Файл: Курсовая работа по дисциплине История Русской Православной Церкви Нового и Новейшего времени.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ИГУ»)
Исторический факультет
Кафедра религиоведения и теологии
Канонизация Святых угодников Церкви
Курсовая работа
по дисциплине «История Русской Православной Церкви Нового и Новейшего времени»
Студентка 3 курса очного обучения
________________
Руководитель: доктор философских наук, профессор
________________
Защищен с оценкой_______________
Дата _______________
Иркутск-2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Канонизация царской семьи — прославление в лике православных святых последнего российского императора Николая II, его жены и пятерых детей, расстрелянных в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.
В 1981 году были причислены к лику мучеников Русской Православной Церковью за рубежом, а в 2000 году, после продолжительных споров, вызвавших значительный резонанс в России, были канонизированы Русской Православной Церковью, и в настоящий момент почитаются ею как «Царственные страстотерпцы». Новизна: Рассмотрение канонизации Романовых с точки зрения традиционности древнехристианской канонизации императоров.
Актуальность данной работы определяется отсутствием такой точки зрения на данную проблему.
Объект исследования: История РПЦ Нового и Новейшего времени.
Предмет исследования: История канонизации Святых Угодников Церкви
Цель исследования: Показать, что Николай II и его семья были почитаемыми церковью людьми.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть, что такое канонизация, и за что канонизирует церковь? -
Выявить причины и проблемы канонизации Николая II -
Изучить жизнь Николая II и его семьи после отречения от престола -
Найти положительные и отрицательные качества Николая II, помогающие или препятствующие его канонизации
Гипотеза: В связи со значимостью роли выдающихся императоров в жизни общества и Церкви, проходят канонизацию.
Методы исследования: исторический и аналитический. Характеристика используемых источников: в нашей работе используются по преимуществу труды историков церкви, религиоведческая литература.
Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1.КАНОНИЗАЦИЯ РОМАНОВЫХ: ИСТОРИЯ И БОГОСЛОВСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
-
Канонизация Святых угодников
Канониза́ция (от лат. Canonizatio — брать за правило) — процесс причисления кого-либо к лику святых в христианской церкви. На греч. Κανών используется в значении: список, каталог, после это слово было заимствовано в латинский язык[1]. И хотя русская церковь заимствовала канонизацию святых от греческой, в отличие от русского языка, в греческом отсутствует специальное слово, соответствующее лат. Canonizatio. [1]
Общепринятые правила канонизации соблюдались в той или иной степени на протяжении до 1917 года, дореволюционного периода истории РПЦ в соответствии с византийскими традициями. Но значение каждого критерия канонизации было неодинаковым в разные времена и в отношении чинов святых.
— Общим основанием для причисления к лику святых был дар чудотворения при жизни или после его смерти [6];
— Почитания святых: местнохрамовые и местноепархиальные — право канонизации принадлежало епархиальному архиерею, с согласия главы церкви (митрополита, патриарха); общецерковные — право принадлежало митрополиту, затем патриарху и синоду.
— в день смерти святого, в день открытия его мощей или в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его памяти.
— составлялись служба новому святому и его житие.
— причисление к лику святых совершалось в храме или вблизи него, где находились мощи канонизуемого усопшего.
— мощи могли извлекаться из земли как до канонизации, одновременно с ней, или после неё.
Если церковь по каким-либо причинам не канонизировала почитаемого усопшего, то над его могилой сооружалась небольшая часовня и в ней совершались панихиды, не молебны [2][5][1].
Наряду с присоединением к лику святых отдельных подвижников существует соборная канонизация, при которой даётся общее описание подвига и место его совершения, указывается число пострадавших (иногда приблизительное из-за неимения точных данных) и имена лишь некоторых известных святых. Это позволяет прославить деяния святых при отсутствии о них подробных исторических данных и их имён [3].
За время с 1917 и до поместного собора 1988 года практика канонизации в Русской православной церкви претерпела изменения. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (председатель Синодальной комиссии по канонизации святых с 1989 по 2011 год) в докладе на Поместном соборе Русской православной церкви 1988 года к примеру отметил, что для канонизации добродетельная и святая жизнь, не всегда может быть засвидетельствована чудотворениями.
Митрополит Ювеналий в своём докладе на Поместном соборе Русской православной церкви, посвящённом 1000-летию крещения Руси, так изложил нынешние критерии канонизации святых[10]:
Вера Церкви в святость прославляемых подвижников как людей, Богу угодивших и послуживших пришествию на землю Сына Божия и проповеди Святого Евангелия (на основании такой веры прославлялись праотцы, отцы, пророки и апостолы).
Мученическая за Христа смерть, или истязание за веру Христову (так, в частности, в Церкви прославлялись мученики и исповедники).
Чудотворения, совершаемые святым по его молитвам или от честных его останков — мощей (преподобные, молчальники, столпники, мученики-страстотерпцы, юродивые и др.).
Высокое церковное первосвятительское и святительское служение.
Большие заслуги перед Церковью и народом Божиим.
Добродетельная, праведная и святая жизнь, не всегда засвидетельствованная чудотворениями.
В семнадцатом веке, по свидетельству Патриарха Нектария, три вещи признавались причиной истинной святости в людях:
a) православие безукоризненное;
b) совершение всех добродетелей, за которыми следует противостояние за веру даже до крови;
c) проявление Богом сверхъестественных знамений и чудес.
Нередко свидетельством о святости праведника было большое почитание его народом, иногда еще при жизни.
Тем самым, в католической и православной Церквях — причисление к лику святых означает, что Церковь свидетельствует о близости этих людей к Богу и молится им, как своим покровителям.
В католической церкви чин канонизации включает торжественное возглашение папы, что блаженный вписывается «в каталог святых, дабы в день своего преставления усердно был прославляем всею церковью».
В практике православной церкви органом, полномочным канонизировать то или иное лицо в лике святых, является обычно высший законодательный орган данной поместной Церкви, то есть Поместный Собор или Синод.
А по правилам католической церкви, процесс причисления к лику святых обычно начинается не ранее, чем через пять лет после смерти человека. Наряду с канонизацией различают также беатификацию — причисление к лику блаженных, которая является предварительной ступенью перед канонизацией. Разграничение между беатификацией и канонизацией было введено в 1642 году папой римским Урбаном VIII.
1.2. Канонизация императоров в истории христианской церкви
Рассмотрим канонизацию императоров в истории христианской церкви через таких выдающихся личностей, как Константи́н Вели́кий и Юстиниан Ⅰ.
Константин Великий (272–337)
День памяти: 21 мая (3 июня)
Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился он в эпоху гонений на Церковь Христову (около 280–285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была канонизирована в лик святых).
В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.
После смерти отца, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу ума он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и принадлежность ко христианству совсем не означает враждебности по отношению к властям.
Взойдя на престол, Константин столкнулся с препятствием в лице могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.
Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию. Разумеется, это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии, но вместе с тем этот факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто. Кроме того, Константин запретил казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.
После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.
Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился к нему и открыл, что через это знамение тот сокрушит неприятеля. На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным и на щитах). И действительно, армия Константина Великого одолела врага. С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.
Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам. Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь». Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.
Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.
По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Иисус Христос. В 326 году Крест Господень был обнаружен. [5] Вообще стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.
Но вот распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.
В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.
Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжней, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.
На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.