Файл: Организация работы по рассмотрению обращений граждан в органах и учреждениях социальной защиты населения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Политическая функция способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, в котором имеются значительные различия в уровне жизни различных слоев населения. Демографическая функция призвана стимулировать воспроизводство народонаселения, необходимое для нормального развития страны. Социально–реабилитационная функция направлена на восстановление общественного статуса нетрудоспособных граждан и других социально слабых групп населения, позволяющего им ощущать себя полноценными членами общества.
1.2 ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ
Право граждан РФ на социальную защиту закреплено в Конституции РФ, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека1.
Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение в случае нетрудоспособности, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом.
Основным федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и управление в области труда, занятости и социальной защиты населения, является Министерство труда и социального развития РФ.
В своей деятельности оно руководствуется Конституцией РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и решениями Правительства РФ и Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 20121.
В соответствии с задачами, поставленными перед министерством, оно строит свою работу по разным направлениям и осуществляет свои функции в следующих областях: решение комплексных проблем социального развития; повышение уровня жизни и доходов населения; оплата труда; условия и охрана труда; социальное партнерство в трудовых отношениях; народонаселение; занятость населения; развитие кадрового потенциала; социальное страхование; пенсионное обеспечение; социальная защита населения; социальное обслуживание населения; государственная служба; законодательство о труде, занятости и социальной защите населения; международное партнерство.
Министерство труда и социального развития РФ возглавляет министр, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Председатель Правительства РФ несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство труда и социального развития задач и осуществление им своих функций.
Минтруд России реализует три государственные программы Российской Федерации, утвержденные Правительством Российской Федерации: «Социальная поддержка граждан» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 296), «Содействие занятости населения» (постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 298), «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы (постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. № 1297), а также Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524–р) и Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. № 164–р)1.
Достойный труд, справедливая зарплата. Основные направления и ключевые события по данной цели предусматривают достижение показателей государственной программы Российской Федерации «Содействие занятости населения», поручений, содержащихся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
В различных регионах, субъектах РФ органы социальной защиты населения области, края называются по – разному: Департаменты, Управления, отделы, комитеты, министерства, но основные задачи и Функции этих органов одинаковые.
Органы социальной зашиты населения республики находятся в двойном подчинении: подчиняются администрации республики, а также Министерству труда и социального развития РФ. Рассмотрим основные задачи, функции структуру Министерство Социальной защиты населения в РМ.
В пределах установленной компетенции Министерство Социальной защиты населения в РМ осуществляет единую государственную политику в области трудовых отношений, охраны труда, социальной защиты населения через сеть подведомственных ему государственных учреждений социального обслуживания населения края, а также во взаимодействии с органами социальной защиты населения муниципальных образований, с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями и организациями, гражданами2.
В подчинении Министерство Социальной защиты населения в РМ находятся республиканские государственные учреждения социального обслуживания населения системы социальной защиты населения, учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы республика Мордовия.
Районные (городские) органы социальной защиты населения – это муниципальные органы управления в структуре администрации района, города. Они подчиняются как администрации района, города, так и органам социальной защиты населения области, края.
Управление социальной защиты населения района или города и подведомственные ему учреждения системы социальной защиты населения обеспечивают реализацию государственной политики в области пенсионного обеспечения; труда и трудовых отношений; социальных гарантий и социальной поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов, семьи, материнства и детства, развития системы социального обслуживания населения.
Управление создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органов местного самоуправления. Управление в своей деятельности руководствуется законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и края, области, главы администрации края и города или района, приказами и указаниями, постановлениями вышестоящего органа социальной защиты населения края, области и другими нормативными актами.
В своей структуре Управление социальной защиты населения имеет:
подразделения:
– пенсионный отдел;
– отдел по труду и социальным вопросам подведомственные учреждения:
– Центр социальной помощи семье и детям;
Социально–реабилитационный центр для несовершеннолетних детей;
– службы социального обслуживания;
– социальную гостиницу и др.
