Файл: Сегодня электроэнергия стала неотъемлемой частью жизни современного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Устройства технологического электроснабжения должны защищать от токов короткого замыкания, перенапряжения, включая атмосферные и коммутационные, и перегрузок сверх установленных норм.

Металлические подземные сооружения, а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети и т.п., находящиеся в районе линий, электрифицированных на постоянном токе, должны быть защищены от электрической коррозии.

Тяговые подстанции линий, электрифицированных на постоянном токе, а также электроподвижной состав должны иметь защиту от проникновения в контактную сеть токов, нарушающих нормальное действие устройств сигнализации, централизации, блокировки и связи.

Линии электропередачи напряжением выше 1 кВ, проложенные по опорам контактной сети, должны отключаться при однофазных замыканиях на землю.

Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть на перегонах и железнодорожных станциях железнодорожного транспорта не ниже 5750мм, а на железнодорожных переездах – не ниже 6000 мм.

Высота подвески контактного провода не должна превышать 6800 мм.

Все металлические сооружения (мосты, путепроводы, опоры), на которых крепятся элементы контактной сети, детали крепления контактной сети на железобетонных опорах, железобетонных и неметаллических искусственных сооружениях, а также отдельно стоящие металлические конструкции, расположенные на расстоянии менее пяти метров от частей контактной сети, находящихся под напряжением, должны быть заземлены или оборудованы устройствами защитного отключения при попадании на сооружения и конструкции высокого напряжения.

Контур цепи короткого замыкания должен иметь электрическое сопротивление, обеспечивающее отключение участка контактной сети с нарушенной изоляцией соответствующими фидерными выключателями тяговой подстанции, ПС, ППС.

Конструкции или устройства, на которые возможно попадание напряжения контактной сети вследствие нарушения изоляции или соприкосновения с проводами, должны иметь электрическое соединение с тяговой рельсовой сетью (заземление на рельсовую сеть).

Заземлению на тяговую рельсовую сеть подлежат все конструкции, на которых крепятся провода контактной сети или провода воздушных линий электропередачи, проложенных по опорам контактной сети, независимо от расстояния до проводов и элементов, находящихся под напряжением, а также все другие металлические сооружения, конструкции и устройства, расположенные в опасной зоне, определяемой по рисунку 6 (зона А). Для тоннелей зоны заземления конструкций определяется проектом.



зона А – заземляются все металлические элементы конструкций, зона Б – заземляются все металлические элементы конструкций не заземляется.

Рисунок 6 - Зоны заземления одиночных объектов, не связанных с тяговым электроснабжением
На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицированными железнодорожными путями, должны быть установлены предохранительные щиты и сплошной настил в местах прохода людей для ограждения частей контактной сети, находятся под напряжением.

Контактная сеть, линии электропередачи автоблокировки и продольного электроснабжения напряжения выше 1 кВ должны разделяться на секции при помощи изолирующих сопряжений анкерных участка, нейтральных вставок, секционных и врезных изоляторов, разъединителей.

Опоры контактной сети или щиты, установленные на границах воздушных промежутков, должны иметь отличительную окраску. Между этими опорами или щитами запрещается остановка электроподвижного состава с поднятым токоприемником.

Расстояние от нижней точки провода воздушных линий электропередачи напряжением выше 1кВ до поверхности земли при максимальной стреле провеса должно быть не менее: на перегонах – 6,0м, в том числе труднодоступных местах –7,0м.

При пересечениях железнодорожных путей общего и необщего пользования, расстояние от нижней точки проводов воздушных линий электропередачи напряжением свыше 1кВ до уровня верха головки рельса должно быть не менее 7,5 м. На электрифицированных линиях это расстояние до проводов контактной сети должно устанавливаться в зависимости от уровня напряжения пересекаемых воздушных линий электропередачи.

