Файл: Пояснительная записка Тематическое направление гражданское и патриотическое воспитание. Тема воспитательного мероприятия История одной битвы. Актуальность и обоснование выбора темы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Пояснительная записка-
Тематическое направление:
-
гражданское и патриотическое воспитание.
-
Тема воспитательного мероприятия:
«История одной битвы».
-
Актуальность и обоснование выбора темы.
Чувство патриотизма – база, формирующая будущего гражданина Российской Федерации. В соответствии с этим, в воспитательной работе, одним из основных направлений считается гражданско-патриотическое воспитание.
Важность и актуальность данной темы обуславливается тем, что становление и создание институтов гражданского общества, развитие и функционирование нашего демократического государства напрямую зависят от развития среднего образования в стране, качества обучения и воспитания. Ведь только воспитание и обучение российской молодежи является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. Поэтому, в условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.
Гражданскую позицию и безмерную любовь к собственной Родине создает в ребенке, как все его окружение, так и сформированная в этом направлении воспитательная деятельность.
Если обратиться к суровому военному времени истории нашего государства и анализировать его сквозь призму прошедших 75 лет, можно выделить величайшую Сталинградскую битву, как выделяющееся военно-политическое событие Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом.
Эта битва стала одной из самых важнейших и кровопролитных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Всем известный приказ «Ни шагу назад!»1 был принят для поднятия морального духа бойцов. Он сыграл мобилизующую роль в наведении строжайшей дисциплины и порядка, и стал еще одной причиной победы в Сталинградской битве.
-
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).
Методическая разработка воспитательного мероприятия «История одной битвы» имеет важное значение и играет значимую роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.
Патриотическое воспитание является приоритетным направление в работе классного руководителя, которое формирует гражданскую позицию, патриотическое сознание, национальное самосознание, любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества.
-
Целевая аудитория.
Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 11‒12 лет. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, предпочтение дистанционных технологий для расширения своего кругозора и поиска необходимой информации, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.
-
Цель.
Формирование активной, образованной и творческой личности, которая чтит победы и достижения своих предков и готова нести ответственность в равной мере за судьбу своей Родины и за будущее своего народа; расширение и углубление исторических знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, всемирно-историческом значении Сталинградской битвы, её значимости в сохранении и развитии мировой цивилизации; актуализации путей и средств сохранения исторической памяти о защитниках своей Родины.
-
Задачи:
-
повышение роли военно-патриотического воспитания в системе общего образования; -
способствовать формированию благодарной памяти о людях, победивших фашизм, отдавших жизнь за будущее Родины, на примере подвига советского народа в Сталинградской битве; -
формирование чувства гордости за своих соотечественников, чувства сопричастности к событиям военных лет, чувства ответственности за свои сегодняшние поступки; -
мотивирование обучающихся к ориентации на идеалы отечественной истории и культуры, которые служили примерами верности Отечеству и своему гражданскому долгу; -
раскрытие форм и граней исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил.
-
Планируемые результаты:
‒ в достижении личностного результата – актуализация эмоционально-ценностных переживаний событий Сталинградской битвы и чувства сопричастности к ним как наследников; развитие контекстного мышления, интегрирующего культурно-исторические смыслы; формирование ответственности за сохранение и приумножение отечественного наследия; укрепление патриотического мироощущения учеников через ориентацию на идеалы, которым следовали герои ВОВ;
‒ в достижении метапредметного результата – обнаружение учащимися мировоззренческого потенциала содержания таких предметов, как история, литература, обществознание, и его использование в общественно значимой деятельности;
‒ в достижении предметного результата – формирование УУД в процессе самообразования по истории, литературе, обществознанию.
-
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности. Это позволяет рационально использовать время при организации учебно-воспитательного процесса.
-
Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов. -
Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия. -
Материально – технические, информационные ресурсы.
Подготовительный этап:ь
Ход мероприятия:
Вступление: на фоне песни «Эхо»
1 ведущий:
Память, память, за собою позови
В те далекие промчавшиеся дни.
