Файл: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины литература специальность.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6.4
Содержание учебного материала
6.4 М.А. Шолохов
Сведения из биографии.
Роман «Тихий Дон».
Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования.
Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры писателя.
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение романа.
Подготовка рефератов по темам:
М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Военная тема в творчестве М. Шолохова.
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о стиле писателя
Раздел 7
Литература периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет
4
Тема 7.1
Содержание учебного материала
7.1 А.А. Ахматова
Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне не к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я кто бросил землю …», «Родная земля», « Мне голос был».
Поэма «Реквием».
Ранняя лирика Ахматовой: глубина , яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.
Темы любви к родной земле, к Родине, к России.
Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.
Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.
Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание лирики Ахматовой.
Подготовка рефератов по темам:
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Работа со словарями , справочниками, энциклопедиями( сбор и анализ понятия проблемы традиций и новаторства в лирике. Поэтическое мастерство.
1
Тема 7.2
Содержание учебного материала
7.2 Б.Л. Пастернак
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,
«Зимняя ночь».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике.
Философичность лирики.
Тема пути –ведущая в поэзии Пастернака.
Особенности поэтического восприятия.
Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание наизусть лирики Пастернака.
Роман «Доктор Живаго».
Подготовка рефератов по темам:
Ранняя лирика Пастернака.
Раздел 8
Литература 1950-1980-х годов – 22 час
Творчество писателей-прозаиков
6
Содержание учебного материала
8.1 В. Шаламов
. Сведения из биографии. «Колымские рассказы».
Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
Содержание учебного материала
6.4 М.А. Шолохов
Сведения из биографии.
Роман «Тихий Дон».
Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны.
Своеобразие жанра. Особенности композиции.
Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.
Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение.
Женские судьбы. Любовь на страницах романа.
Многоплановость повествования.
Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова.
Своеобразие художественной манеры писателя.
4
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение романа.
Подготовка рефератов по темам:
М.А. Шолохов – создатель эпической картины народной жизни в «Донских рассказах».
Военная тема в творчестве М. Шолохова.
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о стиле писателя
Раздел 7
Литература периода Великой отечественной войны и первых послевоенных лет
4
Тема 7.1
Содержание учебного материала
7.1 А.А. Ахматова
Жизненный и творческий путь.
Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне не к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я кто бросил землю …», «Родная земля», « Мне голос был».
Поэма «Реквием».
Ранняя лирика Ахматовой: глубина , яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.
Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет.
Темы любви к родной земле, к Родине, к России.
Пушкинские темы в творчестве Ахматовой.
Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.
Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание лирики Ахматовой.
Подготовка рефератов по темам:
Отражение трагических противоречий эпохи в творчестве А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Работа со словарями , справочниками, энциклопедиями( сбор и анализ понятия проблемы традиций и новаторства в лирике. Поэтическое мастерство.
1
Тема 7.2
Содержание учебного материала
7.2 Б.Л. Пастернак
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Определение поэзии», «Гамлет», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»,
«Зимняя ночь».
Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике.
Философичность лирики.
Тема пути –ведущая в поэзии Пастернака.
Особенности поэтического восприятия.
Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание наизусть лирики Пастернака.
Роман «Доктор Живаго».
Подготовка рефератов по темам:
Ранняя лирика Пастернака.
Раздел 8
Литература 1950-1980-х годов – 22 час
Творчество писателей-прозаиков
6
Содержание учебного материала
8.1 В. Шаламов
. Сведения из биографии. «Колымские рассказы».
Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.
8.2
В.М. Шукшин
Сведения из биографии.
Рассказы: «Чудик», Выбираю деревню на жительство», «Срезал, «Микроскоп», «Ораторский прием».
Изображение жизни русской деревни : глубина и цельность духовного мира русского человека.
Художественные особенности прозы В. Шукшина.
8.3 В.В. Быков
Сведения из биографии.
Повесть «Сотников»
Раскрытие высокой духовной сущности человека; гуманистической основы идеалов и поведения человека.
