Файл: Организация работы по рассмотрению обращений граждан в органах и учреждениях социальной защиты населения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В настоящее время в Республике Мордовия предоставляется более 80 различных видов социальных выплат различным категориям граждан. Принимаемые Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мордовии меры по увеличению доходов населения улучшают материальное положение семей и обуславливают снижение численности малоимущих граждан. Государственная социальная помощь малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам предоставляется в различных видах. Кроме того, малоимущие граждане могут воспользоваться натуральной помощью. В семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума, в дополнение к гарантиям, установленным на федеральном уровне, в Республике Мордовия семьям, имеющим детей, выплачиваются ежемесячные пособия на ребенка и доплаты к ежемесячному пособию на ребенка. Адресная социальная защита населения осуществляется, в частности, через предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Приоритетным направлением социальной защиты населения является предоставление государственными учреждениями различных видов социальных услуг. Увеличение численности граждан пожилого возраста предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию. Подавляющее большинство пожилых граждан и инвалидов предпочитают получать социальные услуги в виде нестационарного (надомного) и полустационарного социального обслуживания, а также срочной социальной помощи. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется социальное обслуживание на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи.

Целью государственной политики в сфере социальной защиты населения является обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, доступности и повышение качества социальных услуг для населения. Приоритетами государственной политики в сфере социальной защиты населения являются: 1) совершенствование предоставления гражданам государственных услуг в сфере социальной защиты населения исходя из требований к качеству и доступности; 2) укрепление системы социальной защиты семьи, обеспечивающей сохранение ребенка в семье, создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, развитие различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей; 3) совершенствование системы социального обслуживания граждан, в первую очередь, ветеранов и инвалидов. Для достижения цели необходима гибкая система социальной защиты населения, максимально направленная на защиту уязвимых категорий населения и предотвращение негативных тенденций в обществе. Наиболее уязвимые категории граждан: 1)  семьи с детьми; 2) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; 3)  граждане пожилого возраста и инвалиды.


Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Система социальной защиты населения постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм и механизмов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно-экономических отношений.

Можно сказать, что система социальной защиты населения существует реально, имеет все основания называться рыночной, демократической и находится в процессе формирования. В то же время макроэкономические показатели, характеризующие ее деятельность (уровень и качество жизни, масштабы и состав бедности, уровень рождаемости и смертность, продолжительность жизни и состояние здоровья народа, доступ к социальным услугам, снижение народонаселения), не позволяют сделать вывод о том, что система социальной защиты справляется с данными проблемами. Поэтому необходимо искать новые пути их эффективного решения, как органами государственной власти, так и обществом в целом.
2.2 МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМ ОРГАНОМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ И ВЫПЛАТ РАЗЛИЧНОГО РОДА ПОСОБИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ
Социальная защита – это целенаправленные действия и средства государства, которые призваны обеспечить наиболее уязвимым слоям населения социальную защиту, экономическую самостоятельность, социальное благополучие, т.е. комплексное решение различных проблем, обусловленных социальными рисками вызванными реалиями рыночной экономики.

Можно сформулировать следующие основные цели социальной защиты населения:

- избавление от абсолютной нищеты;

- оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях;

- содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики;

- поддержка особых, уязвимых категорий и групп граждан.

Особая роль принадлежит инструменту правового регулирования социальной защиты населения, к котором можно отнести правовую защиту: трудовых прав граждан, медицинского обслуживания, социального обслуживания, социального обеспечения, обязательного социального страхования, обязательного государственного страхования и пенсионного обеспечения пожилого населения, оставшихся без попечительства и инвалидов, вынужденных беженцев и переселенцев; малообеспеченных семей; многодетных семей; одиноких матерей.



