Файл: 1. Введение в теорию баз данных Вопрос Основные понятия.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 809
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В качестве средств анализа данных хранилища используется SQL Server 2008 Analysis Services, применяемый для построения многомерных кубов (многомерных моделей данных). Это средство содержит семь эффективных алгоритмов анализа данных с целью поддержки принятия управленческих решений, в том числе анализ тенденций и статистический анализ данных.
В качестве средств представления аналитических данных пользователям предлагается использовать средство генерации отчетов SQL Server 2008 Reporting Services.
Таким образом, Microsoft SQL Server 2008 является эффективным средством реализации хранилищ данных на основе реляционных баз данных.
Литература
Основная литература:
1. Дейт К. Дж. Введение в системы баз данных – Москва – Санкт-Петербург - Киев: Вильямс, 2006 г. - 1328 с.
2. Кузнецов С. Д. Базы данных.Модели и языки – М.: Бином-Пресс, 2008 г. - 720 с.
Дополнительная литература:
1. Дженнифер Уидом, Гектор Гарсиа-Молина, Джеффри Ульман. Системы баз данных. Полный курс. (Database Systems. The Complete Book ). – Москва – Санкт-Петербург - Киев: Вильямс, 2003 г. - 1088 с.
2. Крейг С. Маллинс Администрирование баз данных. Полное справочное руководство по методам и процедурам / Пер. с англ. - М.: КУДИЦ-Образ, 2003.-752 с.
3. Крёнке Д. Теория и практика построения баз данных (9-е издание). – СПб.: Питер, 2004 г. - 864 с.
4. Кузнецов С. Д. Основы баз данных. – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2007 г. - 488 с.
5. Никандрова Ю.А. Основы SQL: Учебное пособие для студентов ВУЗов. - Саратов, «Наука», 2009. - 84с.
6. Никандрова Ю.А. Основы семантического моделирования: Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. - Саратов, «Наука», 2010. - 28с.
7. Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006 г. - 352 с.
Интернет-ссылки:
№ | Наименование портала (издания, курса, документа) | ссылка |
Основные учебные материалы | ||
1. | Кузнецов С.Д. Информационно-аналитические материалы. «Основы современных баз данных» | http://citforum.ru/database/osbd/contents.shtml |
2. | Кузнецов С.Д. «Базы данных. Вводный курс» | http://citforum.ru/database/advanced_intro/ |
3 | Библиотека MSDN | http://msdn.microsoft.com/ru-ru/library/ |
Контрольные вопросы и задания
Теоретические вопросы на знание базовых понятий предметной области курса.
Дать определение понятию:
«данные»;
«структура данных»;
«тип данных»;
«модель»;
«объект»;
«класс объектов»;
«сущность»;
«связь»;
«атрибут»;
«отношение»;
«предметная область»;
«база данных»;
«система управления базами данных»;
«атрибут»;
«домен»;
«кортеж»;
«кардинальное число отношения»;
«степени отношения»;
«первичный ключ»;
«внешний ключ»;
«репликация».
Теоретические вопросы, позволяющие оценить степень владения студента терминологией, основными понятиями и принципами предметной области курса, понимание их особенностей и взаимосвязей между ними..
1. Охарактеризовать...
объектные базы данных;
объектно-реляционные базы данных;
реляционные базы данных;
линейные структуры;
нелинейные структуры;
сетевые структуры;
логическую модель данных;
концептуальную модель данных;
физическую модель данных.
2. Описать:
ER-модель, основные понятия и правила преобразования ER- диаграмм в реляционные таблицы;
основные требования к модели данных;
функциональную зависимость атрибутов;
неполную функциональную зависимость атрибутов;
транзитивную функциональную зависимость атрибутов;
метод декомпозиции;
1НФ отношения;
2НФ отношения;
3НФ отношения;
НФБК отношения;
4НФ отношения.
3. Охарактеризовать и привести примеры на такие операции реляционной алгебры, как …
выборка;
проекция;
объединение;
разность;
произведение;
пересечение;
соединение;
деление.
Задания на анализ ситуации из предметной области курса с применением соответствующих принципов и методов решения практических проблем, близких к профессиональной деятельности.
1. Проанализировать…
многоуровневые модели предметной области;
атрибутивный и опосредованный способы идентификации объектов;
свойства реляционной структуры данных;
реляционные операции умножения и деления в точки зрения обратимости;
двенадцать правил Кодда;
свойства транзакции и варианты ее завершения;
модель файлового сервера в архитектуре «клиент-сервер»;
модель удаленного доступа к данным в архитектуре «клиент-сервер»;
модель активного сервера в архитектуре «клиент-сервер»;
модель сервера приложений в архитектуре «клиент-сервер.
2. Дать сравнительную характеристику…
понятий «структура данных», «структура записи», «структура информации»;
понятий «модель данных» и «модель базы данных»;
основных типов нелинейных структур.
Задания на проверку умений и навыков, полученных в результате освоения курса.
1. Построить и описать
ER- диаграмму на заданную тему;
реляционную модель на заданную тему;
примеры для восьми основных операций реляционной алгебры.
