Файл: Реферат по дисциплине Экономическая теория по теме Командноадминистративная и рыночная системы хозяйствования, их различия, преимущества, недостатки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
; технологическая отсталость всего производства, в особенности потребительских продуктов для населения; ориентация ресурсного распределения на военные потребности.

Практика показала, что обеспечить главный принцип обобществленной системы «каждому - по потребностям, от каждого по труду» при естественной ограниченности ресурсов командными методами обмена и распределения благ невозможно.

Можно выделить несколько относительных достоинств командно-административной системы:

  1. Эффективность командно-административных методов управления народным хозяйством в экстремальной ситуации.

Такая система может себя оправдать только в экстремальной ситуации, когда необходимы жесткие и решительные, а подчас и единственные меры (война, национальное бедствие и т.д.). После революции, во время гражданской и Великой Отечественной войн командно-административные методы управления народным хозяйством оказались наиболее успешными, так как в условиях полного упадка народного хозяйства экономика не могла саморегулироваться, а жёсткие и подчас жестокие методы приносили большой эффект. В первую же послевоенную пятилетку народное хозяйство почти полностью было восстановлено: промышленность развивалась.

  1. Высокий уровень занятости населения.

Почти всё население в трудоспособном возрасте имело работу. Рабочие места были сосредоточены в различных секторах экономики по разным отраслям. Рабочий получал гарантированную зарплату, но зарплата не зависела от качества работы, что приводило к снижению качества продукции.

  1. Низкие темпы инфляции.

Ничтожно низкие темпы инфляции подтверждались стоимостью рубля по отношению к доллару США. Твердость советской волюты объяснялась тем, что стоимость рубля поддерживалась золотослитковым запасом страны. Однако имел место быть наиболее опасный вид инфляции - скрытая инфляция: стоимость денег снижалась из-за того, что на них просто нечего было покупать, при наличии достаточно большой денежной массы у покупателей, отсутствовал товар, который можно было приобрести.

В качестве недостатков командно-административной системы можно выделить:

  1. невозможность плановых заданий объективно отражать потребности общества в тех или иных товарах;

  2. огромный бюрократический аппарат, поглощающий значительные трудовые и материальные ресурсы;

  3. высокая степень коррумпированности;

  4. отсутствие конкуренции, в результате чего у производителей отсутствуют стимулы повышать качество товаров массового потребления и внедрять более эффективные производственные технологии. К тому же мягкие бюджетные ограничения позволяют предприятию функционировать неэффективно, так как оно в принципе не может обанкротиться;

  5. отсутствие высоких стимулов к труду, так как отсутствует мотив личной выгоды, доход производителя прямо не зависит от того, сколько и какой продукции он произвел – он фиксирован и определяется исключительно занимаемой должностью.


Рынок представляет собой саморегулирующийся механизм размещения ресурсов, производства, распределения и обмена благ, основанный на взаимодействии спроса и предложения в конкурентной среде посредством свободного ценового сигнала. Рыночный механизм имеет ряд преимуществ по сравнению с механизмом централизованного производства и распределения в командно-административной системе.

В децентрализованной экономике благодаря гибкости цен и конкуренции предложение подстраивается под изменяющийся спрос, длительный хронический дефицит невозможен, на спрос так или иначе найдётся предложение. Неизбежные атрибуты централизованной экономики - низкое качество и узкий ассортимент продукции. В рыночной экономике эффективность распределения, производства и уровень общественного благосостояния объективно выше, чем в альтернативных экономических системах.

Рассмотрев рыночную и командно-административную системы хозяйствования, возникает дилемма – с одной стороны, неконтролируемые рыночные процессы разрушительны для экономики и общества, поэтому рыночная экономика нуждается в государственном регулировании, с другой - неизбежность регулирования рыночной экономики может приводить к чрезмерному государственному регулированию, директивному решению многих экономических проблем. Следовательно, задача современной экономики состоит в том, чтобы найти оптимальную меру и наиболее эффективные формы государственного регулирования экономики, которые, не разрушая её рыночную природу, в то же время обеспечили бы максимальную эффективность.

