ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.1
«Ценности и их роль для человека и общества»
Темы занятий:
- День земли
- День космонавтики. Мы первые!
-День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками
- День труда. Мир профессий
- День Победы. Бессмертный полк
План беседы:
Что такое «разговоры о важном» ?
В сентябре 2022 года у школьников появился новый формат внеурочной деятельности, который называется «Разговоры о важном». Проект запускает Минпросвещения России. Во всех школах страны в начале недели введут классный час, на котором будут обсуждать разные вопросы, связанные с патриотизмом, нравственным воспитанием, защитой экологии, важными историческими событиями. Согласно документам, занятия будут направлены на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
История проекта
Идея проводить «Разговоры о важном» была озвучена еще 20 июня 2022 года на заседании общества «Знание». Генеральный директор общества Максим Древаль рассказал и о цели занятий — сформировать у школьников «любовь к Родине, гордость за свою страну, патриотизм». Всего запланировано 34 встречи в новом учебном году. Первые материалы к урокам нового цикла подготовил начальник управления президента по общественным проектам Сергей Новиков.
В программе указаны цели курса:
-
воспитание активной гражданской позиции, духовно-нравственное и патриотическое воспитание на основе национальных ценностей; -
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений; -
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к изучению и сохранению истории и культуры родного края, России; -
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективной деятельности; -
формирование культуры поведения в информационной среде.
Обязательно ли посещать «Разговоры о важном»?
Поскольку «Разговоры о важном» относятся к внеурочной деятельности, они никак не аттестуются.
Оценки на этих занятиях ставить не будут, но внеурочная деятельность все же относится к дополнительным учебным программам. Это закреплено в письме Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ.
А добросовестное освоение учебной программы в свою очередь — обязательное условие получения образования. Об этом говорится в ст. 43 ФЗ «Об образовании». Поэтому пропускать «Разговоры о важном» по собственному желанию нельзя.
1. День земли.
Цель разговора: расширение знаний обучающихся об экологической проблематике, о достижениях России в отрасли переработки отходов; повышение уровня экологической культуры обучающихся, формирование экопривычек и мотивации к природоохранной деятельности.
Комплект материалов:
− сценарий,
− методические рекомендации,
− видеоролики, презентации,
− интерактивные задания.
Все указанные материалы можно найти на сайте «Разговоры о важном» по ссылке https://razgovor.edsoo.ru/topic/46/grade/89/
Часть 1. Мотивационная. Занятие начинается с вводного слова учителя, который напоминает обучающимся о Дне Земли. Организация обсуждения о защите и охране окружающей среды через систему вопросов и ответов помогает обучающимся актуализировать знания об экологии, позволяет обратиться к личному опыту детей, связанному со сбором отходов.
Просмотр видеоролика о В. И. Вернадском и видеообращение вице-президента Российской академии наук Степана Калмыкова позволяет обучающимся проанализировать состояние окружающей среды и меры по ее охране, которые необходимо предпринимать для того, чтобы сохранить природу, ресурсы – главное богатство России.
Часть 2. Основная. Работа с интерактивным заданием «Экокейсы». Фронтальная работа с классом. Задание строится на обсуждении четырех кейсов, связанных с выработкой стратегии разумного потребления: «Переработка отходов», «Одноразовый VS многоразовый», «Старый телефон: подарить или выбросить», «Зеленый квадрат». В каждом кейсе предусмотрен «неожиданный» вопрос, ответ на который обучающиеся ищут и обсуждают при его решении.
Кейсы задания состоят из нескольких страниц: инфографика со статистикой по рассматриваемому вопросу, вопрос для обсуждения, один или два видеоролика, в которых поясняется ответ на вопрос экокейса.
В кейсе 1 «Переработка отходов» предлагается видеозапись с обращением генерального директора компании «Российский экологический оператор» Дениса Петровича Буцаева, в котором он задает вопрос обучающимся. Это служит дополнительной мотивацией обучающихся при обсуждении темы раздельного сбора мусора.
