ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2
Содержание
Краткое описание самолета .................................................................................. 3
Схема разворота A320 на полосе ....................................................................... 22
Ожидаемые условия эксплуатации ...........................................………………. 23
АП-25. Раздел В: ПОЛЕТ .................................................................................. . 27
АП-25.
Ра з
дел D - ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУКЦИЯ
......................... 29
3
Краткое описание самолета
Семейство Airbus A320 представляет собой серию узкофюзеляжных авиалайнеров, разработанных и производимых компанией Airbus. Самолет A320 был запущен в марте 1984 года, первый полет состоялся 22 февраля 1987 года, и был представлен в апреле 1988 года Air France. За первым представителем семейства последовали более длинный A321 (впервые поставленный в январе
1994 года), более короткий A319 (апрель 1996 года) и еще более короткий A318
(июль 2003 года). Окончательная сборка производится в Тулузе во Франции;
Гамбурге в Германии; Тяньцзине в Китае с 2009 года; и в Мобиле, штат Алабама,
США с апреля 2016 года.
Twinjet имеет поперечное сечение в шесть рядов и оснащен турбовентиляторными двигателями CFM56 или IAE V2500, за исключением
A318 с двигателем CFM56 /PW6000. Семейство стало пионером в использовании цифрового управления полетом по проводам и боковой ручки управления полетом в авиалайнерах. Варианты предлагают максимальный взлетный вес от
68 до 93,5 т (от 150 000 до 206 000 фунтов), чтобы покрыть диапазон 5,740–6,940 км (3,100–3,750 миль на галлон). A318 длиной 31,4 м (103 фута) обычно вмещает от 107 до 132 пассажиров. A319 на 124-156 мест имеет длину 33,8 м (111 футов).
A320 имеет длину 37,6 м (123 фута) и может вместить от 150 до 186 пассажиров.
44,5 м (146 футов) A321 предлагает от 185 до 230 посадочных мест.
Корпоративные самолеты Airbus являются версиями бизнес-джетов.
В декабре 2010 года Airbus анонсировала модернизированный A320neo ( новый вариант двигателя), который поступил на вооружение Lufthansa в январе
2016 года.
Благодаря более эффективным турбовентиляторам и
4 усовершенствованиям, включая sharklets, он обеспечивает экономию топлива до
15%. Более ранние A320 теперь называются A320ceo (текущий вариант двигателя).
American Airlines является крупнейшим эксплуатантом A320 с 459 самолетами в своем парке. В октябре 2019 года семейство A320 обогнало Boeing
737 и стало самым продаваемым авиалайнером. По состоянию на август 2022 года было заказано в общей сложности 16 622 самолета A320 и поставлено 10 474, из которых 9 824 самолета находились на вооружении более 340 эксплуатантов. С момента ввода в эксплуатацию мировой парк самолетов A320 выполнил более 157 миллионов рейсов за 289 миллионов блок-часов.
Первоначально A320ceo конкурировал с 737 Classic и MD-80, затем с их преемниками, 737 Next Generation и MD-90, в то время как 737 MAX является ответом Boeing на A320neo.
5
ЛТХ
Модификация
А320-200
Размах крыла, м
34,1
Длина самолета, м
37,57
Высота самолета, м
11,76
Площадь крыла, м2 122,6
Масса, кг
-
Максимальная рулежная
74900
Максимальная взлетная
77 000
Максимальная посадочная
66000
Максимальная без топлива
62500
Пустого самолета
42600
Топливо, л
27000
Тип двигателя
2 CFMI CFM56-5B каждый 118 кН или
2 IAE V2500-A5 каждый 118 кН
Крейсерская скорость, км/ч
840 км/ч или 0,78 М
Практическая дальность, км
6150
Практический потолок, м
12 000
Требуемая длина ВПП, м
Длина разбега, м
2100
Длина пробега, м
1500
Экипаж, чел
2
Полезная нагрузка: от 150 до 186 пассажиров или
16600кг
6
7
Фюзеляж
А320 имеет фюзеляж типа полумонокок. Конструктивно фюзеляж разделён технологическими стыками на пять отсеков: носовой, передний, центральный, задний и хвостовой. Носовой, центральный и хвостовой отсеки фюзеляжа выполнены одинаковыми для всех типов модификаций самолёта семейства А320, а длина переднего и заднего отсеков изменяется в зависимости от пассажировместимости самолёта.