Ты друзей моих ушедших оживи,
А друзьям живущим молодость верни.
Память… Память!
2 ведущий:
Ты же можешь, ты должна
На мгновенья эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена.
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.
Память… Память… Память…
Ведущий 1: сегодня мы вместе с вами вспомним о Сталинградской битве, которая продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн. Эта битва была:
Ведущий 2: самая продолжительная – она велась более 200 дней и ночей.
Ведущий 1: самая масштабная – так как проходила на площади в сто тысяч квадратных километров.
Ведущий 2: самая героическая – героем был каждый, кто защищал эту Землю, своих детей.
Ведущий 1: самая кровопролитная – за время Сталинградской битвы погибло более одного миллиона человек. Здесь каждые 25 секунд погибал солдат или офицер.
Ведущий 2: самая разрушительная – за время битвы более сорока одной тысячи домов превратились в руины.
Ведущий 1: это самая большая Победа Советской Армии и самое сокрушительное поражение вермахта, которое определило исход войны.
Фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам» (куплет с припевом)
Ведущий 1: Зачем Гитлеру был нужен Сталинград? В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе началось производство танков Т-34. К тому же Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны. Наконец, захват города, который носил имя Сталина, мог сломить моральный дух защитников Советского Союза.
Фрагмент 1 «Сталинградская битва»
Ведущий 2: первые бомбежки города начались 23 августе 1942г. Первые самолеты появились около четырёх часов дня… гудение моторов становилось всё сильней, тягучей, гуще. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объем летнего неба.
Фрагмент 2 «Сталинградская битва»
Ведущий 1: в то лето в Сталинграде два месяца не было дождей. Пожары от бомб слились в один гигантский пожар. Горело всё: и люди, и земля, и вода. В городе размещались нефтехранилища. Из разбитых резервуаров хлынула горящая нефть и сгорала вместе с людьми, которые двигались к Волге, к переправам, катили тележки со скарбом, несли на руках детей...
Чтец 1:
Защитник Сталинграда
В зное заводы, дома, вокзал.
Пыль на крутом берегу.
Голос Отчизны ему сказал:
“Город не сдай врагу!”
Верный присяге русский солдат,
Он защищал Сталинград.
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним
В небе, как огненный змей,
Он не покинул окопа, храним
Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча.
Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча
Танки гранатой разил.
Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор.
Сталью хлестала тьма.
Артиллерист, пехотинец, сапер –
Он не сошел с ума.
Что ему пламя гиены, ад?..
Он защищал Сталинград.
Просто солдат, лейтенант, генерал –
Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирает металл,
Он проходил живой.
Сто изнурительных дней подряд
Он защищал Сталинград.
Смолкнет военный гром.
Шапку снимая при встрече с ним,
Скажет народ о нем:
– Это железный русский солдат,
Он защищал Сталинград.
А. Сурков
Фрагмент 3 «Сталинградская битва»
Чтец 2:
Что такое уличный бой,
Мы, ровесник, не знаем с тобой.
Но у деда спроси, у отца,
И ответят, суровость лица
В разговоре нелёгком храня:
– Это бой кирпича и свинца,
Это бой, где бетон и броня –
Все обрушивалось на меня.
Это бой, где по окнам плюёт
Озверевший вконец пулемёт,
Где дерутся этаж на этаж –
Верхний наш, а нижний не наш,
Где из фляги глоток вина
Ты отпить товарищу дашь…
Бой на улице – это война,
Где спасенье и смерть – стена…
Фоном музыка «Реквием», выходят ученики в гимнастёрках.
1-ый: горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон. А мы стояли.
2-ой: били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий. А мы держались.
3-ий: каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом. А мы не сдавались.
4-ый: «за Волгой для нас земли нет!» — сказал командующий обороной маршал Чуйков. И мы не отступили
5-ый: был приказ: драться в любом положении до последнего патрона! Мы дрались и умирали!
Ведущий 1: Яков Павлов – командир группы бойцов, в 1942 году ему было 25 лет. Герой Советского Союза.
1-ый ученик