Файл: Пояснительная записка Тематическое направление гражданское и патриотическое воспитание. Тема воспитательного мероприятия История одной битвы. Актуальность и обоснование выбора темы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Пояснительная записка

    1. Тематическое направление:

гражданское и патриотическое воспитание.

    1. Тема воспитательного мероприятия:

«История одной битвы».

    1. Актуальность и обоснование выбора темы.

Чувство патриотизма – база, формирующая будущего гражданина Российской Федерации. В соответствии с этим, в воспитательной работе, одним из основных направлений считается гражданско-патриотическое воспитание.

Важность и актуальность данной темы обуславливается тем, что становление и создание институтов гражданского общества, развитие и функционирование нашего демократического государства напрямую зависят от развития среднего образования в стране, качества обучения и воспитания. Ведь только воспитание и обучение российской молодежи является определяющим элементом в деятельности государства, его важнейшей функцией. Поэтому, в условиях коренного обновления российского общества, когда меняются нравственные, духовные и материальные ценности граждан, в первую очередь молодежи, важно приобщить ее к нашей истории, духовной культуре, формировать у молодых людей высокие патриотические чувства, верность конституционному и воинскому долгу по защите Отечества.

Гражданскую позицию и безмерную любовь к собственной Родине создает в ребенке, как все его окружение, так и сформированная в этом направлении воспитательная деятельность.

Если обратиться к суровому военному времени истории нашего государства и анализировать его сквозь призму прошедших 75 лет, можно выделить величайшую Сталинградскую битву, как выделяющееся военно-политическое событие Великой Отечественной и Второй мировой войны в целом.

Эта битва стала одной из самых важнейших и кровопролитных сражений Второй мировой и Великой Отечественной войн, которая положила начало коренному перелому в ходе войны. Всем известный приказ «Ни шагу назад!»1 был принят для поднятия морального духа бойцов. Он сыграл мобилизующую роль в наведении строжайшей дисциплины и порядка, и стал еще одной причиной победы в Сталинградской битве.

    1. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).


Методическая разработка воспитательного мероприятия «История одной битвы» имеет важное значение и играет значимую роль в системе работы классного руководителя. Данная разработка тесно связана с межличностными взаимоотношениями в классном коллективе, помогает воспитывать в учащихся чувство уважения к иным точкам зрения, отличным от их собственных.

Патриотическое воспитание является приоритетным направление в работе классного руководителя, которое формирует гражданскую позицию, патриотическое сознание, национальное самосознание, любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества.

    1. Целевая аудитория.

Методическая разработка ориентирована на возрастную категорию подростков 11‒12 лет. В ходе работы с обучающимися учитываются возрастные и психологические особенности данного школьного возраста: стремление к познанию нового, предпочтение дистанционных технологий для расширения своего кругозора и поиска необходимой информации, желание взаимодействовать в группе сверстников и побеждать в процессе увлекательного интеллектуального соревнования.

    1. Цель.

Формирование активной, образованной и творческой личности, которая чтит победы и достижения своих предков и готова нести ответственность в равной мере за судьбу своей Родины и за будущее своего народа; расширение и углубление исторических знаний обучающихся о событиях Великой Отечественной войны, всемирно-историческом значении Сталинградской битвы, её значимости в сохранении и развитии мировой цивилизации; актуализации путей и средств сохранения исторической памяти о защитниках своей Родины.

    1. Задачи:

  • повышение роли военно-патриотического воспитания в системе общего образования;

  • способствовать формированию благодарной памяти о людях, победивших фашизм, отдавших жизнь за будущее Родины, на примере подвига советского народа в Сталинградской битве;

  • формирование чувства гордости за своих соотечественников, чувства сопричастности к событиям военных лет, чувства ответственности за свои сегодняшние поступки;

  • мотивирование обучающихся к ориентации на идеалы отечественной истории и культуры, которые служили примерами верности Отечеству и своему гражданскому долгу;

  • раскрытие форм и граней исторического процесса как единства прошлого, настоящего и будущего России, обеспечение преемственности духовных, культурных и боевых традиций нашего народа и его Вооруженных Сил.


    1. Планируемые результаты:

‒ в достижении личностного результата – актуализация эмоционально-ценностных переживаний событий Сталинградской битвы и чувства сопричастности к ним как наследников; развитие контекстного мышления, интегрирующего культурно-исторические смыслы; формирование ответственности за сохранение и приумножение отечественного наследия; укрепление патриотического мироощущения учеников через ориентацию на идеалы, которым следовали герои ВОВ;

‒ в достижении метапредметного результата – обнаружение учащимися мировоззренческого потенциала содержания таких предметов, как история, литература, обществознание, и его использование в общественно значимой деятельности;

‒ в достижении предметного результатаформирование УУД в процессе самообразования по истории, литературе, обществознанию.

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Мероприятие проводится в рамках внеурочной деятельности. Это позволяет рационально использовать время при организации учебно-воспитательного процесса.

    1. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

    2. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

    3. Материально – технические, информационные ресурсы.

