Файл: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины литература специальность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области
«Дмитровский техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ
20.02.02 ЗАЩИТА В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
Дмитров, 2019г.
Александровская
И
Л
2021.05.12 15:01:
27+03'00'

Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература. Литература», рекомендованной федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21 июля 2015 г. регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО») по специальности профессии среднего профессионального образования
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Дмитровский техникум»
Составитель: преподаватель Андронова Лидия Борисовна

СОДЕРЖАНИЕ
Название разделов стр
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
4 2. Структура и содержание учебной дисциплины
6 3. Условия реализации учебной дисциплины
9 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
10 5. Приложение 1 11 6. Приложение 2 12

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.02 «ЛИТЕРАТУРА»
1.1.
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины (далее программа ОУД) - является ча- стью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с
ФГОС третьего поколения по специальностям СПО
20.02.02 «Защита в чрезвычайных ситуациях», разработанной в соответствии с ФГОС СПО третьего поколения
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими программу среднего (полного) общего образования.
Рабочая программа составляется для очной формы обучения с элементами дистанционных образовательных технологий (ДОТ) формам обучения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образователь-
ной программы: Дисциплина ОУД 02 «Литература» относится к общеобразовательным дисциплинам и входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО
1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисцип-
лины:
Базовая часть
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы ( тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод, сцену изученного произведения

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; Раскрывать конкретно-исторические и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

Определять род и жанр произведения;

Сопоставлять литературные произведения; выявлять авторскую позицию;

Выразительно читать изученные произведения( или их фрагменты),

соблюдая нормы литературного произношения;

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
В результате освоения дисциплины студент должен знать :

Образную природу словесного искусства;

Содержание изученных литературных произведений;

Основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19-20 вв.;

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Основные теоретико-литературные понятия
В процессе освоения дисциплины у студентов должны формировать общие компе- тенции (ОК) :
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК.7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных. Организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за выполнение заданий.
ОК 8.Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК. 10. Использовать воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 170 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 117 часов;
- самостоятельной работы студента 53 часа
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной деятельности
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
170
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
117 в том числе: лабораторные занятия не предусмотрено практические занятия
66 контрольные работы не предусмотрено курсовая работа (проект) не предусмотрено самостоятельная работа студента (всего)
53 в том числе:
Самостоятельная работа на курсовой работой (проектом) не предусмотрено
Указываются другие виды самостоятельной работы (реферат,
практическая работа, расчетно-графическая работа, домашняя работа и
т.п.)
53
Итоговая аттестация в форме (указать)
Дифференцированный зачет – 1 семестр
Комплексный экзамен - 2 семестр
\


