Файл: Никандров В. В. Экспериментальная психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 1497

Скачиваний: 38

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. При этом разложение целого на части (декомпозиция) может производиться по различным вариантам [80, с. 7]. Важным достоинством структурного метода является относительная легкость наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр.
Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофакторная модель Р. Ассаджиоли. Не отстала от зарубежной психологии в этом вопросе и наша отечественная наука: эндо- и экзопси-хика по А. Ф. Лазурскому и развитие его взглядов у В.
Д. Балина [20]; структура личности из четырех сложных комплексов по Б. Г. Ананьеву; индивидно- индивидуальная схема В. С. Мерлина; перечни компонентов личности у А. Г. Ковалева и П. И.
Иванова; динамическая функциональная структура личности по К. К. Платонову; схема личности по А. И. Щербакову и т. д.
Структурный подход
– атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И. П. Павлова и ее развитии Б. М. Тепловым,
В. Д. Небылицыным и другими. Широкое признание получили модели В. М. Русалова, отражающие морфологическую, нейро- и психодинамическую конституции человека [334].
Структурные модели человеческой психики в пространственном и функциональном аспектах представлены в работах [80, 81, 242, 247]. Классическими образцами рассматриваемого подхода служат ассоциативная психология Ф. Гартли и ее следствия (в частности, психофизика «чистых ощущений» XIX века), а также структурная психология В. Вундта и Э. Титченера. Специфической конкретизацией подхода выступает метод микроструктурного анализа, включающий в себя
элементы и генетического, ифункционального, и системного подходов [91, 130].
Функциональный метод
Функциональный подход, естественно, ориентирован на выявление и изучение функций
объектов (явлений). Неоднозначность трактовки в науке понятия «функция» затрудняет определение данного подхода, а также идентификацию с ним тех или иных направлений психологических исследований. Будем придерживаться мнения, что функция есть проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами. Таким образом, функция – это реализация соотношения объекта и среды, а еще уже – «соответствие между средой и системой» [80, с. 8].
Следовательно, функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого
объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).
Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм». Классическим образцом воплощения функциональной идеи в психологии является знаменитая динамическая теория поля
К. Левина [455,456]. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа. Так, уже прочно установилось представление о многоуровневости и мно-гофазности всех психических функций человека, действующих одновременно на всех уровнях как единое целое [10,11,194,221, 323]. Приведенные выше примеры структур личности, нервной системы, психики с полным основанием можно взять и в качестве иллюстрации к функциональному подходу, так как элементы этих структур большинство авторов соответствующих моделей рассматривают также и как функциональные единицы, олицетворяющие определенные связи человека с действительностью.
Комплексный метод
Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования.
Очевидно, что комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.
Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания,
согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологии эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б. Г. Ананьевым [10,11]. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности
(субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность). Такой взгляд на человека позволяет исследовать его психологическое содержание в двух планах: субординационном (иерархическом) и координационном [243]. В первом случае психические явления рассматриваются как соподчиненные системы: более сложные и общие подчиняют и включают в себя более простые и элементарные. Во втором – психические явления рассматриваются как относительно автономные образования, но тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.
Системный метод
Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи (1901-1972), в которых он разработал общую теорию систем [32, 33,429]. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Иногда структуру толкуют расширительно, доводя ее понимание до объема системы. Такая трактовка характерна для нашей житейской практики: «коммерческие структуры», «государственные структуры», «политические структуры» и т. д. Изредка такой взгляд на структуру встречается и в науке, хотя и с определенными оговорками [341, с. 105-117; 342, с.


126]. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Дальнейшее расчленение этой части ведет к потере соответствующих свойств. Так, атом – элемент с определенными физическими свойствами, молекула – с химическими свойствами, клетка – элемент со свойствами жизни, человек (личность) – элемент социальных отношений. Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов.
Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных) систем.
Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементом соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т. д.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав (набор элементов), структура, функции, интегральные свойства и характеристики, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.
Описание объектов как систем, т. е. системные описания, выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах.
Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
В учебной деятельности системные методы описания дают возможность представить учебную информацию в более наглядной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явлениях и, наконец, перейти от индуктивного изложения психологии к дедуктивно-индуктивному.
Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода.
Иногда даже их рассматривают как его разновидности [80, с. 7]. Некоторые авторы сопоставляют эти подходы с соответствующими уровнями качеств человека, составляющих предмет психологического исследования [173, 174, 194].
В настоящее время большинство научных исследований проводится в русле системного подхода [151, 373]. Наиболее полное освещение применительно к психологии системный подход нашел в следующих работах [80, 81,170,194, 195, 196, 320, 342, 346].