2. Определить через примитивные операции реляционной алгебры операцию…
соединения;
пересечения;
деления.
3. Построить SQL-запрос…
многотабличный на выборку данных;
с условием (сравнение);
с условием (диапазон);
с условием (принадлежность множеству);
с условием (соответствие шаблону);
с построением вычисляемых полей;
с использованием итоговых (агрегатных) функций;
с использованием итоговых функций и GROUP BY;
с использованием итоговых функций и HAVING;
включающий подзапрос, возвращающий единичное значение;
включающий подзапрос, возвращающий множество значений (IN и NOT IN);
включающий подзапрос, возвращающий множество значений (ANY и ALL);
включающий подзапрос, возвращающий множество значений (EXISTS и NOT EXISTS);
на обновление строк;
на добавление строк;
на удаление строк;
на объединение таблиц.
Перечень вопросов и типовых заданий для промежуточной аттестации.
Вопросы:
1. Базы данных. Банки данных. СУБД. Базы знаний.
2. Виды баз данных.
3. Жизненный цикл баз данных.
4. Характеристика рынка СУБД.
5. Сравнительная характеристика персональных и серверных СУБД.
6. Работа СУБД в архитектуре «клиент-сервер».
7. Характеристика серверных СУБД.
8. Выбор СУБД.
9. Сущности. Атрибуты. Связи. Концептуальная схема.
10. Порядок построения концептуальной схемы.
11. Построение концептуальной модели «Сущность-связь».
12. Логический уровень проектирования. Исходные данные и результат.
13. Понятие структуры данных. Логическая и физическая структуры данных
14. Типовые структуры (модели) данных, линейная структура.
15. Типовые структуры (модели) данных, иерархическая структура.
16. Типовые структуры (модели) данных, сетевая структура.
17. Требования к эксплуатационным характеристикам.
18. Иерархическая модель данных.
19. Сетевая модель данных.
20. Свойства двумерных таблиц. Пример реляционной модели.
21. Реляционная модель данных. Терминология.
22. Понятие функциональной зависимости.
23. Нормальные формы отношений.
24. Целостность по сущностям.
25. Целостность по ссылкам.
26. Математическое описание реляционной модели.
27. Реляционная алгебра. Теоретико-множественные операции.
28. Реляционная алгебра. Выборка.
29. Реляционная алгебра. Проекция.
30. Реляционная алгебра. Соединение.
31. Реляционная алгебра. Деление.
32. Реляционное исчисление.
33. Нормализация. Цель нормализации.
34. Приведение отношений к 3НФ.
35. Метод декомпозиции.
36. Реализация бинарной связи 1:1.
37. Реализация бинарной связи 1:m.
38. Реализация бинарной связи n:m.
39. Реализация n-арных связей.
40. Возможности команды SELECT.
41. SQL. Модификация данных.
42. SQL. Добавление записей.
43. SQL.Обеспечение целостности данных.
44. Распределённая обработка данных.
45. Распределённые базы данных. Технологии файл-сервер и клиент-сервер.
Лабораторный практикум по дисциплине. Типовые задания.
Поскольку дисциплина является практикоориентированной, то сдача экзамена по данной дисциплине предусмотрена с обязательной защитой лабораторного практикума.
Лабораторный практикум выполняется по одной из ниже перечисленных тем. При выборе темы следует учесть, что именно по этой теме будет осуществляться проектирование персональной базы данных и выполнение всего лабораторного практикума. В отдельных случаях, когда ни одна из тем не заинтересовала студента, он может определить ее индивидуально и, согласовав с преподавателем, выполнять лабораторный практикум в рамках инициативной темы.
Темы для проектирования базы данных.
1. Вуз.
2. Деканат.
3. Дисциплина (содержание, сопровождение, контингент и др.).
4. Преподаватели (учет должностей, званий, преподаваемых дисциплин и т.д.).
5. Учебная группа (учет студентов и оценок по дисциплинам и т.д.).
6. Факультет.
7. Государства (характеристика, виды, транспорт и т.д.).
8. Туризм (перечень предоставляемых услуг, заказ туров и др.).
9. Туристическое агентство (учет туров и предоставляемых услуг и др.).
10. Библиотека (формирование фонда, учет выдачи и возврата документов и др.).
11. Издательство.
12. Канцтовары.
13. Книжный магазин (учет поступления, реализации товаров и др.).
14. Бухучет (учет наличия, поступления и прохождения средств).
15. Документооборот предприятия (учет поступления, прохождения документов, их исполнения и др.).
16. Домашняя бухгалтерия.
17. Заработная плата (учет, выдача и др.) .
18. Кадры (учет сотрудников и др.).
19. Автосервис.
20. Автошкола.
21. Транспорт. Авиакасса.
22. Транспорт. Автопарк (виды, свойства, характеристики).
23. Транспорт. Автосалон (услуги, менеджеры, клиенты и др.).
24. Аудио и видеопродукция (коллекция, учет поступления, реализации товаров и т.д.).
25. Видеосъемки на заказ.
26. Интернет-кафе.
27. Организация экскурсий.