2.2 Тематический план и содержание общеобразовательной учебной дисциплины «Литература»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
Раздел 1.
Раздел 1
Русская литература п.п.19 века
9
Тема 1.1.
Содержание учебного материала
5
1.1 А.С. Пушкин
Основные мотивы лирики (с обобщением ранее изученного):
Философские: «Элегия», «Вновь я посетил»
Политические: «Деревня», «Вольность»
Гражданские: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный», «Подражание Корану» ( «И путник усталый на Бога роптал»)
Вольнолюбивые: «К морю», «Рдеет облаков летучая летучая гряда»
Тема поэта и поэзии: «Пророк», « Из Пиндемонти», «Поэту»
Поэма «Медный всадник»
1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Конспектирование статьи В.Г. Белинского о Пушкине;
Чтение лирики поэта
Подготовка рефератов по темам:
 А.С. Пушкин - создатель русского литературного языка;
 Роль А.С. Пушкина в развитии отечественной поэзии. Прозы и драматургии
 Вольнолюбивая лирика А.С. Пушкина. Ее связь с идеями декабристов (« Вольность », «
Деревня », « К Чадаеву »
 Южные поэмы А.С. Пушкина, их идейно-художественные особенности и отражение в поэмах черт характера человека
 Трагедия «Борис Годунов». Историческая концепция поэта ее отражение в конфликте и сюжете произведения
 Декабристская тема в творчестве А.С. Пушкина («В Сибирь», « Арион », «Анчар»
 Тема духовной независимости поэта («Дар напрасный, дар случайный ..», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
 Роман «Евгений Онегин»- первый реалистический роман , его социальная проблематика, система образов, особенности сюжета и композиции
 Патриотические стихотворения: «Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «Перед гробницею святой»
 Значение творческого наследия А.С. Пушкина. Пушкин и наша современность.
Подготовка вопросов для литературной викторины
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций литературоведческих терминов-элегия)
1
Тема 1.2
Содержание учебного материала
1.2 М.Ю. Лермонтов
Основные мотивы лирики Лермонтова(с обобщением ранее изученного):
- тема одиночества «Выхожу один я на дорогу», «Дума», «Как часто пестрою толпою окружен»,
«Валерик»;
-тема Родины « Родина»;
-любовная лирика «Я не унижусь пред тобою», Нет не Байрон , я другой »;«Мой демон», «Сон».
Тестовая работа
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование статей В.Г. Белинского о Пушкине; чтение лирики поэта; подготовка сообщений на предложенную или выбранную тему:
 Тема поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова («Смерть поэта» «Поэт». «Пророк»
 Развитие реалистических тенденций в лирике М. Ю. Лермонтова , взаимодействие лирического , драматического и эпического начал в лирике , ее жанровое своеобразие.
 Социально-философская сущность поэмы «Демон», диалектика добра и зла, бунтарства и гармонии, любви и ненависти, падения и возрождения в поэме.
 «Герой нашего времени» как социально-психологический и философский роман М.Ю. Лермонтова, его структура , система образов
1
Тема 1.3
Содержание учебного материала
1.3 Н.В. Гоголь
Сведения из биографии;
«Петербургские повести»: «Портрет».
Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.
Тестовая работа
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: конспектирование статей В.Г. Белинского , А . Григорьева чтение повести; подготовка рефератов по темам:

Особенности творческого дарования Н.В. Гоголя и его поэтического видения мира. А.С. Пушкин о специфике таланта Гоголя.

Поэма «Мертвые души »,ее замысел, особенности жанра, сюжета и композиции. Роль образа
1


Чичикова в развитии сюжета и раскрытии основного замысла поэмы.

Основные черты русской классической литературы 19 века : национальная самобытность, гуманизм, жизнеутверждающий пафос, демократизм и народность.

Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы 19 века; ее мировое значение и актуальное звучание для современности. работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ интерпретаций понятий романтизм и реализм)
Контрольная работа по периоду п. п. 19 века
Раздел 2.
Русская литература вт.п.19 века
Культурно-историческое развитие России середины 19 века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.
44
Тема 2.1
Содержание учебного материала
2.1 Н.А. Островский
Сведения из биографии А.Н. Островского.
Социально-культурная новизна драматургии А.Н .Островского.
«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера. Сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
Образ Катерины- воплощение лучших качеств женской натуры.
Конфликт романтической личности с укладом жизни , лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме .
Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.
Театрально- сценическое открытие А.Н. Островского
Тестовая работа
4 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Конспектирование статей Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева о драме
«Гроза
Чтение пьесы;
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ интерпретаций понятий (драма)
Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского
1
Тема 2.2
Содержание учебного материала
2.2 И.А. Гончаров
Сведения из биографии
« Обломов». Творческая история романа.
Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа.
Обломов. Противоречивость романа.
Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России.
Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений.(Ольга Ильинская-
Агафья Пшеницына).
Постижение авторского идеала человека , живущего в переходную эпоху.
Тестовая работа
4 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам:
 Драма «Гроза» А.Н. Островского. Проблема личности и среды , родовой памяти и индивидуальной активности человека по отношению к нравственным законам старины.
 Новаторский характер драматургии А.Н .Островского.
 Актуальность и злободневность проблем , затронутых в пьесе.
Конспектирование статей Н. Добролюбова, Д. Писарева
Чтение романа
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ интерпретаций понятий - социально-
психологический роман)
1 1,2,3
Тема 2.3
Содержание учебного материала
2.3 И.С. Тургенев
Сведения из биографии.
Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия романа; основной конфликт.
Особенности композиции романа.
Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе( Ситников и Кукшина).
Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение.
Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя
Значение заключительных сцен романа. Авторская позиция в романе.
Тестовая работа
Сочинение
Примерные темы сочинений по творчеству И.С. Тургенева
1. Изображение характера русского крестьянина в «Записках охотника» И.С. Тургенева ( на примере двух-трех рассказов).
2. Эпилог одного из романов И.С. Тургенева ( по выбору студента) и его роль в идейно- философской системе произведения.
3. Смысл названия романа «Отцы и дети».
4. В чем суть спора между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым?
5. Тема дружбы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»: Базаров и Аркадий.
6. Женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети», их роль в раскрытии содержания романа.
7. Анализ сцены дуэли Базарова и Павла Петровича.
8. Нравственные проблемы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
9. Тема любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
10. Анализ, интерпретация одного из стихотворений в прозе И.С. Тургенева (по выбору студента).
11. Нужен ли Базаров России? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»
5 1,2,3


Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:

«Записки охотника» И.С. Тургенева—история создания, проблематика, художественное своеобразие В.Г. Белинский о « Записках…»

Роман «Отцы и дети» , его проблематика, идейное содержание и философский смысл. Основной конфликт романа и отражение в нем общественно-политической борьбы накануне и во время проведения реформ.

Образ Базарова как «переходный тип» «человека беспокойного и тоскующего» .

Полемика вокруг романа. Д.И. Писарев , М.А. Антонович, Н.Н. Страхов об «Отцах и детях»

И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе», тематика, основные мотивы и жанровое своеобразие.
Чтение романа
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ интерпретаций понятий о родах и жанрах литературы (роман).
Замысел писателя и объективное и объективное значение художественного произведения.
Чтение : Рудин», Дворянское гнездо», «Первая любовь», «Стихотворения в прозе»
1
Тема 2.4
Содержание учебного материала
Поэзия второй половины 19 века
2.4 Ф.И. Тютчев; А.А. Фет; А.К. Толстой, Н.А. Некрасов
Сведения из биографии .
Стихотворения « Silentium» , « Не то , что мните вы , природа…» , « Умом Россию не понять…», « О, как убийственно мы любим», « Последняя любовь», « Нам не дано предугадать», « К.Б.»( Я встретил Вас –и все былое …»), « День и ночь», « Эти бедные селенья…» и др.
Философичность –основа лирики поэта. Символичность образов поэзии .
Общественно-политическая лирика Ф.И. Тютчева. Его видение России и ее будущего.
Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.
Стихотворения: « Шепот, робкое дыханье…», « Сияла ночь. Луной был полон сад…», « Еще майская ночь…»,
« Одним толчком согнать ладью живую…», « Это утро, радость эта…», « Еще одно забывчивое слово». «
Вечер» и др.
Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты.
Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.
Гармоничность и мелодичность лирики Фета
Лирический герой в поэзии А.А. Фета.
Сведения из биографии
Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли», «Двух станов не боец, а только гость случайный», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре», «Колокольчики мои…»
Сведения из биографии Н.А. Некрасова.
Стихотворения: «Родина», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день , часу в шестом…», « В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «О муза, я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».
Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-50-х и 60-70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Н.А. Некрасова.
Народная поэзия как источник своеобразия лирики поэта.
Разнообразие интонаций . Поэтичность языка. Интимная лирика.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.
Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья.
Сатирическое изображение «Хозяев» жизни.
Образ женщины в поэме
Образ народного заступника Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.
Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка.
Поэма Н.А. Некрасова-энциклопедия крестьянской жизни 19 века.
5 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов по темам:
Душа и природа в поэзии Ф.И. Тютчева
Особенность любовной лирики Ф.И. Тютчева, ее драматическая напряженность (« О, как убийственно мы любим…» «Последняя любовь», « Накануне годовщины 4 августа 1864 года» и др.)
Чтение и заучивание наизусть стихотворений
А. А. Фет, А.К. Толстого
1