8.4 В. Распутин
Повесть «Живи и помни»
Глубинное осмысление о судьбе личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке.
8.5 Д. Гранин
«Иду на грозу»
8.6 В. Кондратьев
«Сашка»
Лабораторные работы
Практические занятия
6
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание наизусть лирики Пастернака.
Роман «Доктор Живаго».
Подготовка рефератов по темам:
Ранняя лирика Пастернака.
Поиски нового поэтического языка, формы , жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е. Винокурова, Р.
Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др.
Развитие русской классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, С. Норовчатова, Ю. Друниной, И.
Бродского, Р. Гамзатова.
Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей в поэзии А.
Твардовского
Поэзия 60-х годов
4
8.7 Н.М. Рубцов,
Е. Евтушенко, А. Вознесенского
Сведения из биографии
Стихотворения (« Видения на холме», « Листья осенние»)
Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова
Расул Гамзатов
Сведения из биографии
Стихотворения:(«Журавли», « В горах джигиты ссорились, бывало…»)
Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.
Прием параллелизма , усиливающий смысловое значение восьмистиший. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.
1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение и заучивание наизусть ;
Подготовка рефератов по темам:
Поэзия 60-х годов 20 века.
Н. Рубцов. Развитие есенинских традиций в книгах «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум»,
«Зеленые цветы» и др.
Духовный мир русского человека в лирических стихах и поэмах Н. Рубцова.
Лирика поэтов фронтового поколения М. Дудина, С. Орлова, Б. Слуцкого.
Нобелевская лекция И. Бродского- его поэтическое кредо.
Книга стихов И. Бродского «Часть речи», «Конец прекрасной эпохи», «Урания» и др.
1
Проза 60-х годов
6
Содержание учебного материала
8.8 А.И. Солженицын
Сведения из биографии.
«Один день Ивана Денисовича», повесть «Матренин двор»
Новый подход к изображению прошлого.
Проблема ответственности поколений .
Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести.
Мастерство А. Солженицына _ психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.
8.9 А.Т. Твардовский.
Поэма «По праву памяти»
Сведения из биографии.
Искупление и предостережение , поэтическое и гражданское осмысление трагического прошлого. Герой поэмы, его жизненная позиция.
1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение «лагерной» прозы А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», романы « В круге первом», «Раковый корпус».
Ранние рассказы А. Солженицына «Матренин двор».
Драматургия 1950-1980-х годов
4
8.10 А.Арбузов.
«Жестокие игры», «Иркутская история»
8.11А.В. Вампилов
«Утиная охота»
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение . Исследование и подготовка доклада «Мотив игры в пьесах А. Вампилова «Утиная охота» и А. Арбузова «Жестокие игры»
Театр А. Вампилова: «Старший сын», «Утиная охота», «Провинциальные анекдоты», «Прошлым летом в Чулимске».
Раздел 9
Русское
литературное
зарубежье 1920-1990-
х
2
Русское литературное зарубежье (три волны русской эмиграции)
В. Набоков «Машенька»
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение .
Раздел 10
Современная
литература 1980-
2000-х годов (обзор)
5
Т. Кибиров. Стихотворения
В. Маканин «Где сходилось небо с холмами»
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Чтение .
Внимание! Удалять строчки в таблице нельзя. В случае отсутствия какого-либо вида учебной деятельности в графе «Содержание учебного материала,
лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект)) необходимо в графе «Объем часов» указать «не
предусмотрено».
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень
освоения
Самостоятельная работа обучающихся
53
Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
Всего:
117
(должно соот-
ветствовать
указанному ко-
личеству часов
в пункте 1.4
паспорта про-
граммы)
Таблица 2.2 «Тематический план и содержание дисциплины» заполняется на основе приложения к рабочей программе дисциплины «Конкретизация
дидактических единиц ФГОС». Название тем, лабораторных и/или практических работ должно соответствовать содержанию вы шеназванного приложения.
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических
единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также тематика
самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается тематика. Объем часов определяется по каждой позиции
столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. -репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.
