Файл: Общие положения о государственном воздействии на предпринимательскую деятельность.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, новый Закон о защите прав, так же как и его предшественник, не лишен недостатков (например, чрезмерно ограниченная сфера действия, узкий круг подконтрольной деятельности, декларативность и декоративность некоторых положений), однако стремление государства унифицированным образом бороться со злоупотреблениями в системе государственного регулирования экономики и неэффективными административными барьерами заслуживает всяческого одобрения.
8.3. Способы (методы) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Способы (методы) государственного воздействия - это то, каким образом государство воздействует на предпринимательскую деятельность. В теории предпринимательского права выделяют две группы способов воздействия: прямые (административные) и косвенные (экономические). К прямому (административному) воздействию относятся антимонопольные средства, способы регулирования цен, экологические и санитарные нормы и нормативы, задания для государственных нужд. Косвенное (экономическое) воздействие охватывает налоговое стимулирование, ценовую, амортизационную, кредитную политику. Административные методы сопряжены с прямыми велениями, с властными предписаниями определенного поведения. Использование экономических методов приводит к достижению целей хозяйственной политики государства косвенными путями.
Известно, что при административно-командной системе применялись в основном административные методы, и в частности, директивное руководство хозяйственной деятельностью нижестоящих звеньев хозяйственного механизма со стороны вышестоящих. В условиях рыночной экономики методы воздействия экономизировались, то есть широко применяются экономические методы воздействия, но в отдельных исключительных случаях государство использует императивные требования, особенно в тех сферах, где без них не обойтись.
Например, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 13 декабря 1994 года «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»1 поставщикам продукции для государственных нужд в целях их экономического стимулирования могут предоставляться льготы по налогу на прибыль (доход), целевые дотации и субсидии, кредиты на льготных условиях. Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений»[10] государственное регулирование инвестиционной деятельности может быть прямым (в отношении государственных инвестиций или любых инвестиций в особых условиях) и косвенным с применением экономических рычагов и стимулов. Статья 13 Федерального закона от 8 декабря 2003 года «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
1 предусматривает, что государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного и нетарифного регулирования. Таможенно-тарифное регулирование, в основе которого лежит механизм таможенной пошлины, является экономическим регулированием. Нетарифное же регулирование представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность в сфере внешней торговли, не связанное с применением таможенного тарифа и реализуемое посредством как экономических, так и административных, как стимулирующих, так и защитных (ограничительных) мер. К нетарифным методам, в частности, относятся следующие: установление количественных ограничений путем квотирования и лицензирования; установление разрешительного порядка экспортноимпортных операций; введение прямых запретов и ограничений экспорта или импорта; установление государственной монополии на экспорт или импорт отдельных видов товаров; установление экспортного контроля, валютного контроля, контроля за качеством импортных товаров; применение мер по стимулированию экспорта.
Разумное сочетание прямого и косвенного воздействия государства на экономику дает наибольшие предпосылки для эффективного развития предпринимательства. Причем соотношение этих способов может различаться в зависимости от ситуации, складывающейся на данный период времени. Аргументом в пользу необходимости активного использования государственного регулирующего воздействия на экономику в целом и предпринимательскую деятельность в частности в настоящий период служит обобщенный опыт выхода экономики многих стран из кризиса. Общество, как и человек, должно в сложной ситуации мобилизовать и сконцентрировать свои силы и рационально их использовать. Единственным мобилизующим и объединяющим органом может быть только государство, что вытекает из его природы. Оно выступает «публичной организацией, представляющей общий интерес и осуществляющей управление делами общества от его имени и в его интересах»[11] . Так, правительство США, возглавляемое Ф. Рузвельтом, использовало силу государства для реализации политики «нового курса», которая позволила выйти из трудностей, возникших в период «великой депрессии» (1929-1933 годы) и в годы второй мировой войны. Благодаря активному участию государства в экономической деятельности общества путем применения прямых способов воздействия была быстро восстановлена разрушенная войной экономика Европы, достигнуто «экономическое чудо» в Японии и Южной Корее.