Силовой набор фюзеляжа — шпангоуты и стрингеры, которые крепятся к обшивке заклёпками. Обшивка работающая, переменной толщины. Толщина обшивки рассчитана в зависимости от испытываемых нагрузок
[4]
Особенностью Airbus A320 является передовая по технической оснащённости (по меркам 1980-х годов) кабина пилотов и электродистанционная система управления (ЭДСУ). Вместо механических стрелочных приборов, информация о положении самолёта и состоянии его двигателей и вспомогательных систем выводится на шесть электронно-лучевых экранов
(после начала выпуска A318 — на LCD), занимающих большую часть приборной доски. Кроме того, классические самолётные штурвалы заменены боковыми ручками (РУС), также называемые сайдстиками
(англ. sidestick), расположенными по бокам кабины: РУС пилота, сидящего слева (капитан, командир воздушного судна) расположен слева от его сидения, а РУС пилота, сидящего справа (второй пилот), расположен справа от его сидения. Ручки управления связаны с рулевыми плоскостями следующим образом: любое движение сайдстика обрабатывается бортовыми компьютерами и информация передаётся по проводам к гидравлическим приводам, которые и совершают необходимые движения рулевых плоскостей (технология fly by wire). Высокий уровень автоматизации управления самолётом и его системами позволил ограничить число членов экипажа двумя пилотами.
8
Самолёт оснащён цифровым комплексом авионики EFIS производства французской фирмы «Thomson-CSF», состоящим из шести цветных многофункциональных дисплеев для вывода пилотажно-навигационной информации, а также данных о работе бортовых систем и предупреждений об отказах. Вся авионика соответствует стандарту ARINC 700.
По сравнению с другими авиалайнерами сходных размеров, серия A320 отличается просторным пассажирским салоном с большими полками для ручной клади, большой грузовместимостью нижней (грузовой) палубы и широкими люками для загрузки багажа. После выпуска A318 на остальных самолётах семейства A320, в основном выпущенных после 2000 года, были также применены новшества (Enhanced version) введённые при производстве A318, такие как: замена облицовочных панелей салона; более вместительные полки для ручной клади (внутренний объём вырос на 11 %); новая Flight Attendant Panel
(FAP) с сенсорным дисплеем; индивидуальное освещение над каждым пассажиром (Reading lights) на основе светодиодов; возможность регулировки яркости основного освещения в салоне от 0 до 100 %; ЖК-дисплеи в кабине пилотов вместо электронно-лучевых. Были также заменены некоторые компьютеры, логика компьютеров, изменения в механизмах и многое другое. По этим и другим причинам (включая сравнительно низкую стоимость обслуживания) A320 пользуется большой популярностью во всем мире.
Крыло
Стреловидное крыло состоит из центроплана и двух отъёмных консолей.
Крыло самолёта проходит через фюзеляж между шпангоутами 36 и 42. Силовой набор центроплана — передний и задний лонжероны, набор стрингеров
(продольный набор); стыковочные нервюры (поперечный набор); верхняя и нижняя панели. Межлонжеронное пространство представляет собой
9 герметизированный топливный кессон-бак. На центроплане имеется крепление для левой и правой отъёмных частей крыла.
Правая и левая отъёмные части крыла — силовой набор: лонжероны и стрингеры (продольный набор), нервюры (поперечный набор). Межлонжеронное пространство занимает герметизированный кессон-бак. Также отъёмная часть крыла включает в себя законцовки, переднюю кромку с пятью секциями предкрылков, заднюю кромку с внутренними и концевыми закрылками и элеронами, пять секций спойлеров на верхней поверхности. Кроме того, на неотъёмных частях крыла имеются узлы, крепления пилонов подвески двигателей и узлы крепления основных стоек шасси.