Основные задачи и функции Управление социальной защиты населения города или района осуществляет в соответствии с «Положением об управлении социальной защиты населения», которое утверждает глава администрации города или района.
Управление социальной защиты населения администрации города (именуемое далее Управление) является муниципальным органом управления в структуре администрации города и подчиняется в своей деятельности как администрации города, так и Департаменту по социальной защите населения администрации республики.
Таким образом, социальную политику осуществляют Министерство труда и социального развития РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, на местах социальную работу осуществляют районные (городские) органы соцзащиты населения.
2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЦИТЫ
2.1 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
В последнее время для России построение социального государства является одним из главных приоритетов в развитии национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики. Так, в 2018 г. более половины Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию было направлено на решение социальных вопросов, а проблема модернизации России связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, прежде всего с решением накопившихся социальных проблем1.
Современное государство, провозгласившее себя в качестве социального государства (ст. 7 Конституции Российской Федерации), должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспечивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности. Самая важная и основная задача государства — деятельность по социальной защите населения.
Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России и республики Мордовия противоречива и многоаспектна: нестабильность в экономике, дефицит федерального бюджета, снижение численности людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиление дифференциации населения по доходам. Напряженная ситуация на рынке труда, имеется задолженность по выплате заработной платы, пенсий и социальных пособий.
Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной безопасности, которое можно достигнуть путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства. Система социальной защиты населения республики Мордовия постоянно находится в процессе трансформации, который связан с поисками наиболее оптимальных форм и механизмов защиты населения от социальных рисков в связи с изменением системы общественно-экономических отношений. Система социальной защиты существует реально, имеет все основания называться рыночной, демократической и находится в процессе формирования, имеет решающую зависимость от экономики. Именно в этой сфере формируются ресурсы, перераспределяемые на социальную политику.
Следует отметить, что некоторые концептуальные моменты социальной политики и социальной защиты находят отражение в программных документах международных организаций и федеральных органов власти. На региональном уровне также принимаются комплексные программы, в которых рассматриваются принципиальные вопросы социальной политики и социальной защиты. Например, в «Стратегии экономического и социального развития Республики Мордовия на период до 2025 года»1 включены вопросы демографической политики, реформирование здравоохранения, развитие системы образования, государственной политики в области доходов и социальной защиты населения, развитие культуры и искусства, национальных отношений, физкультуры и спорта, содействие развитию молодого поколения, обеспечение общественной безопасности. Государственная программа Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014 - 2020 годы2ставит основную цель: обеспечение социальной защитой уязвимых категорий населения, обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения.
Социальная защита населения является одним из важнейших компонентов социальной политики государства. В широком смысле под социальной защитой можно рассматривать деятельность государства и социальных институтов, направленную на обеспечение нормальной жизнедеятельности населения. В узком смысле социальная защита — это система государственных социальных гарантий, социального страхования и социальной помощи. Система социальной защиты населения, являясь частью социальной сферы, выполняет функцию оперативного механизма, защищающего граждан при возникновении каких-либо неблагоприятных факторов социальной среды, таких как утрата дохода, являющегося источником средств существования, материальная необеспеченность, инвалидность, наступление старости, потеря кормильца и других.
Одним из основных направлений в системе социальной защиты населения в республике Мордовия является предоставление различным категориям граждан социальных выплат, компенсаций, субсидий, пособий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством; различных видов государственной социальной помощи для поддержания уровня жизни малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан; предоставление различных видов социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания населения. В Республике Мордовия организовано своевременное и в полном объеме исполнение государственных социальных обязательств в сфере социальной защиты населения, которое отражается в Докладе Главы Республики Мордовии В. Волкова об итогах деятельности Правительства Республики Мордовия в 2018 году и основных направлениях работы на 2019 год и среднесрочную перспективу Государственному Совету Республики Мордовия1.