой трансформации меняются демографические стратегии молодежи. Под влиянием внешних факторов формируются и плотно входят в нашу жизнь различные идеологии. Одна из самых популярных идеологий, которая прямо влияет на демографическую ситуацию, является «чайлдфри» [1].
Понятие «чайлдфри» было комплексно сформулировано и обосновано в 1980 г. канадским социологом Дж. Э. Виверс. В книге «Бездетные по собственному выбору» она обобщила идеи и результаты опубликованных ранее собственных научных статей. В буквальном смысле слова под чайлдфри понимаются свободные от детей люди, которые состоят в браке и живут полноценной сексуальной жизнью, но осознанно и
целенаправленно принимают меры для того, чтобы у них не рождались дети. Причем не только в текущем периоде жизни, но и вообще никогда, если речь идет о так называемых истинных представителях чайлдфри [5].
При изучении явления «чайлдфри» необходимо учитывать, что здесь подразумевается, только та категория людей, которая осознанно отказывается от детей в течении всей жизни [2]. Нельзя включать в «чайфлдри» индивидов, которые просто откладывают рождение детей на более поздний срок или не могут завести в связи с физиологическими причинами или медицинскими противопоказаниями [3; 4].
Методология и методы. Изучая отношения молодежи к идеологии чайлдфри нами было проведено социологическое исследование «Идеология чайлдфри: восприятие молодежи». В ходе исследования анализировалось восприятие и отношение молодых людей к данному течению, а также репродуктивные стратегии в общем. Социологическое исследование было проведено методом опроса в форме анкетирования. Целью исследования являлось – проанализировать отношение молодежи города Белгород к идеологии чайлдфри. В опросе приняла участие молодежь от 20 до 30 лет,
проживающие в г. Белгород (N = 310).
Научные результаты и дискуссия. Идеология чайлдфри закрепилась в нашем обществе не так давно, но несмотря на это она оказывает значительное влияние на демографическую ситуацию в стране и репродуктивные установки молодежи.
Как показывают результаты проведенного исследования, 82% респондентов знают о данном явлении, кроме того 14% слышали про «чайдфри», но не вникали в суть данной идеологии.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Знаете ли Вы об идеологии «чайлдфри»?
№ | Варианты ответов | % |
| | |
1 | Да, знаю | 82% |
| | |
3 | Нет, не знаю | 3% |
| | |
3 | Только слышала, но не знаю сути | 14% |
| | |
4 | Затрудняюсь ответить | 1% |
| | |
Важной характеристикой данной идеологии является добровольный отказ от рождения детей. Стоит отметить, что, не смотря на то что большая часть респондентов знает о «чайлдри», в целом к ней относятся нейтрально (62%). При это оставшиеся респонденты в большей степени относятся отрицательно (25%), и лишь малая часть респондентов поддерживает отказ от детей (13%). Таким образом, информированность о «чайлдфри» не провоцирует положительное отношение к добровольному отказу от детей.
По нашему мнению, определенные знания и нейтральное отношение к данной идеологии делает ее актуальной для общества. Рассматривая «чайлдфри» как проблему для современного социума половина респондентов считает ее актуальной.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Считаете ли Вы чайлдфри актуальной проблемой для общества?»
№ | Варианты ответов | % |
| | |
1 | Да | 50 % |
| | |
3 | Скорее да, чем нет | 13% |
| | |
3 | Скорее нет, чем да | 14% |
| | |
4 | Нет | 15% |
| | |
5 | Затрудняюсь ответить | 8% |
| | |
Основной характеристикой принадлежности к идеологии «чайлдфри» является добровольный отказ от рождения детей. Оценивая приверженность респондентов к «чайлдфри», можно сказать, что в целом молодые люди настроены на рождение детей. У 30% респондентов уже есть дети, 24% респондентов однозначно хотят завести детей, а 20% вероятнее всего заведут детей. Говоря о количестве детей, то наиболее желаемое количество детей для респондентов – двое (45%), 17% хотели бы иметь одного ребенка
, а 9% троих и больше. 29% респондентов ответили, что еще не решили или вообще не планируют заводить детей.
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Есть ли в Ваших планах на будущее рождение детей?»
№ | Варианты ответов | % |
| | |
1. | Да, однозначно | 24% |
| | |
2. | Скорее да, чем нет | 20% |
| | |
3. | Скорее нет, чем да | 15% |
| | |
4. | Нет, это не входит в мои планы | 11% |
| | |
5 | Уже есть дети | 30% |
| | |
Значительной составляющей при анализе тенденций «чайлдфри» являются причины отказа от рождения детей. Как мы уже говорили, основная характеристика данной идеологии – это добровольный отказ от детей. По результатам опроса, большая часть респондентов считает, что основной причиной сознательного отказа от рождения детей является стремление
развивать карьеру (37%) и страх ответственности (25%), остальные респонденты придерживаются мнения, что основными причинами могут быть влияние окружения (14%), нелюбовь к детям (13%) желание быть особенным, не таким как все (11%).
Параллельно мы выяснили, какие факторы, по мнению респондентов, оказывают влияние на желание завести ребенка. 52% респондентов придерживаются мнения, что обоюдное желание супругов, а также стремление продолжить род, оказывают наибольше влияние на желание родить ребенка. 23% респондентов считает, что влияет общественное мнение, устоявшиеся традиции. По мнению 10% респондентов социальная политика государства стимулирует рождение детей. Оставшиеся 15% затруднились ответить на данный вопрос.
На вопрос «Как можно минимизировать влияние идеологии «чайлдри» на молодежь?». Респонденты считают, что необходимо активно популяризировать традиционную семью (34%), вводить новые программы поддержки (23%), блокировать всю информацию о «чайлдфри» (9%), оставить таких людей в покое, это личное дело каждого (34%).
В опросе приняло участие 67% респондентов женского пола, и 33% респондентов мужского пола.
Заключение. Таким образом, можно отметить, что в целом молодые люди знают об идеологии «чайлдфри», а также имеют представление об основном содержании и принципах. Многие определяют «чайлдфри» как актуальную проблему для современного общества. Однако, большая часть участников опроса уже имеют детей, либо планируют завести детей в будущем, что уже свидетельствует об отказе следовать данной идеологии. Кроме того, молодые люди считают, что основные факторы, которые популяризируют данную идеологию – это страх ответственности и приоритизация карьеры.
Библиографический список:
-
Антонов А. И., Борисов В.А. Лекции по демографии: учебник для
вузов. Москва, Академический проект; Альма Матер, 2011. 592 с.
-
Антонов А. И., Медков М.В. Социология семьи. Москва, Изд-во МГУ. 2007. 288 с.
-
Белинская Д.В. Социальный портрет чайлдфри // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2018. №13. С. 12-17.
-
Романова И. В. Жанбаз О.О Чайлдфри в контексте трансформации семейных отношений // Вестник Забайкальского государственного университета. 2014. № 12. С. 89-97.
-
Veevers, J. E. Childless by choice. Toronto, Butterworth, 1980. 564 p.