Файл: 1. Принципы русской орфографии Основной принцип русской орфографии Другие принципы русской орфографии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В разных источниках этот основной принцип может иметь разное название - фонематический, морфематический, морфологический.
Прослеживая чередование (мену звуков-фонем в составе морфемы), то есть фонемное различие вариантов (аллоформов) одной и той же морфемы, а также образование фонемных рядов и случаи пересечения фонемных рядов, В.Ф. Иванова дает следующее определение: «Морфологический принцип - это такой принцип обозначения позиционно чередующихся фонем, при котором сохраняется графическое единообразие морфемы; для достижения этой цели фонемы, находящиеся в слабых позициях, обозначаются буквами, которые адекватны фонемам сильных позиций» [3, с 93].
Впоследствии Л.Р. Зиндер заменит термин «морфологический» термином «морфематический», считая, что он более ясен по своей внутренней форме. Морфематический принцип требует, чтобы для отражения на письме тождества морфемы ее фонемный состав передавался на письме по более сильной фонетической позиции.
Морфематическим называет этот принцип орфографии и Л.Б. Селезнева.
Под термином «морфологический» следует понимать единообразную передачу одних и тех же морфем на письме, несмотря на разное произношение.
Таким образом, морфологический принцип орфографии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема в разных словах или формах одного слова имеет разный фонемный состав.
Сохранение на письме графического единства одних и тех же морфем (корней, приставок, суффиксов, окончаний) там, где это, возможно, является характерной чертой русской орфографии.
Морфологический принцип сложился исторически, мы продолжаем писать те же буквы, которые когда-то писали в соответствии с произношением. Однако это не просто дань традиции, существуют причины сохранения на письме тех букв, которые раньше писались по произношению.
Морфологический тип написания является следствием осознания «родственности» определенных корней, приставок, суффиксов, окончаний. Носители языка пишут слова в зависимости от понимания их состава. Изменения звукового (фонемного) состава морфем, вызываемые различными позициями составляющих ее звуков (фонем), не разрушают единства морфемы, а именно ее значения и осознанности этого значения пишущим. «Морфема остается в его сознании определенной смысловой единицей, отсюда - стихийное не осознанное стремление не изменять ее написание, если это в произносительном отношении возможно» [3, с 95].
Морфологическому принципу соответствуют следующие орфографические темы:
• правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, кроме непроверяемых слов, которые пишутся по другому принципу;
• правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в приставках и суффиксах, на стыках морфем (кроме отдельных случаев, например, приставок на -З, которые пишутся по другому принципу, этот случай в начальных классах не изучается);
• правописание безударных гласных в окончаниях словоформ: в падежных окончаниях 1-го, 2-го и 3-го склонений имён существительных, в падежных окончаниях имён прилагательных, в личных окончаниях глаголов 1-го и 2-го спряжений настоящего и будущего времени;
• перенос слов со строки на строку, поскольку при переносе соблюдается не только слоговое, но и морфемное деление слов;
• в определённой мере морфологический принцип действует и в слитно-раздельных написаниях слов, в частности, в различении приставок и предлогов, а также в употреблении Ъ после приставок, поскольку применение соответствующих правил требует морфемного анализа слов и определение их морфологических признаков.
Даже такие орфографические темы, как обозначение мягкости согласных на письме, употребление заглавной буквы в именах, двойные согласные, также опираются на морфологические знания и умения детей.
Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.
Таким образом, на морфологическом принципе основано:
1)написание безударных гласных во всех значимых частях слова, проверяемых ударением:
в корнях: ходовой - ход, садовый - сад, волнистый - волны;
в приставках: подписать - подпись, поехать - поезд, пропустил - пропуск;
в суффиксах: липовый, дубовый, низок, широк
в окончаниях: на речке - на реке, в городе - в столе, озеро - окно
2)написание звонких и глухих согласных: дуб - дубы, сказка - сказать, свадьба - свадебный, луг - луга, резьба - резать, молотьба - молотить;
3)правописание твердых и мягких согласных: прелестный - прелесть, радостный - радость, звездный - звезда, солнце - солнечный, местный - место, грустный - грусть;
4)правописание твердых и мягких согласных ассимилятивного характера: бантик - бант, травка - трава;
5)написание И после приставок на твердый согласный и первого корня, начинающегося с -И- в сложносокращенном слове: пединститут, дезинформация.
Связь написания морфем с произношением выражается в том, что звуковой состав морфем передается буквами отдельно для каждого звука в наиболее дифференцированном положении звуков: гласные наиболее дифференцированны под ударением, согласные - в положении перед гласными, сонорными согласными и [в]. Так создается единый графический образ морфем как носителей известного значения, без воспроизведения их конкретного звукового состава, частичные изменения которого не отражаются на присущем морфеме значении.
При широко развитой в русском языке системе внутриморфемного чередования звуков и при морфологической сложности большинства русских слов, морфологический принцип правописания (единообразное обозначение на письме морфем) представляет собой ценнейшее качество русской орфографии.
Проверка орфограмм, которые пишутся по морфологическому принципу, включает в себя:
1)понимание значения проверяемого слова или сочетания слов, без чего невозможно подобрать родственное проверочное слово, определить грамматическую форму слова и т. п.;
2)анализ морфемного состава слова, умение определить место орфограммы - в корне, в приставке, в суффиксе, в окончании, что необходимо для выбора и применения правила;
3)фонетический анализ, определение ударяемых и безударных слогов, выделение гласных и согласных, уяснение сильных и слабых фонем, позиционных чередований и их причин. Далее - решение орфографической задачи по алгоритму.
