Файл: Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины литература специальность.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 2.5
Содержание учебного материала
2.5 Н.Г. Чернышевский
Краткий очерк жизни и творчества.
Эстетические взгляды Чернышевского и их отражение в романе «Что делать?». Особенности жанра и композиции романа. Утопические идеи в романе. Нравственные и идеологические проблемы в романе.
«Женский вопрос» в романе. Образы «новых людей». Теория «разумного эгоизма». Образ «особенного человека» Рахметова. Роль снов Веры Павловны. Четвертый сон как социальная утопия. Смысл финала романа.
3 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Исследование и подготовка реферата по теме:
«Общество будущего в романе Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ понятий стиля писателя)
1

Тема 2.6
Содержание учебного материала
2.6 Н.С. Лесков
Сведения из биографии
Повесть «Очарованный странник»
Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера . Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести . Особенности повествовательной манеры Н.С.
Лескова.
3 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:
Н.С .Лесков и его сказания о правдоискателях и народных праведниках («Соборяне», «Очарованный странник», « Левша»).
Чтение текста
Работа с контрольными вопросами
1
Тема 2.7
Содержание учебного материала
2.7 М.Е. Салтыков-Щедрин
Сведения из биографии
«История одного города». ( Главы: «Обращение к читателю», «Опись градоначальникам», «Органчик», «
Поклонение мамоне и покаяние», « Подтверждение покаяния», « Заключение».)
Тематика и проблематика произведения. Проблема совести и нравственного возрождения человека.
Своеобразие типизации С-Щ. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль С-Щ. в истории русской литературы
4 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:

М.Е. Салтыков –Щедрин –сотрудник и редактор « Современника» и «Отечественных записок».

«Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина, их основные темы , фантастическая направленность , эзопов язык.
Чтение отдельных глав «Истории…»
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятий сатиры, понятий об условности в искусстве: гротеск и «эзопов язык»
Эссе
Тема 2.8
Содержание учебного материала
2.8 Ф.М. Достоевский
Сведения из биографии
Роман «Преступление и наказание»
Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно- философская проблематика романа.
Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.
Тайны внутреннего мира человека : готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей.
Драматичность характера судьбы Родиона Раскольникова.
Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа.
Эволюция идеи «двойничества».
Страдание и очищение в романе.
Символические образы в романе.
Роль пейзажа
Сочинение
6
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
5
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:

Роман Ф.М. Достоевского « Преступление и наказание», постановка и решение в нем проблем нравственного выбора и ответственности человека за судьбы мира.
 Раскольников и его теория преступления. Сущность «наказания» заблудшей личности и ее путь к духовному возрождению в романе Ф.М .Достоевского «Преступление и наказание».
Чтение романа
Конспектирование критической статьи Д. Писарева
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия- проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя.
Полифонизм романов Достоевского.
1
Тема 2.9
Содержание учебного материала
2.9 Л.Н. Толстой
Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.
Роман –эпопея «Война и мир»
Жанровое своеобразие романа . Особенности композиции.
Художественные принципы в изображении русской действительности : следование правде, психологизм,
«диалектика души».
Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира» .
Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова,
Наташи Ростовой.
Авторский идеал семьи.
Значение образа Платона Каратаева.
«Мысль народная» В романе. Проблема народа и личности .
Картины войны 1812г. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.
Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении
Толстого . Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.
Идейные искания Толстого.
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Крейцерова соната», « Хаджи Мурат».
Мировое значение творчества Толстого ,
5 1,2,3


Сочинение
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:

«Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, Проблематика. Композиция, система образов.

Духовные искания Л.Н. Толстого в романе «Анна Каренина».
Чтение романа
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ интерпретаций понятия о романе-эпопее)
1
Тема 2.10
Содержание учебного материала
2.10 А.П.Чехов
Сведения из биографии
Рассказы: «Студент», « Ионыч », «Человек в футляре», «Крыжовник». « О любви».
Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Художественное совершенство рассказов.
Новаторство Чехова. Периодизация творчества. Работа в журналах. Чехов -репортер. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.
Комедия « Вишневый сад».
Драматургия А.П. Чехова. Театр Чехова- воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад»- вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы.
Чехов и МХАТ. Роль Чехова в мировой драматургии театра
Тестовая работа
5 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
3
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов по темам:
Поиски положительного героя и идеалов А.П. Чехова в рассказах(«Моя жизнь», «Дом с мезонином».
«Попрыгунья»).
Новаторство чеховской драматургии.
Познавательная, нравственно-воспитательная и эстетическая роль русской литературы 19 века, ее мировое значение и актуальное звучание для современности.
Чтение текстов
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о драматургии(внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т. д.).
1
Раздел 3
Особенности развития русской литературы и других видов искусства в начале 20 века – 14 часов
Тема 3.1
Содержание учебного материала
3.1 И.А. Бунин
Сведения из биографии
Стихотворения
Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан Франциско», «Деревня», «Антоновские яблоки», «Чаша жизни», «Легкое дыхание», «Грамматика любви».
2
Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого . Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни.
Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа: Подготовка рефератов по темам:

Мотивы бессмертия души в творчестве И.А. Бунина.
Чтение стихов и рассказов
Составление рецензии на одно произведение И.А. Бунина(стихотворение или проза)
Тема 3.2
Содержание учебного материала
3.2 А.И. Куприн
Сведения из биографии
Рассказы: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок».
Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества.
Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной , бескорыстной любви. Тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве
Куприна
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
2,3
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:
 А.И. Куприн. Утверждение высоких нравственных идеалов русского народа в повестях писателя.
Чтение произведений Куприна
Составление рецензии на прочитанное произведение
Раздел 4
Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И.Ф.
4


