Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория по теме Командноадминистративная и рыночная системы хозяйствования, их различия, преимущества, недостатки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕФЕРАТ

по дисциплине

«Экономическая теория»

по теме: «Командно-административная и рыночная системы

хозяйствования, их различия, преимущества, недостатки»

Выполнила:

Слушатель 1 курса

учебной группы

Зачётная книжка
Проверил:

Содержание

Введение ……………………………………………………………….….……3

Экономические системы хозяйствования………………………….…….…...4

Рыночная система хозяйствования ………………………..….………..4

Командно-административная система хозяйствования ………………6

Таблица. Различие основных признаков классической рыночной и административно-командной систем хозяйствования……………………………………………….……………...….11

Список литературы…………………………………………………………….12

Введение
Экономика занимает ведущее место в системе общественных отношений. Само слово «экономика» имеет древнее происхождение, оно представляет собой соединение двух греческих слов «эйкос» – хозяйство» и «номос» –закон, а в переводе означает «законы хозяйства».

Определяющее значение экономики обусловлено тем, что своей основой она имеет материальное производство, где создаются все необходимые условия для жизнеобеспечения людей, удовлетворяются потребности человека и общества в целом. Ежедневно каждый человек сталкивается с такими проявлениями экономики как деньги, цена, обмен товаров и услуг, доходы и расходы. За этими простыми экономическими явлениями скрывается сложная и многоуровневая система хозяйственных связей и отношений, складывающихся в процессе производства различного рода благ (средств, с помощью которых удовлетворяются те или иные потребности), распределении и потреблении этих благ.

Если рассмотреть следующую совокупность:

  • человек как воплощение всех общественных отношений и конечная цель любого производства;

  • производство: непосредственно, а также распределение, обмен и потребление производимых благ;

  • хозяйственный механизм как формы и методы организации производства;

  • сложившиеся социально-экономические отношения при определенных формах собственности на ресурсы и результаты хозяйственной деятельности;

  • систему мотиваций и стимулов, которыми руководствуются участники хозяйственной жизни;


то получим экономическую систему, образующую экономическую структуру общества.

В традиционной системе хозяйствования правила экономики определяются традицией, передаются из поколения в поколение; в экономике централизованного планирования (командно-административная система) экономические задачи реализуются посредством государства и государственных органов; в рыночной экономике основные экономические проблемы решаются посредством рынка. Современная экономическая система большинства стран носит смешанный характер, в ней преобладает смесь элементов различных экономических систем.

Экономические системы хозяйствования

Для классификации различных экономических систем используют два основных критерия:

(а) преобладающую форму собственности на средства производства и

(б) способ координации и управления экономической деятельностью.

В зависимости от способа решения главных экономических проблем (как использовать ограниченные ресурсы для неограниченных потребностей общества, «что, как, для кого производить») и типа собственности на экономические ресурсы (частная, государственная, коллективная) можно выделить следующие типы экономических систем:

1) традиционная,

2) рыночная,

3) командно-административная (командная, плановая),

4) смешанная.

Рыночная система хозяйствования

Рынок – такое понятие, которое применяется повсеместно и не требует особенных пояснений; в узком смысле, рынок – место, где совершаются сделки по купле-продаже, в широком смысле – система экономических отношений, которые формируются в процессе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения.

Для возникновения рыночных отношений важную роль сыграло наличие или отсутствие традиционного права частной собственности на экономические ресурсы и прежде всего ресурсы земли и орудий труда для обособленного хозяйствования. В большинстве стран эволюция общинных экономических отношений и возникновение классической рыночной системы связаны именно с традициями частной собственности на землю как ресурс хозяйствования. Сохранение этих традиций всегда и во всех странах сопровождалось экономическим противостоянием между общинным и другими формами мелкого землепользования и развивающейся государственностью.

Право выхода из общины с частным земельным наделом позволяло бывшему общиннику создать обособленное хозяйство, развитие которого было бы немыслимо без обмена производимыми в нем продуктами. Такое обособленное хозяйство могло экономически существовать лишь благодаря обмену производимых продуктов, т.е. будучи первоначально мелкотоварным, но уже развивающимся рыночным хозяйством.



В различные эпохи человеческой истории мелкотоварные хозяйства создавали наибольший экономический импульс для формирования рыночной системы с её классическими признаками и механизмами конкуренции, равновесия и свободного ценообразования. Рыночная система возникла из эволюции процессов обмена продуктами труда людей, разделенных по специализированным отраслям.

В рыночной экономике все ответы на основные экономические вопросы: что? как? и для кого? - определяет рынок: цены, прибыли и убытки.

«Что производить» - решается платежеспособным спросом, голосованием деньгами. Потребитель сам решает, за что он готов платить деньги. Производитель же будет сам стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный потребителю товар.

«Как производить» - решается производителем, стремящимся получить бóльшую прибыль. Поскольку установление цен зависит не только от него, то для достижения своей цели в условиях конкуренции производитель должен произвести и продать как можно больше товаров и по более низкой цене, чем его конкуренты.

«Для кого производить» - решается в пользу различных групп потребителей с учетом их доходов.

