ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок по теме: Сложение натуральных чисел.
Цели:
-
образовательные: сформировать у учащихся понятие сложение натуральных чисел, научить находить с помощью действия сложения сумму чисел, научить использовать понятия слагаемое, сумма, рассмотреть примеры на сложение натуральных чисел; -
развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи; -
воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради, усидчивость.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учеников.
2. Мотивация урока.
Ребята разгадывают кроссворд, в котором узнают тему следующего урока.
-
Как называются числа, которые мы складываем? -
Часть прямой, имеющая начало, но не имеющая конца. -
Линия, не имеющая ни начала, ни конца. -
Знак арифметического действия, противоположного сложению. -
На что разделяют многозначные числа для удобства их чтения?
| | | С | Л | А | Г | А | Е | М | Ы | Е |
| | Л | У | Ч | | | | | | | |
П | Р | Я | М | А | Я | | | | | | |
| | | М | И | Н | У | С | | | | |
| К | Л | А | С | С | | | | | | |
3. Актуализация опорных знаний.
Фронтальный опрос:
1.Как называют числа, которые складывают?
2. Как называют результат сложения?
3. Как называют числа, которыми мы пользуемся при счете?
Выполните устно: (работа на концентрацию внимания и быстроту мышления)
В каждом примере найти сумму, расположить эти числа в порядке убывания сопоставить соответствующую букву – полученное слово-название самого высокого в мире вулкана «ЛЬЮЛЬЯЙЛЬЯКА»
Л 746+354 Ю 540+360 Ь 140+260
А 27+72 Л 146+44 Я 188+112
Ь 104+46 Й 171+29 Я 117+3
К 36+64 Ь 276+724 Л 169+331
4. Изучение нового материала
Числа 5 и 3 называются слагаемыми, выражение 5+3 называется суммой. Число, полученное при сложении, называется значением суммы или суммой. Выражение 2*3 + 4*5 тоже можно назвать суммой, так как последнее действие здесь – сложение. Слагаемые здесь представлены в виде произведений. Первое слагаемое – произведение чисел 2 и 3, второе слагаемое – произведение чисел 4 и 5.
Решить устно №208, 209.
Сложение натуральных чисел можно изобразить на координатном луче:№218.
Работа с учебником: п.7.
-
Что узнали нового? -
Что вам уже знакомо из этого параграфа? -
Какие сделаем выводы?
Историческая справка о возникновении знака «+»
Сколько примеров и задач вы решили за 4 года обучения в школе?
Сколько раз вы писали «+» и «-», «*» и «/» ?
А задумывались ли вы хоть раз о том, откуда эти знаки пришли и что означали?
Говорят, что «+» и «-» возникли в результате торговли. Торговцы вином отмечали черточками сколько мер вина они продали, а когда доливали в бочку новые запасы,то их перечеркивали. Так появились знаки сложения и вычитания.
Считают, что «+» появился в 15веке. До этого слагаемые записывали без знака друг за другом.
В начале 15 века для обозначения действия сложения использовали начальную букву лат.слова «PLUS» - сложить.
Существуют и др.объяснения, вместо а+в (в лат.писали а et в, писали много и для сокращения стали писать a t в, а вскоре и вовсе а+в).
Слово «слагаемое» впервые встречается в работах математиков в 13 веке, а «сумма» в 15 веке.
5. Закрепление нового материала.
Какое действие мы с вами выполнили?
- Как записать действие сложения на математическом языке? При помощи какого знака?
- Как называется то, что мы получили в результате сложения? (Сумма – результат, значение суммы, целое)
- Как получить целое?
- Назовите первое слагаемое, второе.
- Чему равно первое слагаемое? - 2
- Второе? - 1
- Составьте выражение. 2 + 1
- Превратите это выражение в равенство. 2 + 1 = 3
- Чему равен результат сложения? 3. А как по - другому можно назвать результат сложения? (Сумма, целое)
- Как называются компоненты при сложении?
Решить устно № 212, 213, письменно № 215, 217, 218, 225.
6. Физминутка
Учитель предлагает учащимся встать из-за парт и выполнить упражнения.
Раз - подняли руки вверх.
Два - их опустили.
И ещё раз повторили.
Три - на лево наклонились.
А затем - направо.
На четыре мы присели,
Встали, поклонились,
На места тихонько сели.
7. Самостоятельная работа.
Решить № 224.
8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
-
Какие знания понадобились тебе на уроке? -
Что понравилось на уроке больше всего? -
Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке? -
Д/з: выучить п.7, вопросы с.60, решить № 230, 219, 247(а)*
Урок по теме: Свойства сложения.
Цели:
-
образовательные: сформировать у учащихся понятие свойства сложения натуральных чисел, научить использовать их при вычислении суммы чисел; -
развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи; -
воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради, усидчивость.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учеников.
2. Мотивация урока.
