Файл: 1. Введение в теорию баз данных Вопрос Основные понятия.docx
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 807
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
28. Ресторан (столовая, кафе и т.п.; учет продуктов, меню, персонал, заказ столиков и т.д.).
29. Устройство праздников.
30. Склад (учет поступления, реализации товаров и др.).
31. Магазин бытовой техники.
32. Магазин велосипедов и аксессуаров .
33. Магазин музыкальных инструментов.
34. Магазин спорттоваров.
35. Магазин стройматериалов.
36. Магазин фототехники. Печать фотографий.
37. Мебельный салон.
38. Производство и продажа алкоголя.
39. Мода. Магазин обуви (образцы, характеристика, модельеры и т.д.).
40. Мода. Сеть магазинов одежды (образцы, характеристика, модельеры и т.д.).
41. Народные промыслы (образцы, характеристика и др.).
42. Торговля рыбацким и охотничьим снаряжением.
43. Радио (каналы, частоты, программы, ведущие и др.).
44. Телевидение (каналы, частоты, программы, ведущие и др.).
45. Программное и техническое обеспечение (виды, характеристика и т.д.).
46. Продажа готовых компьютеров и сборка под заказ.
47. Провайдеры интернет услуг (виды, характеристика и др.).
48. Салон сотовой связи.
49. Парикмахерская.
50. Салон красоты.
51. Аптека.
52. Зал тренажеров.
53. Клиника пластической хирургии.
54. Санаторий.
55. Стоматологическая клиника.
56. Агентство недвижимости.
57. Агентство ритуальных услуг.
58. Банк.
59. Страховая компания.
60. Строительная компания.
Лабораторный практикум по дисциплине разделен на шесть тематических лабораторных практикума, перечисленных в табл. 18. Каждый практикум оценивается исходя из уровня сложности и объема заданий, что в общей сумме дает 100 баллов, отведенных на дисциплину.
Таблица 18.
Лабораторный практикум. Детализация
№ | Содержание | Балл |
Л./пр. №1 | Анализ предметной области и построение ER-диаграммы | 10 |
1 | Анализ предметной области | 5 |
2 | Построение ER-модели (MS VISIO 2007 или 2010) | 5 |
Л./пр. №2 | Создание БД в MS SQL Server 2008 (в 3НФ, с наполнением) | 10 |
1 | Построение ER-модели (MS SQL Server 2008) в 3-й нормальной форме | 5 |
2 | Внесение данных в БД, удовлетворяющих выбранной тематике | 5 |
Л./пр. №3 | Построение запросов на выборку (по два запроса на каждый тип) | 42 |
1 | Простой запрос на выборку | 2 |
2 | Многотабличный запрос на выборку | 2 |
3 | Запрос с условием (сравнение) | 2 |
4 | Запрос с условием (диапазон) | 2 |
5 | Запрос с условием (принадлежность множеству) | 2 |
6 | Запрос с условием (соответствие шаблону) | 2 |
7 | Запрос с построением вычисляемых полей | 2 |
8 | Запрос с использованием итоговых (агрегатных функций) | 4 |
9 | Запрос с использованием итоговых функций (+ GROUP BY) | 4 |
10 | Запрос с использованием итоговых функций (+ HAVING) | 4 |
11 | Подзапросы, возвращающие единичное значение | 4 |
12 | Подзапросы, возвращающие множество значений (IN и NOT IN) | 4 |
13 | Подзапросы, возвращающие множество значений (ANY и ALL) | 4 |
14 | Подзапросы, возвращающие множество значений (EXISTS и NOT EXISTS) | 4 |
Л./пр. №4 | Построение запросов на модифицирование данных (по два запроса на каждый тип) | 10 |
1 | Запрос на обновление (UPDATE) | 2 |
2 | Запрос на добавление (INSERT INTO) | 2 |
3 | Запрос на удаление (DELETE) | 2 |
4 | Запрос на объединение (UNION) | 4 |
Л./пр. №5 | Определение ограничений целостности (по два запроса на каждый тип) | 18 |
1 | Запрос на создание таблицы | 2 |
2 | Запрос на удаление таблицы | 1 |
3 | Запрос на добавление столбца в таблицу (с атрибутом NULL и NOT NULL) | 2 |
4 | Запрос на удаление столбца таблицы | 1 |
5 | Запрос на задание для столбца значения по умолчанию | 3 |
6 | Запрос на отмену для столбца значения по умолчанию | 3 |
7 | Запрос на добавление в определение таблицы нового ограничения | 3 |
8 | Запрос на удаление из определения таблицы существующего ограничения | 3 |
Л./пр. №6 | Описание проекта БД (по л/пр. 1-5) | 10 |
| | 100 |
В лабораторном практикуме №1 осуществляется первый этап проектирования любой базы данных: семантическое моделирование данных – моделирование предметной области с учетом смысла данных, результатом которого является структура проектируемой базы данных. В качестве инструмента семантического моделирования применяется наиболее часто используемая на практике модель «Сущность-Связь» (Entity-Relationship), сокращенно ER-модель или ER-диаграмма.
Процесс моделирования разделен на две задачи: анализ предметной области и построение ER-модели. Семантическое моделирование осуществляется в MS Office Visio (2007 или 2010).
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №1.
1. Провести анализ предметной области: дать краткую словесную характеристику по выбранной теме, выделить сущности (не менее 5) и их атрибуты, выявить отношения между сущностями (письменно, в формате MS Office Word).
2. Создать ER-модель с обязательным определением типов отношений между сущностями, идентификационных, обязательных и необязательных, множественных атрибутов.
3. Предоставить на проверку ER-модель (MS Office Visio) и описание предметной области (в формате MS Office Word).
В лабораторном практикуме №2 необходимо создать базу данных в MS SQL Server 2008, используя ER-модель, построенную в ходе выполнения лабораторного практикума №1. Процесс создания разделён на две задачи: реализация ER-модели в MS SQL Server 2008 с приведением к 3-й нормальной форме с указанием типов связей между отношениями и внесение данных (не менее 10 записей для каждого отношения). Вносимые данные должны иметь смысл.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторного практикума №2.
1. Создать ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008) с обязательным определением типов связей между отношениями.
2. Внести данные по выбранной теме.
3. Предоставить на проверку базу данных и доказать, что она находится в 3-й нормальной форме.
Лабораторные практикумы №3, 4, 5 направлены на выработку практических навыков работы с базой данных и формирования умения составления запросов на выборку, на модифицирование данных, определения ограничений целостности.
В лабораторных практикумах использованы стандартные конструкции SQL, которые остаются неизменными в той или иной СУБД, что делает их универсальными и независимыми от используемого программного продукта.
Ниже перечислены условия для успешной сдачи лабораторных практикумов №3, 4, 5.
1. Реализовать все указанные запросы (см. табл. 18) в разработанной базе данных (см. л./пр. №2) со смысловым значением для рассматриваемой предметной области.
2. Продемонстрировать работоспособность всех запросов, входящих в практикум и уметь написать любой тип запроса по заданным преподавателем условиям.
В лабораторном практикуме №6 необходимо составить отчет - словесное описание созданной базы данных в MS SQL Server 2008 с приведением скриншотов (ER-модели, содержания таблиц), реализованных в ней запросов с приведением полного текста запроса и пояснением того, что делает каждый из них.
Отчет должен состоять из введения, описания предметной области, описания построения запросов, заключения и списка литературы. Наличие ссылок в тексте на использованную литературу обязательно. Отчет должен представлять собой связанное описание пройденного лабораторного практикума, начиная с характеристики предварительно созданной базы данных (по выбранной теме) и разработанных запросов и заканчивая анализом проделанной работы.
Ниже приведена структура отчета с краткими комментариями к каждой части.
1. Введение.
Краткая постановка задачи (формулирование цели создания БД и подзадач, реализуемых в БД).
2. Описание предметной области.
Обязательно должны быть представлены описания всех сущностей и их взаимосвязи, ER-модель (MS Office Visio)[24], описания таблиц (с указанием типов данных и ограничений) и ER-модель в 3-й нормальной форме (MS SQL Server 2008)[25].
3. Проектирование запросов.[26]
1) Однотабличные запросы.
2) Многотабличные запросы на выборку.
3) Запросы с условием (сравнение).
4) Запросы с условием (диапазон).
5) Запросы с условием (принадлежность множеству).
6) Запросы с условием (соответствие шаблону).
7) Запросы с построением вычисляемых полей.
8) Запросы с использованием итоговых (агрегатных функций).
9) Запросы с использованием итоговых функций (+ GROUP BY).
10) Запросы с использованием итоговых функций (+ HAVING).
11) Подзапросы, возвращающие единичное значение.
12) Подзапросы, возвращающие множество значений (IN и NOT IN).
13) Подзапросы, возвращающие множество значений (ANY и ALL).
14) Подзапросы, возвращающие множество значений (EXISTS и NOT EXISTS).
15) Запросы на обновление (UPDATE).
16) Запросы на добавление (INSERT INTO).
17) Запросы на удаление (DELETE).
18) Запросы на объединение (UNION).
19) Запросы на создание таблицы.
20) Запросы на удаление таблицы.
21) Запросы на добавление столбца в таблицу (с атрибутом NULL и NOT NULL).
22) Запросы на удаление столбца таблицы.
23) Запросы на задание для столбца значения по умолчанию.
24) Запросы на отмену для столбца значения по умолчанию.
25) Запросы на добавление в определение таблицы нового ограничения.
26) Запросы на удаление из определения таблицы существующего ограничения.
На каждый пункт необходимо создать два различных запроса, имеющих смысловую нагрузку. Привести для каждого запроса формулировку, текст запроса, пояснения (если необходимо), скриншот выполненного запроса.
Пример описания запроса № 2 из л./пр. №3:
Запрос 3.2. Вывести ФИО клиентов, сделавших заказ.
Информация о клиентах хранится в таблице «Клиент», а информация о заказе – в таблице «Заказ», данные таблицы имеют один общий по смыслу столбец «КодКлиента» (названия столбцов в обеих таблицах совпадает, это допустимо). Составляем запрос, объединяя данные таблицы по столбцу «КодКлиента»:
SELECT Клиент.Фамилия, Клиент.Имя, Клиент.Отчество
FROM Клиент INNER JOIN Заказ ON Клиент.КодКлиента = Заказ.КодКлиента;
В результате выполнения запроса (рис. 59) получили таблицу, содержащую повторяющиеся строки.
Рис. 59. Клиенты, сделавшие заказ
4. Заключение.
Краткая сводка всех полученных результатов. Вывод. Дальнейшее развитие базы данных.
5. Литература.
Список использованной литературы.
[1] Определения понятий «Первичный ключ», «Внешний ключ», «Домен» приведены по учебнику: Попов И. И., Максимов Н. В., Голицына О. Л. Базы данных. – М.: ФОРУМ: Инфра-М, 2006. – 352 с.