Различие основных признаков классической рыночной и административно-командной систем хозяйствования

Классическая рыночная система

Командно-административная система

Нерегулируемое предложение, которое предполагает наличие на рынке множества независимых товаропроизводителей, самостоятельно решающих что, как, сколько производить и кому реализовывать.

Регулируемое государственными структурами предложение, производители товаров зависят от государственных директив, планов, что, как, сколько производить, кому реализовывать.

Нерегулируемый спрос - наличие множества независимых потребителей, самостоятельно решающих что, сколько и у кого покупать.

Спрос, превышающий предложение, в результате чего возникновение дефицита, появление чёрных рынков, спекуляции. Отсутствует баланс между спросом и предложением.

Нерегулируемая цена- цена, которая зависит от спроса и предложения.

Директивное ценообразование, централизованно установленные цены.

Свободная конкуренция за лучшие условия на рынке. Неограниченное число участников купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Равные права участников рыночных операций.

Отсутствие конкуренции, соответственно нетстимулов к снижению затрат труда, повышению качества продукции. Ограниченное количество участников купли-продажи.

Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, т.к. цель предпринимателя - увеличение дохода, для реализации чего требуется расширение производства, освоение и внедрение новых технологий, заинтересованность в качестве результатов труда.

Маломобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов. Распределение производственных ресурсов без купли-продажи, по каналам централизованного государственного снабжения. Ограниченность относительно выбора района занятости и отрасли промышленности, что порождало безразличие к работе.

Наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спроса, ценах, норме прибыли. Лёгкость ориентирования на рынке и возможность принять решение о целесообразности покупки или продажи.

Государственные структуры дают производителям директивы о количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, в зависимости от приоритетов развития, определяемых государством.

Отсутствие монополии производителя, свобода экономического поведения продавцов и покупателей.

Государственная монополия, ограниченность экономического поведения продавцов и покупателей.

Неспособность обеспечить производство важных общественно-значимых благ -социальной защищённости граждан, пенсионного обеспечения, образования, здравоохранения, науки, спорта и пр.

Обеспечение производство важных общественно-значимых благ - формирование пенсий, стипендий, пособий, поддержка здравоохранения, образования, науки, искусства, культуры, спорта и пр., но по остаточному принципу.

Экономическая ответственность - способы и средства привлечения к ответственности, используя принцип возмещения ущерба лицами и организациями, которые в нём повинны.

Административная ответственность за экономические правонарушения, общественное порицание, дисциплинарная ответственность.

При отсутствии достаточного государственного регулирования могут возникать кризисы, глубокие спады производства и потребления, массовая безработица, социальные напряжения.

Чрезмерное государственное регулирование посредством законодательства, через государственное планирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.


Список литературы:

  1. Экономическая теория: учебник для академического бакалавриата / Е.Н.Лобачева [и др.]; под редакцией Е. Н. Лобачевой. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 539 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт.




  1. Экономика: курс лекций : в 2-х ч. : Ч. 1. Микроэкономика / под ред. С. Г. Михневой, Д. Г. Маслова, Т. В. Ровенской. - Пенза : Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. - 158 с. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт.




  1. Экономическая теория: учеб. для студ. Вузов / Под ред. В.Д. Камаева. –М.; ВЛАДОС, 2016. - 592 с: ил. - Текст: электронный // ЭБС Юрайт.




  1. Курс экономической теории: учебник / под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2000 г. - 752 с. - Текст: электронный //ЭБС Студмед.




  1. Экономическая теория: Учебник./ Борисов Е.Ф. – 3-е изд., перераб. и доп. -. Юрайт_Издат, 2005. — 399 с. - Текст: электронный.

Москва 2021