ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа к теме 3.1.4 «Планирование и организация методического сопровождения педагогов» Методическое сопровождение педагогических работников – целенаправленный организованный процесс, направленный на повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов, путем их непрерывного профессионального развития, в том числе преодоления профессиональных затруднений. Профессиональное развитие педагогического коллектива, школьной команды, педагога – управляемый процесс непрерывного движения к качественно новому состоянию, направленного на формирование профессиональной зрелости, готовности к продуктивному решению новых педагогических задач. Базовым элементом профессионального развития является непрерывное профессиональное образование – постоянное совершенствование знаний, умений и навыков, вызванное стремлением быть актуальным в существующей профессиональной и социальной среде. Непрерывное профессиональное образование можно представить в виде трех групп:
Основным организационным элементом методического сопровождения педагогических работников является методическая служба – обобщенное наименование организационных структур и организаций, реализующих мероприятия по методическому сопровождению педагогов на разном уровне (локальном, муниципальном, региональном, федеральном), деятельность которых направлена на решение следующих задач:
Основные субъекты методической службы: 1) на федеральном уровне – Министерство просвещения Российской Федерации, Академия Минпросвещения России, федеральные центры научно- методического сопровождения педагогов (частично); 2) на региональном уровне – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, региональные институты развития образования/институты повышения квалификации работников образования, федеральные центры научно-методического сопровождения педагогов (частично), центры непрерывного повышения педагогического мастерства, региональные учебно- методические центры; 3) на муниципальном уровне – органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, муниципальные методические службы; 4) на локальном уровне (образовательная организация) – методический совет, методическое объединение. Профессиональные педагогические сообщества (ассоциации, союзы, общественные организации) в качестве субъектов методической службы могут действовать на всех уровнях, в зависимости от их масштабности, активности. Отдельное внимание необходимо обратить на региональных методистов (региональный актив) – педагогов высокой квалификации, подтвердивших свой высокий методический уровень, включенных в региональный методический актив и участвующих в методическом сопровождении педагогов непосредственно в образовательных организациях, что наиболее эффективно можно организовывать путем сетевого взаимодействия. Процесс методического сопровождения предусматривает планирование и реализацию системы различных событий, ситуаций, мероприятий по поддержке педагога и может содержать:
При этом необходимо понимать, что основная фаза (2) должна подразумевать не только итоговую, но и промежуточные оценки (3), по результатам которых могут потребоваться коррективы в планировании (1). Диагностика сформированности профессиональных компетенций осуществляется с согласия педагогического работника и подразумевает в первую очередь выявление профессиональных затруднений, имеющихся у педагога, однако не менее важно выявление и тех зон, где педагог проявляет наибольшие профессиональные успехи. Методическое сопровождение должно, помимо прочего, быть направлено на повышение мотивации педагогического работника, на повышение его профессиональной удовлетворенности, поэтому диагностика должна проводиться комплексно, учитывая как объективные факторы, так и субъективные, то есть, в качестве одного из ее инструментов должно быть получение обратной связи непосредственно от педагога (анкетирование, интервью, самоанализ, саморефлексия формирования собственной траектории и т. п.). Крайне важно, чтобы потребность в методическом сопровождении, в том числе проведении диагностики сформированности профессиональных компетенций, исходила от самого педагогического работника. В связи с этим одна из задач методической службы –формирование культуры саморефлексии и потребности в постоянном совершенствовании. Предметом диагностики сформированности профессиональных компетенций, в зависимости от сферы профессиональной деятельности педагога (занимаемой им должности), могут быть следующие области: – предметные знания; – освоение методики; – психолого-педагогическая компетентность; – функциональная грамотность; – «гибкие» навыки (soft-skills); – применение информационно-коммуникационных технологий и др. По результатам диагностики осуществляется планирование методического сопровождения, которое может подразумевать различные виды действий. Формализацию планирования исключительно важно осуществлять в виде индивидуального образовательного маршрута. Это оформленный в виде документа комплекс мероприятий, включающий описание содержания, форм организации, технологий, темпа и общего времени освоения педагогическим работником необходимых знаний, умений, практических навыков и опыта, основанный на персонифицированном подходе к организации дополнительного профессионального образования, в том числе учитывающем актуальные дефициты профессиональных компетенций педагога, его личностные ресурсы, педагогический контекст образовательной организации, в которой он работает, а также возможности и ресурсы системы дополнительного профессионального образования федерального и регионального уровней. Реализация запланированных действий, как уже упоминалось ранее, должна предусматривать периодические промежуточные оценки (как правило, по окончании выполнения тех или иных запланированных мероприятий или их групп, которые при планировании подразумевали достижение какого-то промежуточного результата). Оценка (анализ результатов реализации) проводится с применением инструментария, аналогичного диагностическому, который однако может быть скорректирован в соответствии с теми действиями, реализация которых запланирована (то есть, из предмета итоговой оценки необходимо исключить те области, в отношении которых не планировались мероприятия по методическому сопровождению, и наоборот, в областях, по которым такие мероприятия реализовывались, инструментарий оценки должен быть не только сохранен, но и доработан (развит). При реализации методического сопровождения в первую очередь молодых специалистов, педагогов с большим перерывом в работе, целесообразно применение наставничества. |