Раздел В Эмпирические методы общепсихологического значения
Это методы, использование которых возможно в любом эмпирическом исследовании независимо от специфики изучаемой психологической реальности. Конкретные особенности объекта, предмета, целей и условий исследования не сказываются на основных принципах этих методов, а лишь влияют на их процессуальную сторону, что ведет к выбору той или иной разновидности метода (методики). Именно возможность применения этих методов практически в любой области психологических знаний и придает им общепсихологическое значение. К этому разряду относятся: наблюдение, вербально-коммуникативные методы (беседа и опрос), эксперимент, тестирование и моделирование.
Более того, объективное
наблюдение,
эксперимент
и
моделирование
являются неотъемлемой инструментальной атрибутикой и подавляющего большинства областей непсихологического знания. Пожалуй, нет такой науки, которая бы обходилась без этих методов.
По поводу тестирования тоже можно сказать, что многие непсихологические области науки и практики используют его как способ определения выраженности тех или иных характеристик интересующего объекта или уточнения его состояния. Действительно, любая проводимая по определенным правилам проверка технического устройства, экологической системы, общественного института, здоровья человека сопровождается сравнением с некоторыми нормативами. А это и есть тестирование.
Что касается
вербально-коммуникативныхметодов,
то сфера ихприменения тоже значительно превосходит область интересовпсихологии, хотя и имеет свои специфические ограничения. Онииспользуются везде, где присутствует человеческое общение либов качестве предмета, либо в качестве способа исследования. Этов первую очередь сфера социальных и гуманитарных наук. Какспособ сбора информации эти методы используются часто и вестественных, и в технических, и даже в математических и философских дисциплинах.
Таким образом, все перечисленные методы имеют общенаучное значение и в самом широком смысле (как не только психологические методы) и в узком смысле (как методы любой психологической дисциплины). И если первый вариант трактовки еще может подвергаться сомнению в некоторых случаях, то общепсихологическая значимость этих методов очевидна.
Порядок изложения этих методов не случаен. Три критерия предопределили его.
Первый – это генетически обусловленная последовательность стержневых для каждого из них психических процессов. Наблюдение базируется на восприятии. Вербально-коммуникативные методы – на речи. Причем на речи, связанной с образным мышлением не меньше, чем с понятийным, а с практическим даже больше, чем с теоретическим. А, как известно, практическое мышление в своей основе имеет преимущественно предметное и образное мышление ив меньшей мере понятийное. Эксперимент предполагает отрешение от большинства реальных конкретных обстоятельств, рассматриваемых как посторонние, не относящиеся к делу дополнительные переменные, и
выделение и акцентирование отдельных сторон действительности, именуемых независимыми и зависимыми переменными. А это есть абстракция. Абстракция зиждится на развитом понятийном мышлении. Отсюда иречевое сопровождение эксперимента по сравнению с беседой и опросом характеризуется значительно большей насыщенностью специальной терминологией. Тестирование совмещает в себе элементы всех предыдущих методов. А следовательно, включает в свою психологическую базу на равных началах и все соответствующие процессы. Но к тому же тестированию в наибольшей степени присущ феномен «объективизации», причем как специально организованного процесса.
Иначе говоря, тестирование больше любого другого метода нацелено на перевод субъективных явлений внутреннего мира человека вовне в виде его объективно регистрируемых реакций
(речевых и двигательных). Следовательно, к прочим психическим процессам при тестировании в качестве базовых необходимо добавить психомоторику, а речь рассматривать не столько в роли средства коммуникации, сколько в роли средства объективизации. Что касается моделирования, то оно обеспечивается самыми высокоорганизованными психическими процессами: мышлением с преобладанием понятийного компонента ивоображением. Моделирование в максимальной мере включает творческую составляющую.
Итак, эволюционному (как в фило-, так и в онтогенетическом плане) ряду психических явлений можно поставить в соответствие выбранный порядковый ряд общепсихологических методов.
Вторым критерием, обусловившим предложенную последовательность методов, выступает показатель «включенности». В немотражается возможность (или неизбежность) использования одного метода (в целом или его элементов) в рамках другого метода.В любом из рассматриваемых методов присутствует наблюдение,но наблюдение вовсе не обязано включать в себя экспериментирование, беседу или моделирование. Разговор, вербальная коммуникация –

обязательный атрибут всех последующих методов. Элементы экспериментирования неизбежно присутствуют в тестовых методиках и в моделировании, а наблюдение, беседа, опрос этого вполне могут избежать. Любой тест может быть назван диагностикческим экспериментом, но отнюдь не всякий эксперимент несет; признаки тестирования. Более того, основную массу экспериментов, а именно исследовательские эксперименты, никак нельзя соотнести с тестированием. Наконец, моделирование. С одной стороны, любой тест и эксперимент, многие ситуации опроса, беседы и наблюдения могут считаться в той или иной мере моделями естественных жизненных процессов и обстоятельств. Но с другой стороны, моделирование есть средоточие всех предыдущих методов, в нем сфокусированы возможности каждого из них. И в этом смысле он завершает «пирамиду включенности».
Третий фактор, определивший порядок расположения методов, это их сложность.
Последняя включает в себя и уровень организации процедуры, и материальное обеспечение, экипировку, и необходимую подготовку объекта исследования, и требования к квалификации исследователя. Наиболее прост в этом отношении метод наблюдения. Во многих случаях он не требует никакой специальной организации и никакого оснащения. Беседа и особенно опрос уже без предварительного плана не обходятся. А их проведение требует немалой подготовки проводящих их специалистов. Эксперимент немыслим без плана и какого-либо оборудования. Его проведение предполагает и определенную подготовку испытуемых. Хотя бы элементарный инструктаж. Тестирование – это уже строго регламентируемый процесс, обязывающий тестируемого действовать по довольно жестким программам. А требования к профессионализму диагноста обычно очень высоки. Моделирование как всеобщий научный метод требует особой квалификации и способностей от исследователя. Он должен обладать глубокими специальными знаниями об объекте и предмете изучения, чтобы предельно адекватно смоделировать их. К тому же обычно требуются знания по смежным проблемам. Что же касается моделирования в узком смысле слова, т. е. как конструирования вещественных моделей, то тут, как правило, не обойтись без сложного оборудования.
Учет перечисленных доводов приводит к логике изложения общепсихологических методов в предлагаемом порядке: наблюдение – беседа – опрос – эксперимент – тестирование – моделирование.


1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   35