Файл: Общие положения о государственном воздействии на предпринимательскую деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Общие положения о государственном воздействии на предпринимательскую деятельность
1. Понятие и значение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
2. Виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
3. Способы (методы) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
4. Формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
5. Инструменты государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
8.1. Понятие и значение государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
В 90-х годах XX века произошли серьезные изменения не только в политической жизни, но и в экономике нашей страны. Государственная, административно-командная система хозяйства постепенно переводилась на рыночные рельсы. Этот переход длился достаточно долгое время и часто был довольно болезненным. Основным вопросом переходного периода стал вопрос о необходимости и пределах государственного воздействия на экономику. Некоторые специалисты высказывали мнение о том, что рынок является саморегулируемым, и поэтому государство не должно вмешиваться в рыночную экономику. Однако большинство экономистов придерживались точки зрения, что рынок и государство не могут нормально функционировать друг без друга.
В первую очередь это объясняется потребностью в установлении для всех участников рыночных отношений единых правил поведения. Кроме того, государство является искусственным образованием, созданным специально для управления обществом и для защиты общественных (публичных) интересов. Поэтому экономические функции государства сводятся к решению трех основных задач:
- эффективность;
- стабильность;
- справедливость.
Они реализуются, если государство сохраняет рыночную систему, обеспечивает производство социально-значимых товаров и услуг, защищает население от вредных побочных последствий предпринимательства, перераспределяет доходы и ресурсы, стабилизирует экономику.
Тем не менее, следует отметить, что выбор между рынком и государством далеко не прост, хотя вполне очевидно, что они - взаимодополняющие системы. Соотношение же между саморегуляцией рынка и государственным регулированием экономики постоянно изменяется: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше вмешательство государства. И, наоборот, если экономика находится в кризисе, то роль государства должна существенно активизироваться.
Затянувшийся процесс социально-экономических реформ в нашей стране со всей очевидностью показывает, что ускорить структурную перестройку народного хозяйства, сориентировать его на удовлетворение потребностей людей и на обеспечение достойных условий их жизни может и должно предпринимательство. Для развития же предпринимательства необходимы такие общеэкономические предпосылки, как единая финансовая система, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, единая денежная единица, то есть экономическая интеграция1.
В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:
а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
б) формирования государственного бюджета;
в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
г) обеспечения занятости населения;
д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования[1] .
Как видио из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере
публичных интересов государства и общества. Среди них экологические, экономические, социальные, политические, юридические основания. Частный же интерес в условиях рынка защищается на путях правосудия, а также в порядке административного производства в той мере, в какой он сочетается с публичным.
Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее1. Для этого нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное воздействие на экономику Г.Д. Отнюкова определяет как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства. Таким образом, государственное воздействие на экономику в самом общем виде представляет собой деятельность органов государственной власти по определению правил поведения для участников хозяйственных отношений.
8.2. Виды государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Государственное воздействие можно классифицировать на виды по различным критериям.
1. В зависимости от уровня:
а) на федеральном уровне;
б) на уровне субъектов РФ;
в) на местном уровне.
2. В зависимости от оснований проявления:
а) общее - когда государство выступает от имени общества в защиту публичных (общественных) интересов;
б) особенное - когда государство выступает в качестве собственника своего имущества, то есть как равноправный участник хозяйственного оборота.
3. В зависимости от сферы деятельности:
а) ценовое;
б) антимонопольное; [2]
в) налоговое1 и т.д.
4. В зависимости от содержания:
а) создание субъектов хозяйствования (включая государственную регистрацию и лицензирование);
б) прекращение их деятельности;
в) планирование;
г) регулирование;
д) контроль.
Остановимся подробнее на таких видах государственного воздействия, как планирование, регулирование и контроль.
Планирование представляет собой один из важнейших функциональных элементов в системе государственного воздействия на экономику[3] , ибо последнее невозможно без постановки цели и определения способов ее достижения. Государственное планирование предпринимательской деятельности представляет собой выявление общественного экономического интереса, его правовую формализацию и конкретизацию государством в лице компетентных (плановых) органов в системе показателей количественного и качественного характера (плановых показателей), достижение которых осуществляется на основе синхронизации публичного интереса с частными интересами хозяйствующих субъектов посредством их координации или в установленных законом пределах субординации всем комплексом мер государственного воздействия.