Подготовительный этап:ь

Ход мероприятия:

Вступление: на фоне песни «Эхо»

1 ведущий:

Память, память, за собою позови

В те далекие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих ушедших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память… Память!

2 ведущий:

Ты же можешь, ты должна

На мгновенья эти стрелки повернуть.

Я хочу не просто вспомнить имена.

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Память… Память… Память…

Ведущий 1: сегодня мы вместе с вами вспомним о Сталинградской битве, которая продолжалась с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Битва, подобной которой не знала история войн. Эта битва была:


Ведущий 2: самая продолжительная – она велась более 200 дней и ночей.

Ведущий 1: самая масштабная – так как проходила на площади в сто тысяч квадратных километров.

Ведущий 2: самая героическая – героем был каждый, кто защищал эту Землю, своих детей.

Ведущий 1: самая кровопролитная – за время Сталинградской битвы погибло более одного миллиона человек. Здесь каждые 25 секунд погибал солдат или офицер.

Ведущий 2: самая разрушительная – за время битвы более сорока одной тысячи домов превратились в руины.

Ведущий 1: это самая большая Победа Советской Армии и самое сокрушительное поражение вермахта, которое определило исход войны.

Фонограмма песни «Поклонимся великим тем годам» (куплет с припевом)

Ведущий 1: Зачем Гитлеру был нужен Сталинград? В городе работал знаменитый в 30-е годы тракторный завод, который давал стране 50% тракторов. В 1940 году на его базе началось производство танков Т-34. К тому же Сталинград являлся и крупным транспортным узлом с магистралями в Среднюю Азию и на Урал. По Волге велась транспортировка бакинской нефти в центральные районы страны. Наконец, захват города, который носил имя Сталина, мог сломить моральный дух защитников Советского Союза.

Фрагмент 1 «Сталинградская битва»

Ведущий 2: первые бомбежки города начались 23 августе 1942г. Первые самолеты появились около четырёх часов дня… гудение моторов становилось всё сильней, тягучей, гуще. Немцы шли в несколько этажей, заняв весь голубой объем летнего неба.

Фрагмент 2 «Сталинградская битва»

Ведущий 1: в то лето в Сталинграде два месяца не было дождей. Пожары от бомб слились в один гигантский пожар. Горело всё: и люди, и земля, и вода. В городе размещались нефтехранилища. Из разбитых резервуаров хлынула горящая нефть и сгорала вместе с людьми, которые двигались к Волге, к переправам, катили тележки со скарбом, несли на руках детей...

Чтец 1:

Защитник Сталинграда

В зное заводы, дома, вокзал.

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

Город не сдай врагу!”
Верный присяге русский солдат,

Он защищал Сталинград.

Гулко катился в кровавой мгле

Сотой атаки вал,
Злой и упрямый, по грудь в земле,

Насмерть солдат стоял.

Знал он, что нет дороги назад –

Он защищал Сталинград.
Сто пикировщиков выли над ним

В небе, как огненный змей,


Он не покинул окопа, храним

Верностью русской своей.
Меж обгорелых черных громад

Он защищал Сталинград.

Танк на него надвигался, рыча.

Мукой и смертью грозил.
Он, затаившись в канаве, сплеча

Танки гранатой разил.

Пулю – за пулю. Снаряд – за снаряд.

Он защищал Сталинград.
Смерть подступала к нему в упор.

Сталью хлестала тьма.

Артиллерист, пехотинец, сапер –

Он не сошел с ума.
Что ему пламя гиены, ад?..

Он защищал Сталинград.

Просто солдат, лейтенант, генерал –

Рос он в страде боевой.
Там, где в огне умирает металл,

Он проходил живой.

Сто изнурительных дней подряд

Он защищал Сталинград.
Смолкнет военный гром.

Шапку снимая при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград.

А. Сурков

Фрагмент 3 «Сталинградская битва»

Чтец 2:

Что такое уличный бой,

Мы, ровесник, не знаем с тобой.

Но у деда спроси, у отца,

И ответят, суровость лица

В разговоре нелёгком храня:

Это бой кирпича и свинца,

Это бой, где бетон и броня –

Все обрушивалось на меня.

Это бой, где по окнам плюёт

Озверевший вконец пулемёт,

Где дерутся этаж на этаж –

Верхний наш, а нижний не наш,

Где из фляги глоток вина

Ты отпить товарищу дашь…

Бой на улице – это война,

Где спасенье и смерть – стена…

Фоном музыка «Реквием», выходят ученики в гимнастёрках.

1-ый: горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон. А мы стояли.

2-ой: били в упор, почти вонзая друг в друга стволы орудий. А мы держались.

3-ий: каждый метр земли был истерзан пронесшимся железным ураганом. А мы не сдавались.

4-ый: «за Волгой для нас земли нет!» — сказал командующий обороной маршал Чуйков. И мы не отступили

5-ый: был приказ: драться в любом положении до последнего патрона! Мы дрались и умирали!

Ведущий 1: Яков Павлов – командир группы бойцов, в 1942 году ему было 25 лет. Герой Советского Союза.

1-ый ученик