Хвостовое оперение
Хвостовое оперение классической схемы состоит из киля с рулём направления и переставной стабилизатор с рулями высоты. Силовой набор стабилизатора: два лонжерона, стрингеры и нервюры, обшивка работающая.
Диапазон перестановки стабилизатора от +4 до −13,5 градусов. Перекладка стабилизатора осуществляется винтовым механизмом вращаемым двумя гидроприводами. Руль высоты снабжён сервокомпенсатором. Силовой набор киля состоит из переднего и заднего лонжеронов, нервюр и работающей обшивки. Перед килем установлен форкиль, изготовленный из стекловолокна.
Угол отклонения руля направления +/- 30 градусов.
Силовая установка
Поставщиками, поставляющими турбовентиляторные двигатели для семейства A320ceo, были CFM International с CFM56, в то время как для семейства A320neo используются двигатели CFM International LEAP-1A или Pratt
& Whitney PW1000G.
10
CFM56 — серия турбовентиляторных авиадвигателей производства концерна CFM International (объединение французской компании SNECMA и американской General Electric).
Обе компании, входящие в концерн CFM, ответственны за производство разных компонентов двигателя, у каждой из них есть своя линия конечной сборки. GE отвечает за компрессор высокого давления, камеру сгорания и турбину высокого давления, SNECMA отвечает за вентилятор, турбину низкого давления и коробку приводов.
A320-200 использует два двигателя CFM-56-5B. Эти двигатели явились дальнейшей модернизацией двигателей CFM56-5A. Первоначально они были предназначены для самолётов Airbus A321, а затем двигателями этого семейства были оснащены все самолёты семейства А320 (А318/А319/А320/А321) вместо ранее применявшегося двигателя CFM56-5A.
Среди отличий от двигателей CFM56-5A - двойная кольцевая технология камеры сгорания, уменьшающая выбросы окислов азота на 45 %. Двигатели
CFM56-5B являются наиболее распространёнными из поставляемых Airbus SAS.
Тяга составляет от 98 кН до 147 кН.
Характеристики двигателя CFM56-5B:
• степень двухконтурности — 5,5
• степень повышения давления в компрессоре — 35,4
• расход воздуха — 427 кг/сек
•
Статическая тяга — 133 кН
11
Шасси
Шасси трёхопорное. Амортизаторы воздушно-масляные прямого действия.
Все три опоры убираются в фюзеляж. Основная опора убирается поперёк потока в сторону оси симметрии самолёта, а носовая опора против потока. Уборка и выпуск шасси производится с помощью гидравлики, управление электрическое.
Передняя опора управляемая. Основные опоры снабжены системой торможения и антиюзовой автоматикой.
Топливная система
Топливная система:
• хранит топливо в баках
• запасы топлива в количествах
• подача топлива к двигателям и вспомогательной силовой установке
(ВСУ)
• циркулирует топливо для охлаждения встроенного приводного генератора
(IDG)
• удерживает топливо во внешнем крыле для компенсации изгиба крыла и флаттера.
Топливо хранится в крыльях и центроплане. Крылья имеют внутреннюю и внешнюю танки. В каждом крыле за пределами внешнего бака имеется вентиляционный уравнительный бак. Общая ёмкость топливных баков - 23858 литров. Когда самолет заправлен на максимальную мощность, топливо может расшириться на 2 % (20°повышение температуры) без проливания. В каждом вентиляционном отверстии внешнего и внутреннего бака, а также между центральный бак и левый внутренний бак.
12
Гидравлическая система
Гидравлическая система Airbus A320 состоит из трех постоянно работающих систем, называемых желтой, зеленой и синей системами. Каждая система имеет свой собственный резервуар и жидкость, и жидкость не может быть перенесена из одной системы в другую.
Нормальное давление в системе составляет 3000 фунтов на квадратный дюйм при подаче от двигателей (насосами с приводом от двигателя (Engine
Driven Pumps) или EDP), но давление снижается до 2500 фунтов на квадратный дюйм при подаче с помощью поршневой воздушной турбины (Ram Air Turbine)
(RAT).
