Файл: Урока обучающие продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: Сергей Есенин «Лебёдушка»
Цель урока : раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка” С. Есенина.
Задачи урока :
обучающие:
- продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина;
- работать над навыком выразительного чтения стихотворения, учить видеть художественные особенности поэтического слова, близкого к устному народному творчеству, фольклору;
развивающие:
- развивать речь учащихся, внимание, творческое воображение, используя прием словесного рисования; развивать эмоциональное восприятие окружающего мира;
воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету, культуру общения, любовь к природе, чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.
Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.
Личностные УУД: эмпатия как понимание чувств живых существ и сопереживание им.
Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать её реализацию.
Оборудование урока :
- портрет С. Есенина, фотографии родителей и родного дома поэта;
- фотографии с видом с. Константинова;
- иллюстрации с изображением лебедя, орла;
- музыка к стихам С. Есенина (“Над окошком месяц”);
- портреты композиторов Сен-Санса, П. И. Чайковского;
- музыкальный фрагмент произведения Сен-Санса «Лебедь»
Тип урока : урок усвоения новых знаний.
Ход урока
1. Организационный момент. Вхождение в день.
-Как называется раздел который мы изучаем? (Поэтич тетр)
-В каком жанре собраны произведения в Поэтич тетр (стихотворения)
- Какой темой объеденены стихотворения в этом разделе? (Родная природа поэтов)
- В каждом стихотворении авторы передают своё настроение вы это почувствовали? Вам передалось это настроение?
-Д-з прочитать наизусть понравившееся произведение.
2. Вступительная беседа и актуализация опорных знаний
Я прочитаю вам несколько строк а вы мне скажите о ком они
В этом имени — слово «осень».
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нём от русских
песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень берёзы
И синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности и чистоты. (Сергей Есенин)
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты
Как думаете, кто этот поэт? (СЕ)
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями
Сергея Александровича Есенина (слайд).
-Что вы знаете из его жизни
С. А. Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново в 1895 году 3 октября. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга. Вокруг такая ширь! Родители Есенина были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни.
Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Там он работал в типографии, слушал лекции по литературе в университете. Первые стихи появились в 1914 году. А в 1916 году вышла первая книга его стихов.
Учитель: Какие стихи Есенина вы знаете? (“Черемуха”, “Белая береза”, “Пороша”)
О чем они? Что объединяет эти стихи?
(Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека)
Основная тема Есенинского творчества – тема Родины. Родина для него – это его деревня, пейзаж. Это мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Это подлинно живой мир, где дремлют звезды золотые, заря рассыпает по лесу огоньки-лучи багровые, крапива шепчет, березки улыбаются. Все – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
Пейзажная лирика – вид литературного произведения, где поэт воспевает картины природы.
3. Мотивация, для чего?
Сегодня мы будем знакомиться с новым стихотворением С. Есенина “Лебедушка” (рисунок на слайде)
Предположите, о ком будет идти речь? Что знаете об этих птицах?
Лебедь – величавая и грациозная птица, издавна почитаемая людьми, символ чистоты, благородства, верности. В старину девушку называли лебедушкой. (Можно воспользоваться Атласом определителем)
В каком произведении недавно встречались с этой гордой птицей?Мамин-Сибиряк «Приёмыш»
Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке и чему научиться?
4. Настрой на слушание стихотворения.
Давайте представим, что мы находимся вместе с поэтом в домике, где он творил свои стихи (фото на слайде).
В доме тихо, все уснули. Стол в горнице накрыт белой скатертью, тихо тикают ходики. Хорошо, можно работать! Легко бежит по бумаге простой карандаш. Есенин любил писать простым карандашом: дерево рукой чувствуешь, и спокойнее как-то, теплее. Ложатся на лист четкие, округлые как зернышки, буквы. Так рождаются стихи.
5. Первоначальное чтение стихотворения учителем. Обмен впечатлениями. Анализ произведения.
Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
Что чувствовали, когда я читала это стихотворение?
Что напоминает вам это стихотворение? (Сказку)
Будем читать стихотворение и наблюдать за картинами, которые рисует поэт Сергей Есенин с помощью слов. Попробуем увидеть краски, услышать звуки природы.
Прочитаем 1, 2, 3 строфы.
Что бы вы нарисовали? Какие картины природы рисует поэт?
(Подымалась красна зорюшка, загорались сосны ярким пламенем, роса жемчужная, озеро серебряное, камыши перешептывались).
Поэтический мир есенинской поэзии насыщен сравнениями, олицетворениями эпитетами
Составим кластер из эпитетов
Гладь зеркальная колечки изумрудные
Красна зорюшка -Природа-росинки серебристые
Роса жемчужная лебёдушка белоснежная
Затон молчаливый ручейки тихозвонные
Трава шёлковая
Есенин показал прекрасный мир раннего утра, а оживил это утро олицетворениями (назовите их) (перешёптывались лилии, камыши шепталися, подымалась зорюшка)
Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения. Природа, зорька, роса, камыши, как живые существа. Они грустят и радуются, могут разговаривать. Это единый гармоничный мир. Тайна гармонии в красоте. У автора здесь – природа живая, наступает прекрасное раннее утро.
Прочитаем с 4 по 11 строфы.
Как беззаботно гуляла лебедушка со своими детками? С чем сравнивается лебедь?
Понаблюдаем за особенностью поэтического слова. Объясните значение таких словосочетаний:
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале
- тихая заводь - небольш. залив в реке с замедл. течением
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки
- трава шелковая - нежная
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро
- цветы лазоревые - светло-синий тон
- волны пряные - издающие запах
Где встречались с такими эпитетами? (В сказках, в былинах)
Вывод: Есенинская поэзия очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.
Прочитаем 12, 13, 14 строфы.
Как автор показывает, что лебедь была хорошей матерью?
Подберите синонимы к слову дозорила (охраняла).
Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
Прочитайте то место, где лебедь оберегала своих детей.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Вниз опустили и увидали -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
Прочитайте отрывок, где надвигается беда (15-21 строфы).
Найдите отрывок, где автор описывает внешность орла. Что знаете об этих птицах?
Орел – хищная птица семейства ястребиных. Питается грызунами и птицами.
Замените слово “доблестный” синонимом (отважный, храбрый, воинственный)
Птица была отважной, смелой, храброй.
Найдите и прочитайте то место, где лебедь заметила врага (22-27 строфы)
Как она себя вела? (23 строфа). Как защищала своих детей?
Какой момент считаете самым тревожным? (24-25 строфы). Самым трагическим?
Какое чувство раскрылось в поступке Лебедушки?
Чувство любви, самоотверженности, самопожертвования.
Лебедь не пожалела своей жизни, чтобы спасти детей.
Как вы думаете, только ли образ птицы имел автор в виду в своем стихотворении? (Образ мамы)
А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (Она их любит, дети – частичка ее самой)
Как вы относитесь к Лебедушке?
Лебедушка восхищает своей смелостью, преданностью своим детям. Она восхищает тем, что своей жизнью пожертвовала ради спасения жизни своих детей.
Все осталось в природе, только нет лебедушки. Но глубокая нежность, любовь матери к своим детям не погибла.
6. Работа над цветописью и звукописью.