К преимуществам рыночной системы можно отнести:

  1. способность и заинтересованность повышать эффективность производства, экономить труд и ресурсы;

  2. способность успешно функционировать при наличии ограниченной информации: достаточно знать о цене и издержках;

  3. гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся внешним условиям, способность создавать саморегулирующуюся систему;

  4. свобода выбора и действий производителей и потребителей;

  5. максимальное использование достижений научно-технического развития, заинтересованность в сокращении издержек, увеличению производительности труда путём совершенствования орудий производства.

  6. способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг.

К наиболее существенным недостаткам рыночной системы следует отнести:

  1. стихийный характер развития, т.е. чередование спадов и пиков производства;

  2. невозможность рыночными методами решать в обществе социальные проблемы, такие как социальная защищенность граждан, пенсионное обеспечение, образование, здравоохранение; предприниматель заинтересован лишь в прибыли, и не решает общественно- необходимые проблемы и задачи;

  3. неэффективное использование природных ресурсов и отсутствие механизма защиты окружающей среды;

  4. неспособность обеспечить полное использование ресурсов, безработица – неизбежный спутник рынка;

  5. при бесконтрольности рыночной среды неизбежно возникновение монополизированных структур, ограничивающих свободу конкуренции со всеми её позитивными функциями, создающие неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.


Командно-административная система хозяйствования

Командно-административная (командная, плановая) экономическая система - особая форма организации экономической деятельности, опирающаяся на абсолютное господство государства в экономике. Правительство и министерства сами определяют, «что», «как» и «для кого» требуется производить, по каким ценам продавать. Такая экономика базируется на следующих принципах:

1) государственная собственность;

2) директивное ценообразование;

3) централизованное планирование.

Характерной чертой экономики становится монополизация производства и, как следствие, торможение научно-технического прогресса. Полная занятость всех экономических ресурсов сочетается с дефицитностью производимых благ, поскольку централизованная координация не в состоянии обеспечить всё многообразие потребностей членов общества. «Невидимая рука» рынка (силы конкуренции, спрос и предложение, рыночное ценообразование и т.д.) заменяются «видимой рукой» государства. Примером может служить прерванная эволюция развитой рыночной экономики начала XX в. и замена её в некоторых странах командно-административной системой. При развитом общественном разделении труда была устранена частная собственность на землю, капитальные факторы производства и любые другие экономические ресурсы обособленного хозяйствования. Посредством национализации в той или иной форме практически все ресурсы были превращены в обобществленную, общенародную (государственную) собственность. Производимые продукты также становились общественной собственностью.

Поскольку рыночные механизмы обмена были уничтожены, распределение производимых благ для индивидуального потребления осуществлялось через государственную торговлю по централизованно установленным ценам. Государство из единого центра управляло распределением потребительских продуктов и производственных ресурсов. Длительное время считалось, что государственное управление экономикой обходится обществу «почти даром» и не требует каких-либо существенных издержек. Но координация экономики из единого центра оказалась исключительно дорогостоящей, и цена такого управления возрастала одновременно с ростом масштабов системы хозяйствования.

Распределение производственных ресурсов осуществлялось без купли-продажи, т.е. по каналам централизованного государственного снабжения, различных отраслей, в зависимости от приоритетов развития, определяемых также государственными органами.


В командно-административной системе выбор приоритетов из всех возможных альтернатив был исключительным правом государства. Ограниченные экономические ресурсы распределялись преимущественно ради «идеологического постулата демонстрации превосходства обобществленной модели экономики». Принцип «кто не работает - тот не ест» способствовал вовлечению в производство практически всего трудоспособного населения.

Земля, ископаемые и капитальные ресурсы расточались в несметных масштабах, таланты ученых направлялись на поиск новейших военных технологий и продуктов. При этом социальные отрасли финансировались по остаточному принципу. Абсолютно все потребительские продукты были дефицитны и подлежали распределению либо по очереди, либо по различным административным каналам. Этот порядок был по существу ценой достижения целей мнимого благополучия обобществлённой командно-административной экономики.

Отказ от выпуска требуемого количества потребительских товаров (пищи, одежды, бытовой техники, автомобилей, жилья, компьютеров, книг, спортивных и туристических товаров, бытовых и социальных услуг и т.д.) выразились в тотальных дефицитах. Альтернативные издержки подобного выбора государство полностью переложило на все общество и каждого потребителя в отдельности, сполна оплативших расточительство ресурсов собственным недопотреблением.

В конечном итоге экстенсивная эксплуатация ресурсов достигла своего естественного предела ограниченности, и цена, уплачиваемая за выбор государством такой альтернативы развития, возросла до размеров, не подлежащих возмещению.

Когда расширенное воспроизводство стало невозможно даже в отраслях, выпускающих средства производства, разрушилась сама командно-административная система экономики. Это произошло еще и потому, что в странах с частной собственностью на экономические ресурсы и развитой рыночной системой принципы обмена продуктов труда и гарантии благосостояния народов оказались более справедливыми и реалистичными.

Экономическая система аминистративно-командного типа просуществовала десятки лет в восточно-европейских странах, бывшем СССР и сохраняется до настоящего времени на Кубе, в социалистической КНДР и частично в некоторых других странах. Отличительной особенностью стран с подобной экономической системой выступают: тотальная дефицитность потребительских рынков