Государственное регулирование социальной защиты населения может состоять из следующих мер:

- установление МРОТ не ниже величины прожиточного минимума в сочетании с мерами по обеспечению занятости населения;

- приближение минимального размера пенсий к величине прожиточного минимума;

- установление компенсационных выплат и пособий наименее защищенным слоям населения;

- совершенствование программ пособий по безработице;

- предоставление льгот (пособий, компенсаций, дотаций), гарантированных государством;

- внедрение семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практическое осуществление обозначенных мер будет способствовать развитию важнейших отраслей социальной сферы и более полному удовлетворению материальных и духовных потребностей населения Российской Федерации. Как видно, социальная сфера затрагивает различные слои населения, социальные группы и категории, соответственно многообразие социальных потребностей создает многообразие отраслей социальной сферы.

1. Назначение и выплата пособий семьям, имеющим детей:

назначение и выплата пособий в связи с беременностью и родами:

- пособие по беременности и родам,

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности;

2. назначение и выплата пособий в связи с рождением ребенка:

- единовременное пособие при рождении ребенка,

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком,

- ежемесячное пособие детям отдельных категорий;

- военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы по призыву;

3. назначение и выплата пособий многодетным семьям:

- ежемесячное пособие на ребенка,

- ежегодная выплата на школьную и спортивную формы,

- ежемесячная денежная выплата на питание и проезд,

- ежемесячная выплата на детей до 6 лет на приобретение лекарств,

- ежегодная компенсация на приобретение топлива малообеспеченным семьям, проживающим в домах без центрального отопления;

4. назначение и выплата пособий малообеспеченным семьям с детьми:

- ежемесячное пособие на ребенка, - компенсационные выплаты беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до трех лет для обеспечения полноценным питанием по заключению врачей;


5. назначение и выплата пособий семьям военнослужащих, проходящих службу по призыву:

- единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву,

- ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; выдача справок, дающих право на получение социальной стипендии.

6. Назначение и выплата пособия на погребение неработающим гражданам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная защита населения любого государства представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах: поощрительности – властными структурами с целью общественно–политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях – индивидов и др.

Наиболее рельефно сущность социальной защиты населения проявляется в ее функциях: экономической, политической, демографической и социально–реабилитационной.

Экономическая функция заключается в замещении заработка (дохода или содержания), утраченного в связи с возрастом, нетрудоспособностью или потерей кормильца; частичном возмещении дополнительных расходов при наступлении определенных жизненных обстоятельств; оказании минимальной денежной или натуральной помощи малоимущим гражданам.

Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.

В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.


Районные (городские) органы социальной защиты населения – это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.

Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.

Таким образом, социальную политику осуществляют Министерство труда и социального развития РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, на местах социальную работу осуществляют районные (городские) органы соцзащиты населения.

Региональное законодательство представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих различные группы региональных общественных отношений - государственное устройство, местное самоуправление, социально - культурные аспекты деятельности общества, ряда экономических, финансовых и кредитных вопросов, общественно-политические институты на региональном уровне.

Можно выделить следующие основные недостатки регионального законодательства: недостаточная системность в формировании регионального законодательства; Регулирование региональными законами вопросов, находящихся вне предметов ведения и полномочий субъектов Федерации. Часто это делается путем обширного и неоправданного дублирования федеральных законов; противоречивость регионального законодательства. Создается впечатление, что региональный законодатель, принимая очередной закон, забывает, какие законы он принял ранее.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России и республики Мордовия противоречива и многоаспектна: нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета, снижение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиление дифференциации населения по доходам. Напряженная ситуация на рынке труда, имеется задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.

На региональном уровне также принимаются комплексные программы, в которых рассматриваются принципиальные вопросы социальной политики и социальной защиты. Например, в «Стратегии экономического и социального развития Республики Мордовия на период до 2025 года» включены вопросы демографической политики, реформирование здравоохранения, развитие системы образования, государственной политики в области доходов и социальной защиты населения, развитие культуры и искусства, национальных отношений, физкультуры и спорта, содействие развитию молодого поколения, обеспечение общественной безопасности. Государственная программа Республики Мордовия