4)грамматический анализ слова (словосочетания) - определение части речи, формы слова и т. д.
Необходимо отметить, что усвоение написаний, соответствующих морфологическому принципу, не может быть эффективным без прочных речевых умений учащихся: выбора слов, образования их форм, построения словосочетаний, предложений.
Единство орфографического облика морфем достигается тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.
1.2 ДРУГИЕ ПРИНЦИПЫ РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
Орфография определяет нормы расширенной речи, которые приняты в каждом конкретном языке на данном этапе его развития. Правила письма необходимы каждому языку, потому что они обеспечивают точную передачу содержания речи и правильное понимание написанного всеми говорящими на данном языке [25, c. 203]. Природу русской орфографии раскрывают с помощью ее принципов: разные типы орфограмм подводятся под действие морфологического, традиционного, смыслового и других принципов, что помогает в выборе методов и приемов обучения не всей орфографии вообще, а каждому конкретному типу орфографических явлений [13, с.22]. Понять принципы орфографии - значит воспринять каждое ее отдельное звено общей системы, каждую орфограмму увидеть во взаимосвязях всех сторон языка.
Отступления от морфологического принципа орфографии могут быть различными. Некоторые из них базируются на совпадении правописания слов с их произношением: «пиши, как слышишь». Такие написания основаны на фонетическом принципе.
Сущность фонетического принципа - «в полном или предельно близком буквенном соответствии слова его звуковому составу, соответствии графического облика его звучанию» [7, с. 46].
Попытки ориентации русского письма на фонетический принцип делались неоднократно. Ещё в 1748 г. В.К.Тредиаковский в своём научном трактате «Разговор об орфографии…» поставил вопрос о принципе правописания и предложил положить в основу фонетический письмо. И в последующие периоды были высказывания в пользу фонетического принципа, однако принять его целиком для русской орфографии трудно, так как произношение не имеет строгого единства.
Фонетический принцип - антагонист морфологического принципа. Орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу, могут, если это будет сочтено целесообразным, писаться по морфологическому принципу. Именно поэтому, орфограммы, пишущиеся по фонетическому принципу принято считать нарушениями морфологического принципа.
Орфограмм, отвечающих фонетическому принципу, в русском правописании немного [9, с. 171].
На фонетическом принципе основаны:
1) написание приставок на з- (с-): без-, воз-, низ-, из-, раз-, чрез-, через-. Так, перед корнем, начинающимся глухим согласным пишется буква С, а перед корнем, начинающимся звонким согласным - З: бесклассовый - безвредный, возникнуть - воскликнуть, издать - исполнить, разлить - растерять
;
2) написание гласных в приставках раз- (рас-) /роз- (рос-): под ударением пишется О; в безударном положении - А: розыск - разыскивать, роспись - расписаться;
3) написание Ы вместо начального И в корне после приставок на согласный: играть - сыграть, искать - сыскать, история - предыстория;
4) написание под ударением О и в безударном положении Е в суффиксах существительных, прилагательных, в наречиях и в окончаниях существительных и прилагательных после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче;
4) написание Ы после Ц в окончаниях существительных, прилагательных: огурцы, бойцы, круглолицый, бледнолицый, а также в суффиксе -ЫН: лисицын, синицын, сестрицын;
Основанные на фонетическом принципе написания занимают сравнительно небольшое место в русской орфографии, поэтому в учебной литературе используется термин «фонетические написания» [7, с. 48].
Традиционный принцип состоит в сохранении написаний, которые не имеют уже опоры в современных словообразовательных и формообразовательных отношениях, а сохраняются лишь по традиции.
Традиционный принцип - это как бы намеченный к осуществлению морфологический принцип, однако не имеющий возможности в него перейти. Поскольку при обозначении фонем слабых позиций на основе традиционного принципа фонемные противопоставления в словоформах не нарушены, то этот принцип можно было бы назвать фонемно-традиционным принципом.
К традиционным относятся написания, которые давно сложились в языке и не могут быть объяснены с современной точки зрения.
На традиционном принципе основано:
1)написание непроверяемых безударных гласных в корнях слов: собака, товар, сапог, калач, песок;
2)написание корней с чередующимися гласными: заря, равнина, поджигать, вычитать, предлагать;
3)написание непроверяемых согласных: вокзал, лапша, ветчина, футбол, рюкзак, здесь;
4)написание двойных согласных в заимствованных словах: класс;
5)написание согласного Г в окончаниях -ОГО, -ЕГО: доброго, умного, синего, вешнего;
6)написание Ь в глагольных формах 2-го лица: читаешь, играешь, пишешь;
7)написание корней с неполногласными сочетаниями РА-, ЛА- в начале слова, связанное с влиянием старославянского языка: работа, расти, ладья;
8)написание слов с полногласными сочетаниями -ОРО-, -ОЛО-, -ЕРЕ--ЕЛО- между согласными в пределах одной морфемы, не имеющие опорных написаний: корова, молоко, болото, переход, ошеломить.
Особое место в орфографической системе русского языка занимают дифференцирующие написания.