Государственное планирование предпринимательской деятельности осуществляется посредством протекающей в форме демократических процедур деятельности плановых органов по разработке и утверждению в форме правового планового акта системы показателей, определяющих направления, темпы, пропорции социально-экономического развития
Российской Федерации (отдельных территорий, отраслей экономики) и выражающихся в конкретных количественных и качественных результатах, которые должны быть достигнуты на каждом уровне хозяйствования в планируемом периоде, и определению ресурсного обеспечения их достижения в конкретный отрезок времени.
Принято различать планирование директивное и индикативное. Индикативные плановые показатели не являются императивными для хозяйствующих субъектов. Будучи рекомендательно-стимулирующим, индикативное планирование конституирует равноправное взаимодействие государства и хозяйствующих звеньев. В этом смысле индикативное планирование представляет собой одновременно и институт государственного воздействия на экономику и институт ее саморегулирования.
Напротив, директивное планирование носит адресно-обязательный характер, определяя с большей или меньшей степенью детализации все параметры хозяйственной деятельности предприятий: ассортимент выпускаемой продукции, цены, фонд оплаты труда и т.д.
В условиях рыночной системы хозяйствования преобладает индикативное планирование, однако это вовсе не означает полного отказа от механизмов планирования директивного. Последнее сохраняется в отношении государственного сектора экономики. В частности, действующее законодательство прямо предусматривает директивное планирование деятельности казенных предприятий.
Действующее законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия «государственное регулирование». Лишь в нескольких законах, посвященных государственному регулированию отдельных отраслей и подотраслей народного хозяйства, делаются попытки дать определение столь сложному явлению, как государственное регулирование1.
В экономической и юридической литературе напротив содержится множество определений этого понятия'. В большинстве случаев понятие государственного регулирования раскрывается через категорию «деятельность». Так, В.П. Орешин определяет государственное регулирование экономики как деятельность органов государственной власти по воздействию на процесс общественного воспроизводства в целях достижения общественно полезных результатов[4] . Представляется, что суть государственного регулирования состоит именно в деятельности государства в лице его органов, направленной на упорядочение отношений в рыночной экономике.
В литературе имеются и иные определения государственного регулирования, не полностью раскрывающие сущность этого явления. Например, авторы фундаментального учебника «Государственное регулирование рыночной экономики» определяют государственное регулирование как «формирование соответствующей приоритетам и интересам развития общества государственной политики на основе использования инструментария экономико-правового механизма экономической деятельности с целью достижения сбалансированного развития хозяйственной системы (в том числе отрасли, региона, хозяйствующего субъекта, государства) в условиях неспособности достижения автоматизма разрешения складывающихся проблем на основе рыночной системы хозяйствования»
1. Думается, что государственное регулирование нельзя рассматривать как «формирование государственной политики».
Некоторые авторы акцентируют внимание на целях государственного регулирования. Так, К.Ю. Тотьев утверждает, что «государственное регулирование экономики - это нормативная, индивидуальнорегулятивная и организационная деятельность государства в лице уполномоченных органов, воздействующая на рыночный (экономический) процесс с целью защиты публичных интересов»[5] . Конечно, защита публичных интересов - важная задача, решаемая в процессе государственного регулирования, но в то же время не менее важной задачей такого регулирования являются защита частных интересов, сочетание частных и публичных интересов для достижения целей государственного регулирования.
И.Н. Герчикова делает вывод о том, что государственное регулирование экономики представляет собой систему осуществляемых уполномоченными на то государственными органами мер в целях стабилизации экономики и обеспечения устойчивых темпов экономического роста в рамках существующей социально-экономической системы. Однако при этом не учитывается суть регулирования как определенного вида деятельности.
А.П. Алехин совершенно справедливо определяет государственное регулирование как установление государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировку в зависимости от изменяющихся условий1. Тем не менее такая характеристика государственного регулирования акцентирует внимание лишь на правовой стороне этого сложного явления, на очень важной, но одной стороне этого сложного понятия, в силу чего не раскрывает в полной мере существа государственного регулирования, которое не сводится только к правовому регулированию.
С точки зрения В.С. Мартемьянова, государственное регулирование представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта (субъектов) хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии[6] . Представляется, что использование понятия «воздействие» применительно к государственному регулированию вполне обоснованно, учитывая правовой аспект проблемы, где категория «воздействие» широко используется в научном обороте, однако не стоит забывать о том, что сам термин «воздействие» является более широким, включающим в себя в том числе и регулирование.