На контактной сети постоянного тока через 1—1,5 км устанавливают роговые разрядники с двумя искровыми промежутками по 5 мм. Один из крайних рогов, проводом присоединяют к контактной сети, другой — к рельсу или заземленным на рельс металлическим конструкциям. В момент возникновения перенапряжения в контактной сети искровые промежутки перекрываются и ток разряда отводится в рельсы. Рога растягивают возникающую при этом дугу, и она гаснет. Контактная сеть переменного тока защищена также роговыми разрядниками. Искровой промер жуток составляет 45—50 мм. Разрядники устанавливают на вершинах опор сопряжений анкерных участков, у постов секционирования и отсасывающих  трансформаторов, на питающих линиях.
Для защиты контактной сети от токов короткого замыкания и обеспечения безопасности людей при их прикосновении к металлическим опорам и сооружениям (ферма моста, путепровод и др.), которые могут оказаться под напряжением вследствие нарушения изоляции, опоры и сооружения заземляют на рельсы. Заземления опор могут быть индивидуальными и групповыми. Индивидуальное заземление выполняют стальным прутом диаметром 10—12 мм, а групповое для нескольких опор — общим проводом с сечением 50—70 мм2 и длиной 400— 600 м, который в середине присоединяют к рельсу или к средней точке дроссель-трансформатора. При этом уменьшаются блуждающие токи и обеспечивается срабатывание защиты на подстанциях при нарушении изоляции контактной сети.
Все устройства, находящиеся вблизи контактной сети, ограждают для предотвращения случайного прикосновения людей к сооружениям и частям контактной сети. К защитным ограждениям относятся щиты, габаритные ворота, предупредительные знаки и другие устройства. На пешеходных мостах, путепроводах, расположенных над контактной сетью, устанавливают предохранительные щиты — вертикальные или горизонтальные размером 2x2 м.
6 ОХРАНА ТРУДА, ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ.

Воздействие электромагнитного поля на персонал, актуальность темы заключается в том, что опасное воздействия электромагнитные поля (ЭМП) на человека заключается в том, что его нельзя увидеть и почувствовать, и поэтому работник не всегда предостерегается от этих полей. Воздействие этих на организм человека является вредным и губительным. Исследования показали, что форма нарушения здоровья непосредственно зависит от длительности пребывания людей под действием электрического поля. Наиболее чувствительной и подверженной нарушениям считается нервная система. Затем наблюдаются нарушения в функционировании сердечной и сосудистой системах, происходят изменения кровяного состава. Нагрев тканей в крови, являющейся электролитом, вызывает ионный ток. Это происходит под влиянием электромагнитных излучений. Тепловой порог, который определяется интенсивностью излучения, может образовывать такое количество тепла, с которым организм не справится. Особенно опасен нагрев для органов, характеризующихся слаборазвитой сосудистой системой и неинтенсивным кровообращением.

Помимо теплового воздействия электромагнитные излучения так влияют на нервную систему, вызывают нарушение обмена веществ и функций сердечно-сосудистой системы.

Из-за различного волнового состава и многих других факторов ЭМП различных источников действует на здоровье человека по-разному. Резко диссонирующее с естественным электромагнитным фоном ЭМИ искусственных источников почти всегда оказывает на здоровье людей, находящихся в зоне его воздействия негативное влияние.

Опасное действие электрического поля промышленной частоты - это результат термического, электролитического, биологического, механического и светового воздействия па организм, возникающее при попадании человека под напряжение. Термическое воздействие - это воздействие, в результате которого происходит нагрев кожи тела и ткани вплоть до появления крупных ожогов. Электролитическое воздействие характеризуется химическим разложением жидкости лимфы и крови.

Биологическое действие электрического тока проявляется в нарушении физиологических процессов, протекающих в организме человека, и сопровождается возбуждением или разрушением ткани, судорожным сокращением мышц органов дыхания и сердца. Механическое воздействие приводит к разрыву тканей и органов, а световое - к поражению глаз.

Опасных источников электромагнитного поля, находящихся в данный момент в эксплуатации железной дороги, можно разделить на пять групп по степени их влияния на экологию и человеческий организм:

-воздушные линии электроснабжения нетяговых потребителей напряжением свыше 1000 В;

-контактная сеть переменного тока 25 кВ;

-тяговые двигатели и преобразовательные установки локомотивов, электроустановки поездов, системы электроотопления вагонов;

-электроустановки тяговых подстанций;

-воздушные линии высокого и сверхвысокого напряжения при пересечении их с железнодорожным полотном.

Транспорт на электрической тяге - в том числе электропоезда является относительно мощным источником магнитного поля в диапазоне частот от 0 до 1000 Гц. Максимальные значения плотности потока магнитной индукции в пригородных «электричках» достигают 75 мкТл при среднем значении 20 мкТл.

На электрифицированных участках железных дорог в тяговой сети протекают токи с широким спектром помех от 1 до 109 Гц. Это связано с такими явлениями как мощные переходные процессы в режимах отключения и включения тяги, рекуперации, регулирования скорости движения в аварийных режимах (короткие замыкания, грозовые разряды). Кроме того, различные системы телемеханики и управления, радиопередатчики, сотовая связь и компьютерная техника вносят существенную долю в интенсивность ЭМП. Как результат вдоль всех железнодорожных путей возникают различные сложные нестационарные электромагнитные ноля, напряженность магнитной и электрической составляющих этих полей очень часто превышает допустимые уровни, установленные в нормативной документации.

