Файл: Хозяйства российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Микроскоп и техника микроскопирования
Вопросы для самостоятельной подготовки
Вопросы программированного обучения
Тема 3. Морфология и структура прокариот
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 4. Морфология и структура вирусов
Вопросы для самостоятельной подготовки
Вопросы программированного обучения
Тема 5. Физиология, рост и размножение микроорганизмов
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 6. Микроорганизмы и окружающая среда
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 7. Питание микроорганизмов
Вопросы для самостоятельной подготовки
Вопросы программированного обучения
Тема 8. Методы микробиологического исследования различных сельскохозяйственных объектов
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 9. Превращение микроорганизмами соединений углерода
Виды брожения и их возбудители
Вопросы для самостоятельной подготовки
Тема 10. Превращение микроорганизмами соединений азота
Опишите процессы превращения азота и их возбудителей
Тема 11. Превращение микроорганизмами соединений фосфора, серы, железа и других элементов
Вопросы для самостоятельной подготовки
Вопросы программированного обучения
Тема 12. Почвенные микроорганизмы, методы определения их состава и активности
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ
ЗАОЧНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет агро- и биотехнологий
Кафедра защиты растений
МИКРОБИОЛОГИЯ
ТЕТРАДЬ
для лабораторных занятий с использованием элементов программированного обучения
ЧЕРНОВСКОЙ ДМИТРИЙ
3 КУРС
Тема 1. Микроскоп и техника микроскопирования
Содержание задания: Устройство оптического микроскопа. Основные технические характеристики микроскопа. Микроскопия в темном поле. Фазово-контрастная, люминесцентная и электронная микроскопия. Приго- товление препаратов микроорганизмов.
Порядоквыполнениязадания:
-
Ознакомиться с устройством биологического рабочего микроскопа и зарисовать его. Указать основные элементы конструкции. -
Изучить основные технические характеристики микроскопа. -
Изучить основные правила работы с микроскопом. -
Приготовить и просмотреть препараты микроорганизмов. -
Ознакомиться и зарисовать основные формы микроорганизмов. -
Ответить на вопросы для самостоятельной подготовки и программиро- ванного обучения.
Лабораторно–практическоезанятие
-
Изучить и зарисовать микроскоп биологический рабочий:
-
Зарисовать основные формы микроорганизмов:
а б
г д е
ж з и
к л
н
Рис. 1. Формы бактерий:
Шаровидные: а – микрококки; б – диплококки; в – тетракокки; г- стрептококки; д – стафилококки; е - сарцины.
Палочковидные: ж – не образующие спор.
Палочковидные спорообразующие: з - бациллярного типа; и - клостридиального ти- па; к - плектридиального типа спорообразования.
Извитые: л – вибрионы; м – спириллы; н - спирохеты.
Рис. 2. Грамположительные Рис. 3. Грамотрицательные
Вопросы для самостоятельной подготовки
-
Из чего состоит механическая часть светового микроскопа?
Механическая система микроскопа состоит из подставки, коробки с микрометренным механизмом и микрометренным винтом, тубуса, тубусодержателя, винта грубой наводки, кронштейна конденсора, винта перемещения конденсора, револьвера, предметного столика.
-
Из чего состоит оптическая часть светового микроскопа?
Оптическая часть — главная в микроскопе. Она состоит из окуляра, объективов и осветительного устройства. Объектив и окуляр представляют собой систему линз. Осветительное устройство обычно состоит из подвижного зеркала и конденсора с диафрагмой. Диафрагма служит для изменения ширины светового потока и равномерного освещения поля зрения.
-
Что характеризует разрешающая способность микроскопа? От чего она зависит?
Разрешающая способность микроскопа — это способность выдавать чёткое раздельное изображение двух близко расположенных точек объекта. Степень проникновения в микромир, возможности его изучения зависят от разрешающей способности прибора.
-
Что такое сферическая и хроматическая аберрация?
Хроматическая аберрация – искажения, обусловленные зависимостью показателя преломления прозрачных сред оптической системы от длинны волны проходящего через нее света.
-
Какие выделяют объективы по способности устранять аберрацию?
Существуют различные типы объективов по способности устранять аберрации:
1. Асферические объективы - они корректируют аберрации, вызванные отклонением от сферической формы.
2. Объективы с низкой дисперсией (Low Dispersion, LD) - они могут уменьшить хроматическую аберрацию, вызванную различной преломляемостью света в разных цветах.
3. Объективы с очень низкой дисперсией (Very Low Dispersion, VLD) - они обладают еще большей способностью к коррекции хроматической аберрации.
4. Сверхширокоугольные объективы - они способны компенсировать аберрацию, вызванную деформацией изображения на краях кадра.
5. Телеобъективы - они часто имеют изображение с высокой концентрацией света и могут компенсировать искажения, возникающие из-за этого.
6. Макрообъективы - они специально разработаны для фокусировки близких объектов и часто обладают высокой коррекцией аберраций на близких расстояниях.
-
С какой целью используется иммерсионные объективы?
Микроскоп с иммерсионным объективом используется для наблюдений иммерсионным методом. Согласно ему между объективом и образцом вводится жидкость, благодаря которой увеличивается разрешение и яркость изображения, уменьшается хроматизм картинки, а паразитные отражения практически исчезают. Иммерсионная жидкость также позволяет превысить высший предел увеличения микроскопа.
-
Укажите последовательность исследования микроорганизмов методом «раздавленной капли»
1) Подготовка стерильной петри-конфетки и раствора агара;
2) Нанесение разведенной культуры микроорганизмов на поверхность агара с помощью микропипетки или петельки;
3) Распределение капли микроорганизмов по поверхности агара, разглаживание и ожидание затвердевания;
4) Инкубация петри-конфетки при оптимальных условиях для роста микроорганизмов;
5) Оценка колоний микроорганизмов после инкубации.
-
Укажите последовательность исследования микроорганизмов методом «висячей капли»
1. Подготовка микробной культуры
2. Подготовка стеклянного склаида
3. Нанесение капли микробной культуры на стеклянный слайд
4. Нанесение крышки
5. Объективное изучение капли микробной культуры под микроскопом