Если во время полета возникнет гидравлический отказ или другая проблема, пилоты будут следовать соответствующей процедуре ECAM (Electronic
Centralized Aircraft Monitor) (электронный централизованный контроль самолета).
Зеленая гидравлическая система
Питание для зеленой гидравлической системы на A320 поступает от насоса с приводом от двигателя (EDP) на двигателе номер 1. EDP 1 создает давление в системе до 3000 фунтов на квадратный дюйм.
Желтая гидравлическая система
Желтая гидравлика на Airbus A320 обычно нагнетается насосом с приводом от двигателя (EDP) на двигателе № 2 (EDP 2).
Желтая гидравлическая система A320 также может приводиться в действие желтым электрическим насосом, позволяющим создавать давление в желтой гидравлической системе на земле даже при выключенном двигателе номер 2.
13
В желтой системе также можно создать давление с помощью ручного насоса на земле, чтобы наземный персонал мог управлять грузовыми дверями даже без электричества, доступного для самолета.
Синяя гидравлическая система
Гидравлическая система синего цвета на А320 обычно нагнетается синим электрическим насосом.
В аварийной ситуации A320 RAT (турбина Ram Air) может подавать давление в синюю систему.
Воздушная турбина Ram Air Turbine представляет собой небольшой пропеллер, который можно развернуть в воздушном потоке для подачи гидравлической энергии в синюю гидравлическую систему в случае отказа двух двигателей или серьезной проблемы с электричеством.
Система управления
Все поверхности управления полетом:
• С электрическим управлением и
• С гидравлическим приводом.
Стабилизатор и руль направления также могут управляться механически.
Пилоты используют боковые ручки для управления самолетом по тангажу и крену (и косвенно по рысканью, через разворот координация). Компьютеры интерпретируют ввод пилота и при необходимости перемещают поверхности управления полетом в соответствии с его приказами. Однако, когда в нормальных условиях, независимо от действий пилота, компьютеры предотвратят чрезмерные маневры и превышение безопасного диапазона по оси тангажа и
14 крена. Однако, как и на обычных самолетах, руль направления такой защиты не имеет.
Навигационное
оборудование
К навигационному оборудованию судна относятся:
•
ADIRS;
•
GPS приемники;
• навигационные радиоприемники;
• радиоальтиметр;
•
PFD и ND (о них – в отдельных главах);
• резервные приборы.
ADIRS
ADIRS – Air Data and Inertial Reference System – совмещенная система воздушных сигналов и инерциальная система.
Выдает информацию о температуре, ветре, давлении и, самое главное, инерционные параметры.
Информацию используют: PFD, ND, FMGC, FADEC, ATC, GPWS и др.
Состоит из следующих компонентов:
• трех одинаковых ADIRU – блоков инерциальной навигационной системы;
• двух GPS приемников;
• четырнадцати наружных сенсоров и датчиков, которые фиксируют скорость, угол атаки, давление, температуру;
• панели ADIRS.
15
ADIRU
Каждый ADIRU состоит из двух частей: Air Data Reference и Inertial
Reference
Air Data Reference (ADR) собирает и обрабатывает информацию от всевозможных датчиков, закрепленных снаружи. Выдает следующую информацию:
• барометрическая высота;
• воздушная скорость;
• число Маха;
• угол атаки;
• температура.
Inertial Reference (IR) – опорная инерциальная система – любопытное устройство. Во время предполетной подготовки на земле, обязательно в неподвижном самолете, в систему ADIRU вводятся текущие координаты. Далее
ADIRU использует гравитацию Земли для задания начального положения самолета относительно поверхности и использует вращение Земли для определения географического северного полюса. ADIRU «знает», как и в какую сторону вращается планета Земля, поэтому может самостоятельно определить широту.
После этого процесса, который называется «согласование», до следующего
«согласования» на земле IRS никаких данных не получает.
Сложная система электронных сенсоров и лазерных гироскопов отслеживает движение самолета по всем трем осям: X, Y, Z от парковки в аэропорту «А» до парковки в аэропорту «В». Слово «опорная» в русском