Применительно к условиям хозяйствования, сложившимся в России, насущной задачей является осуществление перехода от преимущественно публично-правовых (административных) методов воздействия к гармоничному сочетанию частно-правовых и публично-правовых. При этом важно, способствуя развитию саморегулирующих начал рынка, сохранить регулирующую роль государства в предпринимательской деятельности.
8.4. Формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность
Формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность - сложная и малоисследованная категория. В литературе высказывается множество взглядов на ее определение. Некоторые авторы не различают формы и виды государственного воздействия, другие считают, что предпочтительнее вместо понятия «форма» использовать термин «способ» и т.д.
Вообще слово «форма» означает способ существования содержания, его внешнее выражение1. По вопросу понятия правовой формы в юридической литературе было высказано множество различных точек зрения. Под ней понимаются совокупность правовых норм (правовой институт), система права, система законодательства, норма права и др. Применительно к юридическим лицам используется понятие «организационно-правовые формы», к вещным правам - «формы принадлежности имущества субъектам предпринимательской деятельности», к предпринимательским договорам - форма заключения. Поэтому правовая форма, будучи способом связи элементов внутри системы (содержания), не дает этой системе рассыпаться; напротив, она (форма) упорядочивает и скрепляет правовые и неправовые явления’.
Государственное воздействие всегда имеет форму акта, то есть облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом правовые последствия. У этих актов имеется свое наименование (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного воздействия не существует. Возможна ли устная форма такого акта? Представляется, что нет. Государственная воля не может быть выражена в форме устного распоряжения. Во всяком случае, в законодательстве не предусматривается разрешение каких-либо вопросов в устной форме.
В зависимости от вида государственного воздействия можно выделить следующие виды актов: акты планирования, акты регулирования, акты контроля и т.д.
Плановый акт (программа) представляет собой задание нормативного (то есть предусматривающего ведение хозяйства определенным образом, например, с предоставлением инвесторам льгот в соответствии с государственной инвестиционной программой) или конкретного характера в адрес указанных в нем субъектов, обязанных в силу этого соблюдать предусмотренные в нем требования или выполнять указанные действия в установленный срок и имеющих право требовать материальнофинансового обеспечения заданного. Так, например, государственный заказчик обязан выполнять указания целевой программы и имеет право требовать предоставления выделенных для этого финансовых средств (ст. 3 Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»1).
Плановые акты бывают разного назначения и принимаются различными органами власти и управления. Федеральные программы определяют задачи в области экономики, экологии, социально-культурного и национального развития (ст. 71 Конституции РФ). Планы (программы) субъектов Российской Федерации решают соответствующие задачи на территории этих субъектов.
Программы являются составной частью государственного прогнозирования, то есть системы научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации. Цели и содержание государственных прогнозов и программ социально-экономического развития РФ, а также общий порядок разработки этих программ определены Федеральным законом от 20 июля 1995 года «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»[13]. Ряд других законов и иных правовых актов регулирует отдельные вопросы прогнозирования и планирования тех сфер и отраслей, которые нуждаются в специальном государственном воздействии (отрасли ограниченных возможностей добычи и производства продукции, естественные монополии, государственный сектор экономики и др.)
Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется Правительством РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Прогнозы составляются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственним комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики.
Разрабатываются прогнозы в нескольких вариантах с учётом вероятностного воздействия внутренних и внешних, политических, экономических и других факторов. Они включают количественные и качественные характеристики и основываются на системе демографических, экономических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности. Примером прогнозной программы может послужить Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), которая утверждена распоряжением Правительства РФ № 38-р от 19 января 2006 года . Цель данной Программы - повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны. В качестве одного из условий экономического стимулирования, обеспечивающих Программу, указывается реформирование налоговой системы.