В истории математики известен такой случай. Однажды, а было это в Германии, в конце 18 века, для того чтобы заставить учеников поработать, учитель дал им задание подсчитать сумму всех натуральных чисел от 1 до 100. Каково же было его удивление, когда уже через несколько минут один ученик сказал ему ответ. Этот ученик, Карл Фридрих Гаусс, а ему было тогда 10 лет, стал одним из великих математиков мира. Как вы думаете, как маленькому Гауссу удалось быстро подсчитать сумму?
Проблема: как найти сумму натуральных чисел от 1 до 100?
Как вы думаете чем мыбудем заниматься сегодня?
Цель урока: научиться складывать натуральные числа, применяя свойства сложения.
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Фронтальный опрос:
Какое число следует прибавить к натуральному числу, чтобы получить следующее при счете?
Как называются компоненты действия сложения?
563; 300; 3; 312; 464. Прочитайте числа.
Из двух чисел составьте такой пример, чтобы сумма была четырехзначным числом
(563 + 464 = 1000)
Прочитайте пример всеми возможными способами.
Придумайте задачу, чтобы она имела такое решение.
Решить устно №212, 213, письменно №217(4-6), 223(3), 235, 232.
4. Изучение нового материала.
Ребята, сложение чисел можно изобразить на координатном луче. Для этого отметим первое слагаемое на координатном луче. Это точка с координатой 2.
Что значит прибавить 4?
В какую сторону следует отложить четыре единичных отрезка?
Определяем координату точки, в которую мы попали. Назовите результат.
Изобразите на координатном луче сумму 4 + 2.
Что получилось? Какой вывод можно сделать? Как называется это свойство?
Сумма чисел не изменяется при перестановке слагаемых. Переместительное свойство сложения.
Найдите результат сложения 9 + 0; 0 + 9. Если прибавить к числу нуль, то получится данное число.
Чтобы прибавить к числу сумму двух чисел, можно сначала прибавить первое слагаемое, а потом к полученной сумме – второе слагаемое.
- Сочетательное свойство сложения.
Ребята для чего нам надо знать свойства сложения? Где они пригодятся нам на уроках, в жизни?
- Свойства нужно знать, чтобы проще считать.
5. Физкультминутка
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Мы работали отлично,
Отдохнуть не прочь сейчас,
И зарядка к нам привычно
На урок приходит в класс.
Выше руки, выше пятки,
Улыбнитесь веселей!
Мы попрыгаем , как зайки,
Сразу станем всех бодрей!
Потянулись и вдохнули.
Отдохнули? Отдохнули!
6. Закрепление нового материала.
Решить № 220, 222.
Вернемся к задаче Гаусса. Кто-нибудь догадался как маленький Гаусс решил задачу?
7. Самостоятельная работа.
Решить № 223(1, 2)..
8. Итоги урока. Д/з. Рефлексия.
Ответьте на вопросы:
-
Какие знания понадобились тебе на уроке? -
Что понравилось на уроке больше всего? -
Какими словами можешь выразить свое настроение как результат работы на уроке? -
Д/з: выучить п.7, вопросы с.60, решить № 221, 233, задача №227.
Урок по теме: Вычитание натуральных чисел.
Цели:
-
образовательные: сформировать у учащихся понятие вычитание натуральных чисел, научить находить разность чисел, научить использовать понятия вычитания натуральных чисел; -
развивающие: развивать мыслительную деятельность, интуицию, мотивацию практической значимости данной темы, культуру математической речи; -
воспитательные: продолжить формирование навыков контроля и самоконтроля учащихся, коммуникативных навыков, культуры умственного труда, эстетических навыков оформления записи на доске и в тетради, усидчивость.
Ход урока:
1. Организационный момент. Приветствие учеников.
2. Мотивация урока.
Каждый день нам приходится выполнять действия сложения и вычитания натуральных чисел.
Эпиграф нашего урока:
«Счет и вычитание – основа порядка в голове»
И. Песталоцци
3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.
Устный счет (фронтальный опрос)
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, производя необходимые вычисления в уме:
-
Вспомните самое маленькое четырёхзначное число. (1000) -
Уменьшите его в 5 раз. (200) -
Удвойте полученное число.(400) -
Разделите число на 40. (10) -
Прибавьте самое маленькое натуральное число. (11) -
Увеличьте число в 5 раз. (55) -
Прибавьте столько же. (110) -
Увеличьте в 3 раза. (330) -
Разделите число на 33. (10)
-
Запишите получившееся число в тетрадь. Какое число получилось? (10) Молодцы!
4. Изучение нового материала
Решите пример 97 - 49. (48).
Назовите компоненты получившегося равенства: Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Даётся понятие того, что вычитание – действие, обратное сложению.
Найдите разность чисел: 1) 25-4 2) 47-22 3) 8-3 4) 99-55
Что показывает разность двух чисел? (На сколько одно число больше чем другое).
Вопрос учащимся: Сравните в каждом примере уменьшаемое и вычитаемое и сделайте вывод на этом основании. (уменьшаемое не может быть меньше вычитаемого).
Изобразим разность на координатных лучах. 1) 7-2 2) 6-5
Работа с учебником: п.8 с.65-66.