Файл: Организация работы по рассмотрению обращений граждан в органах и учреждениях социальной защиты населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организация работы по рассмотрению обращений граждан в органах и учреждениях социальной защиты населения

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что на сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам, регулирующим вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, что свидетельствует о подтверждении конституционного статуса Российской Федерации как социального государства. В нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления материальной социальной помощи, социальной помощи в виде предоставления натуральной помощи регулярно вносятся изменения, улучшающие материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.

В связи с этим правительством Республики Мордовия был разработан проект Постановления «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», к указанному постановлению прилагается порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Мордовии, также примерная форма социального контракта, которая будет использоваться в указанном субъекте Российской Федерации для закрепления права граждан на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Повышение уровня и качества жизни населения определено Стратегией социально- экономического развития Республики Мордовия до 2025 года как одна из главных целей государственной политики Республики Мордовия.

Согласно Стратегии, регион демонстрирует достаточно высокий уровень обеспеченности социальной инфраструктурой (в области здравоохранения, образования, культуры). Однако в документе указывается, что сохраняется низкий уровень жизни населения. Вследствие этого одной из основных задач развития республики является повышение уровня социальной поддержки населения, в том числе совершенствование системы мер социальной поддержки, внедрение информационных технологий предоставления мер социальной поддержки и повышение уровня социального обслуживания населения.

Социальная поддержка граждан в Республике Мордовия осуществляется в рамках реализации Республиканской целевой программы «Социальная поддержка граждан», Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017-2022 годы, Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2014-2025 г., государственной программы развития рынка труда и улучшения условий труда в Республике Мордовия, государственной программе Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан», программе «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», программе «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», «Старшее поколение», «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей», «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», «Организация отдыха и оздоровления детей», «Развитие мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», «Модернизация и развитие социального обслуживания населения», программе «Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», проекту «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и др.


Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации права граждан на социальную защиту.

Предметом исследования рассмотрение деятельности органов социальной защиты населения в Российской Федерации.

Целью исследования является комплексный научный анализ особенностей реализации права граждан на социальную защиту в Республике Мордовия.

Исходя из поставленной цели, в исследовании были сформулированы следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие, принципы и функции социальной защиты населения;

  2. Проанализировать характеристику государственных органов власти по социальной защите населения;

  3. Проанализировать деятельности органов государственной власти по социальной защите населения в Республике Мордовия;

4. Рассмотреть меры социальной защиты, предоставляемые территориальным органом социальной защиты населения и порядок назначения и выплат различного рода пособий и компенсаций.

Нормативно-правовую основу исследования составили Федеральные законы и Постановления Правительства Российской Федерации по социально-экономическому развитию и управлению социальной сферой, законодательные и нормативные документы Российской Федерации по вопросам управления социальной защитой населения; теоретические модели и концепции научных школ по организации управления сферой социальной защиты в целом и региональной социальной защитой, в частности; труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам социальной защиты населения.

Теоретическую основу составляют труды Кузьмина В.А., Антохонова И.В., Кокшарова Е. С., Ковбасюк Ю. Е., Лукашенок Т.Р., Палькин В.М., Пантелеева Т.С., Червякова Г.А., Аверин А.Н. и др.

Методологической основой работы послужили общенаучные методы исследования, структурно-функциональный анализ, ситуационный и системный подходы, методы научной абстракции и моделирования, статистические методы.

Структура работы состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ 
1.1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
В соответствии с Конституцией РФ, Российская Федерация (РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

1.

Социальная политика осуществляется на разных уровнях хозяйствования:

  1. микроуровне проводится социальная политика отдельных хозяйствующих субъектов экономики (фирм, предприятий, организаций);

  2. макроуровне осуществляется общегосударственная и региональная социальная политика;

  3. интеграционном уровне предполагается реализация скоординированной социальной политики двух и более стран;

  4. мировом уровне – социальная политика нацелена на решение глобальных социальных проблем. Проведение социальной политики требует выделения соответствующих экономических ресурсов, создания социальной инфраструктуры.

Социальная защита населения любого государства представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

В мире сложились в основном две модели социальной защиты: социал–демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществлении доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управления; неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в социально–экономические процессы.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты: государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспеченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, доходов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование)1.

Что касается социальной защиты населения Российской Федерации, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российского государства, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан
1. Социальная защита населения представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований2.

Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы.

Правовую базу социальной защиты определенных категорий населения составляют следующие законы РФ – «О вынужденных переселенцах», «О занятости населения в Российской Федерации», «О социальной защите инвалидов», «Об основах охраны труда в РФ», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и т. д.

Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального, регионального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов.

Основные принципы социальной защиты населения сформулированы в конвенциях Международной организации труда (МОТ), которые нацеливают каждое государство на предоставление социальных гарантий всему населению при различных обстоятельствах, угрожающих здоровью или материальному благополучию. При этом в конвенциях МОТ приводятся основные виды социальной защиты, регламентируются их минимальный уровень и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: поощрительности – властными структурами с целью общественно–политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов; заявительности – социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения, а также гуманности, социальной справедливости, адресности, комплексности, обеспечения прав и свобод личности.


Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно–оздоровительного комплекса).

Центральным субъектом социальной защиты – является государство. Человек, нуждающийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Критериями выделения первоочередных объектов социальной защиты являются размер среднемесячного дохода на члена семьи (в сравнении с бюджетом прожиточного минимума), наличие источника средств существования (безработные, нетрудоспособные – полностью или частично), экологическое и социальное неблагополучие (жертвы социальных и межнациональных конфликтов, беженцы и перемещенные лица, жертвы и жители экологически неблагополучных территорий), потребность в помощи (беременные женщины, ветераны войны и блокадники, лица после наказания в исправительно–трудовых учреждениях). Для каждой категории социально уязвимых слоев населения разрабатывается своя программа социальной защиты1.

Специфика социальной защиты населения выражается в том, что это форма распределения материальных благ не в обмен на затраченные усилия в процессе трудовой деятельности, а в целях удовлетворения физических, социальных и иных потребностей стариков, больных, безработных, лиц, имеющих минимальные доходы, словом, – тех, кто не способен самостоятельно обеспечить достойную жизнь себе и своей семье, а также всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей семьи.

Исходя из этой специфики выделяют следующие признаки социальной защиты населения:

  1. объективные основания, вызывающие необходимость в применении соответствующих механизмов, направленных на поддержание или обеспечение определенного уровня жизни;

  2. любые способы предоставления средств к существованию;

  3. закрепление правил предоставления социальной защиты в социальных, в том числе правовых нормах.

Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально–реабилитационной.

Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.