Анненский, М.И. Цветаева
Тема 4.1
Содержание учебного материала
4.1 Символизм
Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами(задача предельного расширения значения Подготовка «Старшие символисты»(В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб;
Младосимволисты (А. Белый, А.А. Блок).
1 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:
 Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
 Идеалы служения обществу в трактовке В. Брюсова.
 Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма
Чтение и заучивание наизусть стихотворений поэтов-символистов, акмеистов, футурист
Тема 4.2
Содержание учебного материала
4.2 Акмеизм. Футуризм
Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты родной земли, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Н.С. Гумилев.
Манифесты футуризма, их пафос, проблематика
И. Северянин, В.В. Маяковский, В .Хлебников
1 1,2,3,
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:
 Модернистские течения. Символизм и младосимволизм. Футуризм.
 Идеалы служения обществу в трактовке В. Брюсова.
 Акмеизм как течение в литературе; представители акмеизма
Чтение и заучивание наизусть стихотворений поэтов-символистов, акмеистов, футурист
Раздел 5
Литература н. 20 века
Тема 5.1
Содержание учебного материала
5.1 М. Горький
Сведения из биографии
Ранние рассказы: « Челкаш »
Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.
Пьеса « На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Новаторство Горького –драматурга. Горький и МХАТ. Горький-романист.
4 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка рефератов по темам:
 Концепция общества и человека в драматических произведениях М. Горького.
 Автобиографические повести М. Горького «Детство», «В людях», «Мои университеты».
 Чтение произведений М. Горького
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ понятия драмы)
Эссе
1,2,3
Тема 5.2
Содержание учебного материала
5.2 А.А. Блок
Сведения из биографии
Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека», «На железной дороге», «Река раскинулась, течет уныло»
Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического пошлого в лирике Блока. Тема
Родины, тревога за судьбу России.
Поэма «Двенадцать»
Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров,
Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме.
Концепция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические занятия
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовка рефератов по темам:
 Тема исторических судеб России в творчестве А.А. Блока
Чтение и заучивание наизусть стихотворений поэта
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о художественной образности(образ-символ); развитие понятия о поэме.
Тема 5.3
Содержание учебного материала
5.3 В.В. Маяковский
Сведения из биографии
Стихотворения: « А вы могли бы », « Послушайте», «Скрипка и немножко нервно», « Прозаседавшиеся», «
Юбилейное», « Лиличка», « Письмо Татьяне Яковлевой».
2 1,2,3


Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность, и пластика образов яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности , несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского.
Обличение мещанства и «новообращенных».
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические работы
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа: Чтение и заучивание наизусть;
Подготовка рефератов по темам:

Модернистские течения . Футуризм.
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о традициях и новаторстве в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.
Тема 5.4
Содержание учебного материала
5.4 С.А. Есенин
Сведения из биографии.
Стихотворения6 «Гой ты, Русь моя родная!», « Письмо матери», -« Не бродить \, не мять в кустах багряных…», « Спит ковыль. Равнина дорогая»,
« Письмо к женщине», « Собаке Качалова», « Я покинул родимый дом…». « Неуютная, жидкая лунность», «
Не жалею, не зову. Не плачу…», « Мы теперь уходим понемногу…», « Русь Советская». « Шаганэ ты моя ,
Шаганэ»
Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы Родины как выражение любви к России.
Художественное своеобразие творчества Есенина : глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические работы
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа: Чтение и заучивание наизусть;
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о поэтических средствах).
Раздел 6
Литература 30-х н. 40-х годов – 12 часов
Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов ( в культуре, искусстве, литературе). Единство и многообразие русской литературы. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.
Сложность творческих поисков и трагичность судеб русских писателей и поэтов: А. Ахматова, Б. Пастернак,
О. Мандельштам, Н Заболоцкий и др.
Тема 6.1
Содержание учебного материала
6.1 М.И. Цветаева, О.Э. Мандельштам
Сведения из биографии.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», « Стихи к Блоку» ( « Имя твое –птица в руке…»), «
Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по Родине! Давно…»
Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог –исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.
Сведения из биографии
Стихотворения: « Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», « За гремучую доблесть грядущих веков…», « Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»,
Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии.
Теория поэтического слова О. Мандельштама.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические работы
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа: Чтение и заучивание наизусть;
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о поэтических средствах).
Тема 6.2
Содержание учебного материала
6.2 А. П. Платонов
Сведения из биографии. Рассказ «В прекрасном яростном мире».
Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества.
Традиции русской сатиры в творчестве писателя.
2 1,2,3
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические работы
1
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа: Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А. Платонова»
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия о стиле писателя).
Самостоятельная работа обучающихся: Тренировочные упражнения на соблюдение орфографических, грамматических, лексических норм в употреблении частиц и междометий;
1
Тема 6.3
Содержание учебного материала
6.3 М.А. Булгаков
Краткий обзор жизни и творчества.
Роман «Белая гвардия». Судьбы людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема дома
4

как основа миропорядка. Женские образы в романе.
Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Гоголя) в творчестве
Булгакова.
Лабораторные работы
Не предусмотрено
Практические работы
2
Контрольные работы
Не предусмотрено
Самостоятельная работа:
Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями(сбор и анализ понятия стиля писателя).
1   2   3