В кейсе 2 «Одноразовый VS многоразовый» в качестве дополнительного задания учитель может предложить выполнение интерактивного задания «Заменяй!», что позволяет обучающимся проявить навыки креативного мышления – подобрать замену предъявляемым объектам. На экране появляется предмет однократного использования из «черного списка», учитель предлагает обучающимся найти ему замену. Затем при нажатии на изображение появляется предмет-замена (более длительного срока использования).
В кейсе 3 «Старый телефон: подарить или выбросить» рассматривается интерактивная карта на сайте Recyclemap. На ней, выбирая город и вид отходов, можно найти места их приема.
В кейсе 4 «Зеленый квадрат» обсуждаются способы выработки электроэнергии без нанесения ущерба окружающей среде.
Часть 3. Заключение. В заключение занятия учитель предлагает обсудить профессии в сфере экологии. Дополнительно учитель может предложить выполнить интерактивное задание «Экологические профессии». Обучающиеся должны по описанию догадаться, о какой профессии идет речь. Подводя итоги, учитель знакомит обучающихся с экологическими проектами и инициативами.
3. День памяти о геноциде советского народа нацистами
и их пособниками
Цель занятия: формирование у обучающихся понимания необходимости сохранения исторической памяти и преемственности поколений на примере истории геноцида мирных советских граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
Задачи занятия:
- познакомить обучающихся с важнейшими фактами преступлений против мирных граждан со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время;
- сформировать у обучающихся ценностное отношение к преступлениям геноцида, бесчеловечной нацистской идеологии и практики;
- сформировать негативное отношение к нацизму как человеконенавистнической идеологии;
- воспитывать у обучающихся личностные качества патриота и гражданина на примерах жизни и деятельности детей и молодежи в годы Великой Отечественной войны;
- воспитывать чувство сострадания к жертвам военных конфликтов – мирным гражданам;
- содействовать сохранению исторической памяти о событиях геноцида советского народа и преемственности поколений путем обсуждения способов сохранения исторической памяти.
Формируемые ценности: жизнь, достоинство, патриотизм, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа с элементами практической работы.
Комплект материалов:
- сценарий занятия;
методические рекомендации;
видеоролики;
презентационные материалы;
интерактивное задание.
Все указанные материалы можно найти на сайте «Разговоры о важном» по ссылке https://razgovor.edsoo.ru/topic/48/grade/89/
Структура занятия.
Часть 1. Мотивационная. Сущность понятия «геноцид», 19 апреля - День единых действий в память о геноциде советского народа. Вводное слово педагога. Обсуждение с обучающимися понятия «геноцид», просмотр видеоролика.
Часть 2. Основная. Факты геноцида советского народа со стороны нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны, их морально-нравственная и историческая оценка. Просмотр видеоролика, знакомство с фактами геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., постановка и обсуждение проблемных вопросов.
Часть 3. Заключительная. Историческая память и преемственность поколений в отношении геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны, его судебно-правовая оценка. Обсуждение с обучающимися, их рефлексия в отношении фактов геноцида советского народа в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и необходимости сохранения исторической памяти о них.
Вопросы для обсуждения учителя с обучающимися:
1. Почему преступления нацистов в годы Великой Отечественной войны рассматриваются как геноцид и не имеют срока давности?
2. Какие человеческие качества, нравственные ценности появились в рассмотренных фактах? Как они помогли и помогают россиянам сохранить жизнь, достоинство, бороться за справедливость?
3. Почему мы говорим о важности единых действий в память о геноциде нашего народа?
4. Что делают наши современники, ваши ровесники, что можем сделать мы, чтобы сохранить историческую память о данных событиях?
Для Дня единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны разработан хэштэг - #безсрокадавности. Используя его, мы можем узнать больше о том, что делают другие и показать всем, что делаем мы.