Файл: Урока обучающие продолжить знакомство с произведениями великого русского поэта С. Есенина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Немаловажное значение в поэзии Есенина играет цветЕсенинская лирика очень живописна. Картины родной природы нарисованы чистыми, яркими красками. С цветом в лирике Есенина связан определенный смысл.

Зеленый цвет лугов и рощ передает чувство слияния человека с природой.

Прочитайте отрывки, где есть зеленый цвет (5, 8, 28)

Синий цвет – цвет родной реки Оки, неба, Родины.

Алый, красный, багровый – цвет радости, юности, вместе с тем и грусти о кратковременном счастье.

Прочитайте отрывок, где встречаются эти цвета (1, 3)

С мыслью о неизбежности смерти связаны цвета белый и черный.

(Цвет лебеди белоснежной, чисто белый, близок к цвету снега)

Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям.

Звуки в поэзии Есенина несут определенный смысл. Например, то место, где орел нападает на лебедь, в словах часто встречается звонкий сонорный звук<р>. Он звучит контрастно в словах и несет трагический смысл.

Прочитайте эти слова, стараясь выделить звук <р>.

7. Работа над выразительностью чтения.

Как я читала стихи? (Нараспев)

В каких жанрах встречались с таким чтением(В былинах)

Напевность и мелодичность свойственна стихам Есенина. На его стихи написано много песен, которые любит наш народ и с удовольствием поет.

А сейчас поработаем над выразительностью чтения.

Для этого необходима четкая дикция, умение пользоваться диапазоном голоса, его силой, умением выбирать правильный темп. Но особенно важно уметь представить в своем воображении то, о чем читаешь, выражать свое отношение к присходящему, вложить душу. Надо потренировать свой голос.

Звуковая разминка.

Скажи погромче слово гром,

Грохочет слово, словно гром.

Скажи потише “шесть мышат”,

И сразу мыши зашуршат.

(1 и 2 строчки – громко, 3 и 4 – тихо)

Вернемся к стихотворению.

1-11 строфы читаем спокойно. Стараемся передать красоту утра, лебеди, ее спокойствие. Ровным, мелодичным голосом передаем легкость ароматного дыхания цветов.

12-14 строфы читаем громче. Показать тревогу матери, настороженность.


15-27 строфы самые трагические. Покажем беспокойство за лебедушку, тревогу за нее.

Прочитаем строгим голосом полет орла и действия лебеди с убыстрением.

28 строфа читается спокойно, ровно. Наступает грустное примирение. Ведь уход из жизни – закон природы, удел всего живого на земле.

8. Творческая мастерская “Если бы я был волшебником”.

Не хочется заканчивать урок на такой грустной ноте.

Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, чтобы изменить сюжет стихотворения? Как устроилась судьба детей лебедушки?

9. Вывод по уроку.

В чем же сила есенинской лирики и стихотворения “Лебедушка”? Почему оно так берет за душу? В чем выразилось ваше сопереживание?

- Потрясла смерть Лебедушки, умерло живое, частичка природы, мы потеряли что-то с этой красотой. Мы переживаем, что умирает живое существо, красивая лебёдушка, умирает мама, спасая своих детей, умирает природа, значит, чего-то лишаемся мы. Ведь мы все дети природы.

А что же мы? Что мы можем сделать? (не быть равнодушными, чутко и бережно относиться ко всему, что и кто нас окружает, относиться по-доброму, по-человечески)

- Стихотворение учит любить природу, все живое, учит любить Родину, видеть красоту родной природы.

Нет лебедушки, но она подарила жизнь своим детям. Лебедушка возвращается к нам в произведениях музыкантов, художников.

Слайд. Французский композитор Шарль - Камиль Сен-Санс посвятил этой птице музыку, которая так и называется “Лебедь”.

Русский композитор П. И. Чайковский написал музыку к балету “Лебединое озеро”.

Великие балерины мира изобразили красоту птицы на сцене.

Послушаем музыку. Показ слайда балета “Лебединое озеро”.

10. Рефлексия.

Что дал вам этот урок? О чем заставил задуматься? Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если урок научил вас быть хоть чуточку добрее, значит, вместе с поэзией Есенина мы прониклись в мир милосердия, сострадания.

Подведем итоги. Заполните, пожалуйста, карточки настроения.

11. Домашнее задание – выразительно читать стихотворение, в тетради по литературному чтению выполнить задание на стр. 47.