Файл: Общие положения о государственном воздействии на предпринимательскую деятельность.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Итак, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований.

Что касается контроля, то он как вид государственного воздействия представляет собой установление обязанности органов государства и органов местного самоуправления наблюдать и в определенных случаях проверять состояние дел предпринимателя, а в предусмотренных законом

случаях принимать надлежащие меры1. Нередко рассматриваемый вид государственного воздействия на экономику невозможно отличить от регулирования хозяйственной деятельности, так как государственный контроль тоже имеет целью недопущение, изменение или прекращение хозяйственной ситуации. Не случайно, что в законах Российской Федерации наряду с разграничением государственного регулирования и контроля (надзора) допускается и их отождествление. Так, в Федеральном законе «О естественных монополиях»[7] четко проводится различие между методами регулирования деятельности субъектов естественных монополий (ст. 6) и государственным контролем (ст. 7). В то же время в Федеральном законе от 3 апреля 1996 года «Об энергосбережении» предусматривается, что объектами государственного регулирования является, в частности, осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов. Приведенная норма позволяет заметить отсутствие различий в использовании терминов «контроль» и «надзор», определение которых содержится в статье 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», который вступил в силу с 1 мая 2009 года и отменил тем самым Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В статье 2 Закона о защите прав контроль и надзор рассматриваются как синонимы и определяются как деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями
, посредством организации и проведения проверок, принятия мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Сфера такого контроля весьма широка. Данный Закон распространяется на все контрольные мероприятия в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, кроме действий, связанных с оперативно-розыскной деятельностью, производством дознания, проведением предварительного следствия, осуществлением прокурорского надзора и правосудия, проведением административного расследования, прокурорским, налоговым, финансовым, валютным и банковским надзором. Под действие Закона о защите прав также не подпадают контрольные мероприятия в пунктах пропуска через государственную границу и мероприятия по расследованию причин возникновения техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), несчастных случаев на производстве. Появление столь большого числа изъятий объясняется не только особенностями той или иной контролируемой деятельности, но и лоббистскими усилиями многих ведомств1.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие заняться бытовыми услугами, торговлей, общественным питанием и некоторыми другими видами деятельности, обязаны уведомить об этом соответствующие контролирующие органы. Уведомление направляется после государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и постановки их на налоговый учет до начала фактического осуществления деятельности. Форма уведомления и порядок его предоставления устанавливаются Правительством РФ (ст. 8 Закона о защите прав).

Мероприятия по государственному контролю включают три этапа: 1) проведение проверок (испытаний, исследований, экспертиз); 2) оформление их результатов; 3) принятие мер по итогам проверок. Каждую из стадий рассмотрим подробнее.

Законодатель различает правовые режимы плановых и внеплановых проверок. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов. В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения: наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам; цель и основание проведения каждой плановой проверки; дата и сроки ее проведения; наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. Утвержденный руководителем органа контроля (надзора) ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа контроля (надзора) в сети Интернет либо иным доступным способом. В срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, органы контроля (надзора) направляют в порядке, установленном Правительством РФ, проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Форма и содержание ежегодного сводного плана проведения плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем десяти процентов общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами. О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом контроля (надзора) не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.



Внеплановые проверки могут проводиться после проведения плановой проверки для контроля за устранением выявленных по ее результатам нарушений, а также в случаях поступления в органы контроля (надзора) обращений и заявлений, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинение такого вреда; нарушение прав потребителей (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав). При этом анонимные сведения никаких юридических последствий не влекут. Внеплановая проверка субъектов малого и среднего предпринимательства может быть проведена после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности такими субъектами.

Плановые и внеплановые проверки бывают документарные и выездные. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа контроля (надзора), а выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа контроля (надзора) документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

Выездная проверка начинается с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа контроля (надзора), обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора) о назначении выездной проверки. Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуального предпринимателя обязаны предоставить должностным лицам органам контроля (надзора) возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, а также обеспечить доступ проводящих проверку должностных лиц на территорию, в используемые юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями здания, строения, сооружения, помещения, к оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам и перевозимым грузам.


Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора), которые являются индивидуальными основаниями для проведения мероприятий контроля. Они должны быть оформлены таким образом, чтобы содержать все перечисленные в пункте 2 статьи 14 Закона о защите прав сведения. Эти сведения позволяют выявить, насколько соблюдены пределы деятельности контролирующих органов по целям, задачам, предмету проверки, ее результатам и срокам. Несмотря на четкий принцип регламентации полномочий публичной власти - «запрещено все, что прямо не разрешено законом», - из-за огромных масштабов злоупотреблений законодатель вынужден закреплять не только права (обязанности) контролирующих органов, но и прямые запреты в их адрес (ст. 15 Закона о защите прав). И это становится тенденцией в государственном регулировании экономики.

Законодатель ограничил сроки и количество проводимых контролирующими органами проверок. Так, ее максимальная продолжительность не может быть более двадцати рабочих дней. Увеличение этого срока еще на двадцать рабочих дней возможно лишь в исключительных случаях, при проведении сложных и (или) длительных исследований (ст. 13 Закона о защите прав). Кроме того, контролирующие органы вправе проверять соблюдение лишь тех требований, которые прямо отнесены к их компетенции. Проверка может проводиться только должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа контроля (надзора).

Все эти ограничения следует оценить положительно, поскольку они продиктованы стремлением обеспечить баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства. Целесообразность такого подхода неоднократно подчеркивалась в решениях Конституционного Суда РФ1.

Предприниматели должны обратить максимум внимания на оформление результатов проверки, поскольку их надлежащее оформление может иметь важное доказательственное значение при возникновении спорной ситуации[9] . По итогам проверки составляется акт, в котором указываются все необходимые сведения, перечисленные в пункте 2 статьи 16 Закона о защите прав, в том числе информацию о выявленных нарушениях. К акту должны прилагаться документы о собранных образцах продукции или других объектах исследований. Копии всех этих документов передаются проверяемым субъектам.


Результаты проверки фиксируются не только в документах государственных органов. В Закон о защите прав включена норма (п. 8 ст. 16), обязывающая хозяйствующих субъектов вести специальный журнал учета проверок по типовой форме, который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью предпринимателя. В нем должностные лица контролирующего органа обязаны оставить запись о проведении проверки и о ее результатах. Отсутствие журнала отражается в акте проверки. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель в случае несогласия с актом проверки либо с предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган контроля (надзора) в письменной форме свои возражения.

В результате проверки могут быть выявлены различные нарушения законодательных требований к предпринимательской деятельности. В этом случае контролирующий орган обязан выдать предписание об уст

ранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Наряду с применением мер ответственности (они должны соответствовать тяжести нарушений) контролирующий орган обязан незамедлительно принять меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Кодексом об административных правонарушениях РФ, отзыва продукции, представляющей опасность для жизни, здоровья граждан и для окружающей среды, из оборота и довести до сведения граждан, а также других юридических лиц, индивидуальных предпринимателей любым доступным способом информацию о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения.

В свою очередь предприниматели имеют право непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; получать от органа контроля (надзора), их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки; знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверке о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органа контроля (надзора); обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа контроля (надзора), повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Вред, причиненный юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям вследствие действий (бездействия) должностных лиц органа контроля (надзора), признанных в установленном законодательством РФ порядке неправомерными, подлежит возмещению, включая упущенную выгоду (неполученный доход), за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии с гражданским законодательством (ст. 22 Закона о защите прав). В судебно-арбитражной практике споры о возмещении убытков, причиненных предпринимателям вследствие ненадлежащего осуществления контролирующими органами возложенных на них обязанностей, разрешаются в зависимости от правовой оценки действий государственных органов и наличия причинной связи между ними и возникновением убытков. Доказывание этой связи вызывает наибольшие трудности в делах такого рода.