-
продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть
предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет, оснащенный оборудованием: рабочее место преподавателя
(персональный компьютер с доступом в сеть Интернет, принтер, сканер, аудиоколонки) рабочие места студентов (16 столов/32 стула), шкаф (стеллаж) для хранения экспонатов, таблиц, раздаточного материала и др., аудиторная доска, учебно-наглядные пособия, стенды;техническими средствами обучения: экран, мультимедийный проектор.
Программное обеспечение, обеспечение безопасности.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд обеспечен печатными и/или электронными образовательными и информационными ресурсами.
3.2.1. Основная литература (печатные и/или электронные издания)
1. Литература: Учебник для студентов учреждений средних профессиональных учебных заведений / Обернихина Галина Аркадьевна [и др.]; Под ред.
Г.А.Обернихиной; Рец. Н.Г.Паламарчук; Ред. Л.Ю.Клевцова. - 15-е изд.,стер. - М.:
Академия, 2017 - 656с. - (Профессиональное образование).
2. Литература: Учебное пособие для учреждений начального и среднего профессионального образования: Практикум / Обернихина Галина Аркадьевна [и др.]; Под ред. Г.А. Обернихиной. - 4-е изд.,стер. - М.: Академия, 2014 - 352с.
3.2.2. Дополнительные источники
1. ЭБС Znanium - www.znanium.com
2. ЭБС «Лань» - https://e.lanbook.com
3. ЭБС «Юрайт» - https://www.biblio-online.ru
4. ЭБС «Университетская библиотека онлайн» – www.biblioclub.ru
5. Российская научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - https://elibrary.ru
6. Электронная база данных периодических изданий EastView - https://dlib.eastview.com
7. Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации - http://docs.cntd.ru
8. Официальный интернет-портал правовой информации - Государственная система правовой информации - http://pravo.gov.ru
4
.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов
учебной деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение
Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение.
Развитие русской литературы и культуры в первой половине XIX века
Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе
интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа по заданиям учебника; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выступления на семинаре; выразительное чтение стихотворений наизусть; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание.
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно- исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.
Поэзия второй половины XIX века
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на
Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века
Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно- исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание.
Поэзия второй половины XIX века
Аудирование; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре.
Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века
Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации
(дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на
семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно- исследовательская работа.
Особенности развития литературы 1920-х годов
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом.
Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения.
Особенности развития литературы 1950 –
1980-х годов
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана.
Русское литературное зарубежье 1920 –
1990-х годов (три волны эмиграции)
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений.
Особенности развития литературы конца
1980 – 2000-х годов
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений,
Особенности развития литературы 1920-х годов
Аудирование, участие в эвристической беседе, ответы на проблемные вопросы; конспектирование; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений и учебника; составление систематизирующей таблицы; составление тезисного и цитатного планов сочинения; написание сочинения; чтение и комментированное чтение; выразительное чтение и чтение наизусть; работа с иллюстративным материалом.
Особенности развития литературы 1930 – начала 1940-х годов
Аудирование; чтение и комментированное чтение; самостоятельная и групповая работа с текстом учебника; индивидуальная и групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений (устная и письменная); выразительное чтение и чтение наизусть; подготовка докладов и сообщений; составление тезисного и цитатного планов сочинения; работа с иллюстративным материалом; проектная и учебно-исследовательская работа.
Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет
Аудирование; чтение и комментированное чтение; подготовка литературной композиции; подготовка сообщений и докладов; выразительное чтение и чтение наизусть; групповая и индивидуальная работа с текстами художественных произведений; реферирование текста; написание сочинения.
Особенности развития литературы 1950 –
1980-х годов
Аудирование; групповая аналитическая работа с текстами литературных произведений; выразительное чтение и чтение наизусть; самооценивание и взаимооценивание; составление тезисного плана.
Русское литературное зарубежье 1920 –
1990-х годов (три волны эмиграции)
Аудирование; участие в эвристической беседе; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений.
Особенности развития литературы конца
1980 – 2000-х годов
Аудирование; чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений,