ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
покупка продуктов, лекарства и др.), а личную часть каждый тратит на своё усмотрение.
Проведя анализ семейного бюджета можно отметить, что больше всего
средств было потрачено на питание и коммунальные услуги.
Остальные статьи расхода почти соответствуют запланированным расходам.
Также есть возможность освободить средства на статью «накопления».
В России до 40% от бюджета семьи может тратиться на продовольственную
группу товаров, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных услуг, 8% - на транспорт, 5% -непродовольственные услуги, 5% - на одежду и обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения.
Однако такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов. Чем больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда, развлечения и отдых.
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело нехитрое», а вот как грамотно их расходовать с пользой для семьи – это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовал семейный бюджет.
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установил, что больше всего денежных средств тратится на питание и коммунальные платежи. На втором месте – обязательные платы.
Каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию, покупать продукты и моющие средства - по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Раздел 2.2 Способы расчета семейного бюджета.
Существует два основных способа расчета семейного бюджета.
В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой
формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.
Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание,
расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно
использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные
расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.
Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. д. Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г». Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.
В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить
необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования.
Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета. В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.
Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части, можно проанализировать, на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.
Распределение финансовых средств.
Раздел 2.3. Социальный опрос
В ходе выполнения работы был проведен опрос 10 семей (Приложение 1). По результатам опроса семей я вычислил среднемесячный доход семей. Он составил 40000 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в официальных источниках.
Я отметил, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (23%), стипендии (15%), пенсии (28%), алименты (22%) и другие (12%) (Приложение 2).
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установил, что больше всего денежных средств тратится на питание и коммунальные платежи. Это отметили около 55 % семей. На втором месте – обязательные платы. Примерно 25 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба и выплату кредита (Приложение 3).
Надо отметить, что 70% опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета (Приложение 4). При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью – питание. Многие семьи пользуются кредитами на покупку автомобиля, бытовой техники, и жилья. Это отметили только 65 % респондентов (Приложение 5).
Анализируя проведенное анкетирование, я пришёл к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи. Школьник летом может работать в трудовом лагере, а также оказывать разовые услуги курьера, продавать газеты и др.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию, покупать продукты и моющие средства оптом
- по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Глава 3. Советы и рекомендации.
Чтобы лучше контролировать свои ежедневные расходы, определите месячную сумму повседневных расходов и разделите ее на количество дней – так вы получите сумму, которую без опаски можно потратить за день. Если же вдруг вы потратили больше запланированного, на следующий день готовьтесь затянуть пояс: необходимо восстановить баланс.
Никогда не старайтесь экономить на всем подряд – ни к чему хорошему это не приведет. Существуют вещи, на которых экономить нельзя - это полноценное питание, отдых, образование – свое и детей.
Время от времени анализировать семейные расходы – может быть, какие-то статьи можно убрать, а другие, наоборот, - добавить. Иногда, просматривая семейный бюджет, можно совершить неожиданные открытия, обнаружив, сколько средств уходит на такие вещи, без которых вполне можно обойтись - будь то покупка сладостей или бесконтрольное многочасовое сидение в интернете. И тогда вы сами уже будете вносить необходимые корректировки, тем самым постоянно совершенствуя свой бюджет. А, возможно, со временем у вас выработаются и свои подходы к планированию семейного бюджета.
Заключение.
В результате данного исследования мы научились планировать семейный бюджет. Данная цель была достигнута путем решения задач, поставленных в начале работы.
1. Исследовав, составляющие заработной платы родителей я пришел к выводу, чем выше оклад у родителей, тем больше будет заработная плата, тем больше будет доходная часть семьи.
2. Полученная формула позволяет сориентироваться, что для удовлетворения своих потребностей нам необходимо рационально производить расходы.
3. В Дании существует очень интересная поговорка «Датчанин живет, как принц, потому что экономит, как нищий». Справедливость такой постановки вопроса можно отнести к каждой семье, каждому человеку в любой стране.
4. Проанализировав доходы и расходы нашей семьи, нужно более экономично тратить на питание и личные нужды, тогда можно будет увеличить накопления семьи.
Список литературы
Ермакова И. В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. / И. В. Ермакова, Т. А. Протасевич – 12-е изд. – М.: МЦЭБО – ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
Липсиц И.В. Экономика. Основы экономической теории. Липсиц И.В., Москва, 2004 г
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – 4-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС. 2013. – 336 с. – стр. 245.
Новожилова Н. В. Экономика: Моя семья: Учебное пособие для 6 класс общеобразоват. учр. / Н. В. Новожилова; под ред. И. А. Сасовой. – 9-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 128 с. – стр. 47
Николаева И. П. Экономическая теория: учеб. – М.: КНОРУС, 2012. – 224 с. – стр. 138.
Новикова Л. Э. Экономика: Мое ближайшее окружение: Учебное пособие для 7 класса общеобразоват. учр. / Л. Э. Новикова; под ред. И. А. Сасовой. – 6-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с. – стр. 45
Острикова Г. Как правильно составить семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку? - М.: изд-во «НТ Пресс», 2006 г, 128 с.
Скоробогатов А. Семейный бюджет на компьтере -М., изд-во «РидГрупп», 2012г, 320 с.
Терюкова Т. С. Экономика: Моя школа: Учебное пособие для 6 класса. / Т. С. Терюкова, Е. А. Артемьева, М. В. Головин; под ред. И. А. Сасовой. – 9-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 96 с. – стр. 32.
Приложение 1
Анкета для учащихся и родителей.
Назовите примерный среднемесячный доход вашей семьи.
Что служит источниками дохода в вашей семье: заработная плата, пенсии, стипендии, детские пособия, алименты, другое (подчеркнуть)?
Пользуется ли ваша семья схемами расчета семейного бюджета? (да, нет)
Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?
На какие сферы расходов уходит больше денег в вашей семье: питание, одежда, квартплата, коммунальные платежи (подчеркнуть)?
Пользуются ли в вашей семье кредитами, ссудами? (да, нет)
На какие нужды в вашей семье чаще всего берут кредит: покупка бытовой техники, покупка теле- и видеоаппаратуры, покупка одежды, покупка автомобиля, другое (подчеркнуть)?
Может ли школьник участвовать в увеличении дохода своей семьи? В чем заключается его роль?
Превшает ли расход вашей семьи (за месяц) доход (за тот же период)? (да, нет).
За счет чего можно экономить деньги?
Проведя анализ семейного бюджета можно отметить, что больше всего
средств было потрачено на питание и коммунальные услуги.
Остальные статьи расхода почти соответствуют запланированным расходам.
Также есть возможность освободить средства на статью «накопления».
В России до 40% от бюджета семьи может тратиться на продовольственную
группу товаров, до 30% на оплату аренды жилья и коммунальных услуг, 8% - на транспорт, 5% -непродовольственные услуги, 5% - на одежду и обувь, остальные 12% на образование, лечение, отдых и развлечения.
Однако такая структура потребления находится в прямой зависимости от размера доходов. Чем больше их уровень, тем меньшую долю занимают продукты питания, и расходы распределяются по другим категориям, в основном по разделам: одежда, развлечения и отдых.
В народе говорят: «Бездумно тратить деньги – дело нехитрое», а вот как грамотно их расходовать с пользой для семьи – это довольно непростая задача. Изучая данную тему, я использовал семейный бюджет.
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установил, что больше всего денежных средств тратится на питание и коммунальные платежи. На втором месте – обязательные платы.
Каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию, покупать продукты и моющие средства - по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Раздел 2.2 Способы расчета семейного бюджета.
Существует два основных способа расчета семейного бюджета.
В первом случае составляется формула расчета семейного бюджета. В этой
формуле доходную статью бюджета обозначают буквой «Д». Сюда включаются все источники дохода семьи: заработная плата, социальные пособия, пенсии, средства от дополнительного приработка или от продажи чего-либо, и другие источники.
Все обязательные расходы обозначают буквой «О». В эту статью вносят все необходимые платы за месяц: квартплата, коммунальные услуги, питание,
расходы на транспорт, плата за детский сад и др. При необходимости можно
использовать дополнительные обозначения, указывающие на конкретные
расходы — Ок (плата за квартиру), Ог (расходы на гигиенические принадлежности), От-(расходы на транспорт) и т.д.
Следующая расходная статья – это питание, для обозначения которой вводится обозначение – буква «П». Можно также ввести и дополнительные обозначения: Пд – расходы на питание дома, Пс – питание в столовой и т. д. Расходы на предметы гардероба (одежду и обувь) обозначим буквой «Г». Также можно использовать дополнительные значки: Гж — женская одежда, Гм – мужская одежда, Гд — детская одежда. Для обозначения других затрат можно использовать различные буквы русского алфавита, но надо помнить, какие расходы в этом случае имелись в виду.
В результате получается совсем несложная формула:
Д= О + П + Г +…, где
П = Пс + Пд + …;
О = Ок + Ог+ От + …;
Г = Гж + Гм + Гд…
Этой формулой очень легко пользоваться. Достаточно только подставить
необходимые цифры и можно увидеть общую картину. Надо отметить, что такой подход планирования семейного бюджета не является рациональным, так как зачастую расходы значительно могут превысить доходы. Будет лучше если правая и левая части этой формулы будут равными. Если все же расходы превышают доходы семьи, то придется или сокращать расходы, или искать еще дополнительные источники доходов. Но все же с помощью такого элементарного подсчета можно немного улучшить финансовое состояние и создать небольшой резерв.
Существует еще один распространенный способ планирования семейного бюджета. Этот способ получил название теории бюджетирования.
Он очень похож на предыдущий способ, отличается он только тем, что в этом случае составляется таблица, которая делится на 2 столбца: доходную и расходную части бюджета. В столбце «Доходная часть» прописываются все основные статьи дохода. В столбце «План» напротив каждой статьи проставляется сумма примерных поступлений в семейный бюджет. Теперь добавляется еще одна строка, озаглавив ее «Итого доходов», можно подсчитать сумму финансовых средств, на которую ваша семья может рассчитывать в следующий месяц.
Переходим к расходной части семейного бюджета. В данном столбце для каждой статьи расходов надо указать примерное значение потраченных сумм. Сравнив доходную и расходную части, можно проанализировать, на какую статью потрачено средств больше, чем планировалось.
Распределение финансовых средств.
Раздел 2.3. Социальный опрос
В ходе выполнения работы был проведен опрос 10 семей (Приложение 1). По результатам опроса семей я вычислил среднемесячный доход семей. Он составил 40000 рублей. Конечно, эта цифра значительно отличается от цифры, названной в официальных источниках.
Я отметил, что основной статьей дохода в семьях является заработная плата, но в тоже время во многих семьях называли и другие источники дохода: детские пособия (23%), стипендии (15%), пенсии (28%), алименты (22%) и другие (12%) (Приложение 2).
Изучая основные статьи расходов семейного бюджета я установил, что больше всего денежных средств тратится на питание и коммунальные платежи. Это отметили около 55 % семей. На втором месте – обязательные платы. Примерно 25 % респондентов назвали эту статью расходов. И только 20 % опрошенных семей большую часть семейного бюджета расходуют на предметы гардероба и выплату кредита (Приложение 3).
Надо отметить, что 70% опрошенных семей не пользуются схемами расчета семейного бюджета (Приложение 4). При ответе на вопрос: «Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?» мнения разделились. Большая часть респондентов указала на оплату квартиры и коммунальных услуг, оставшаяся часть отметила статью – питание. Многие семьи пользуются кредитами на покупку автомобиля, бытовой техники, и жилья. Это отметили только 65 % респондентов (Приложение 5).
Анализируя проведенное анкетирование, я пришёл к выводу, что каждый член семьи (в том числе школьник) может и должен участвовать в увеличении доходов своей семьи. Школьник летом может работать в трудовом лагере, а также оказывать разовые услуги курьера, продавать газеты и др.
Для улучшения жизни и увеличения доходов хорошо бы в каждой семье иметь хозяйственную книгу, в которой можно отражать все поступающие средства и их расход в течение месяца. При планировании расходов можно воспользоваться некоторыми правилами:
- все покупки необходимо тщательно продумывать;
- уменьшить затраты можно, если самим консервировать и заготавливать продукты;
- экономить электроэнергию, покупать продукты и моющие средства оптом
- по возможности производить мелкий ремонт одежды и обуви самостоятельно.
Вывод: на основании данных рассуждений можно прийти к выводу, что все же сократить расходную часть бюджета можно, если все денежные ресурсы расходовать бережливо и рационально.
Глава 3. Советы и рекомендации.
Чтобы лучше контролировать свои ежедневные расходы, определите месячную сумму повседневных расходов и разделите ее на количество дней – так вы получите сумму, которую без опаски можно потратить за день. Если же вдруг вы потратили больше запланированного, на следующий день готовьтесь затянуть пояс: необходимо восстановить баланс.
Никогда не старайтесь экономить на всем подряд – ни к чему хорошему это не приведет. Существуют вещи, на которых экономить нельзя - это полноценное питание, отдых, образование – свое и детей.
Время от времени анализировать семейные расходы – может быть, какие-то статьи можно убрать, а другие, наоборот, - добавить. Иногда, просматривая семейный бюджет, можно совершить неожиданные открытия, обнаружив, сколько средств уходит на такие вещи, без которых вполне можно обойтись - будь то покупка сладостей или бесконтрольное многочасовое сидение в интернете. И тогда вы сами уже будете вносить необходимые корректировки, тем самым постоянно совершенствуя свой бюджет. А, возможно, со временем у вас выработаются и свои подходы к планированию семейного бюджета.
Заключение.
В результате данного исследования мы научились планировать семейный бюджет. Данная цель была достигнута путем решения задач, поставленных в начале работы.
1. Исследовав, составляющие заработной платы родителей я пришел к выводу, чем выше оклад у родителей, тем больше будет заработная плата, тем больше будет доходная часть семьи.
2. Полученная формула позволяет сориентироваться, что для удовлетворения своих потребностей нам необходимо рационально производить расходы.
3. В Дании существует очень интересная поговорка «Датчанин живет, как принц, потому что экономит, как нищий». Справедливость такой постановки вопроса можно отнести к каждой семье, каждому человеку в любой стране.
4. Проанализировав доходы и расходы нашей семьи, нужно более экономично тратить на питание и личные нужды, тогда можно будет увеличить накопления семьи.
Список литературы
Ермакова И. В. Начала экономики: Учебное пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учрежд. / И. В. Ермакова, Т. А. Протасевич – 12-е изд. – М.: МЦЭБО – ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 112 с.
Липсиц И.В. Экономика. Основы экономической теории. Липсиц И.В., Москва, 2004 г
Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране Экономика. – 4-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС. 2013. – 336 с. – стр. 245.
Новожилова Н. В. Экономика: Моя семья: Учебное пособие для 6 класс общеобразоват. учр. / Н. В. Новожилова; под ред. И. А. Сасовой. – 9-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. – 128 с. – стр. 47
Николаева И. П. Экономическая теория: учеб. – М.: КНОРУС, 2012. – 224 с. – стр. 138.
Новикова Л. Э. Экономика: Мое ближайшее окружение: Учебное пособие для 7 класса общеобразоват. учр. / Л. Э. Новикова; под ред. И. А. Сасовой. – 6-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 80 с. – стр. 45
Острикова Г. Как правильно составить семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку? - М.: изд-во «НТ Пресс», 2006 г, 128 с.
Скоробогатов А. Семейный бюджет на компьтере -М., изд-во «РидГрупп», 2012г, 320 с.
Терюкова Т. С. Экономика: Моя школа: Учебное пособие для 6 класса. / Т. С. Терюкова, Е. А. Артемьева, М. В. Головин; под ред. И. А. Сасовой. – 9-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 96 с. – стр. 32.
Приложение 1
Анкета для учащихся и родителей.
Назовите примерный среднемесячный доход вашей семьи.
Что служит источниками дохода в вашей семье: заработная плата, пенсии, стипендии, детские пособия, алименты, другое (подчеркнуть)?
Пользуется ли ваша семья схемами расчета семейного бюджета? (да, нет)
Какие виды расходов учитываются в первую очередь при составлении бюджета?
На какие сферы расходов уходит больше денег в вашей семье: питание, одежда, квартплата, коммунальные платежи (подчеркнуть)?
Пользуются ли в вашей семье кредитами, ссудами? (да, нет)
На какие нужды в вашей семье чаще всего берут кредит: покупка бытовой техники, покупка теле- и видеоаппаратуры, покупка одежды, покупка автомобиля, другое (подчеркнуть)?
Может ли школьник участвовать в увеличении дохода своей семьи? В чем заключается его роль?
Превшает ли расход вашей семьи (за месяц) доход (за тот же период)? (да, нет).
За счет чего можно экономить деньги?