Железнодорожный транспорт занимает ведущее место как загрязнитель окружающей среды электромагнитным излучением. Электромагнитное поле определяется как электростатическими взаимодействиями, возникающими между заряженными частицами, так и магнитной составляющей электромагнитного поля. Обе составляющие электромагнитного поля различаются и по степени биологической активности и по устойчивости во внешней среде. Источники, нормирование и средства защиты от вредных производственных факторов.

Под определением вредный производственный фактор понимают фактор среды и трудового процесса, под воздействием которого на обслуживающий персонал, при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.), может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

Опасный производственный фактор - фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного резкого ухудшения здоровья, смерти.

При обслуживании контактной сети имеют место такие опасные и вредные производственные факторы как: движущиеся машины и механизмы; подвижные составы железнодорожного транспорта; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; выполнение работ па высоте; повышенный уровень шума; общая вибрация; повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.

Администрация предприятия должна обеспечивать электромонтера контактной сети средствами индивидуальной защиты в соответствии с действующими отраслевыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.

Основой каждой защиты от электромагнитных излучений (ЭМИ) являются организационные и инженерно-технические мероприятия. Но назначению защиты делят на коллективную, то сеть предусматривающей защитные мероприятия для групп персонала, и индивидуальной - в отдельности для каждого специалиста.

Главными направлениями организационных мер защиты являются:

  • защита «расстоянием» и «временем»;

  • подбор рациональных режимов работы оборудования.

Определение санитарно-защитных зон, а также зон недопустимого пребывания на этапах проектирования входит в понятие защита «расстоянием».

Защита «временем» подразумевает под собой нахождение в поле действия излучением только по служебной необходимости и только с четким регламентом по времени и пространству; автоматизацию работ; уменьшение времени для производства настроечных работ и т.д.

Когда применены все организационные меры приступают к инженерно-техническим мерам защиты. Они включают в себя следующие действия: рациональное размещение оборудования; применение средств, ограничивающих распространите ЭМП на обслуживающий персонал; ограждение зон с уровнем ЭМИ превышающим установленные нормы.

Для того чтобы обезопасить работу по проверке того или иного устройства релейной защиты и не допустить ложного отключения присоединения, защита которого проверяется, или других присоединений, панели защит которых расположены по соседству с проверяемым устройством, следует соблюдать необходимые меры предосторожности. 

Проверка должна производиться специально обученным персоналом. 
Перед началом проверки оперативный персонал подготавливает рабочее место. Для этого релейная защита и вторичные цепи, на которых будет производиться проверка, выводятся из работы, и с них снимается питание (отключающими устройствами, ключами, рубильниками, накладками, предохранителями, автоматами и т. п.). Панели защит, соседних с проверяемой, ограждают щитами или занавешивают специальными шторами как с передней, так и с задней стороны. В случае если на одной панели с проверяемой находится и другая защита, то реле и ряд зажимов защиты, остающейся в работе, следует выделить или оградить таким образом, чтобы предотвратить ошибку персонала при проверке. Место работы должно быть обозначено плакатами «Работать здесь». 

После допуска к работе персонал службы релейной защиты продолжает подготовку рабочего места, чтобы максимально обезопасить проверку и не допустить ложного отключения оборудования, находящегося в работе. Все цепи отключения и включения на панели, находящейся в проверке, должны быть отсоединены на измерительных зажимах и изолированы, даже в том случае, если выходные цепи были предварительно отключены оперативным персоналом с помощью ключей и накладок. Отсоединяются и также изолируются или закрываются изоляционным материалом все цепи, связывающие проверяемое устройство с другими панелями, цепи напряжения и постоянного тока. В процессе проверки переменное напряжение и оперативный ток на проверяемое устройство следует подавать от предохранителей или автоматов, установленных специально для проверок. Токовые цепи закорачивают и только после этого отсоединяют. Если в данных токовых цепях, кроме проверяемой, включены и другие защиты, которые могут ложно сработать при операциях в токовых цепях, эти защиты следует вывести из работы на время производства переключений.

Лица, принимаемые на работу, связанную с непосредственным обслуживанием, ремонтом, испытанием или наладкой электротехнического оборудования, обязательно проходят медицинское освидетельствование в соответствии со списком производств и профессий, утверждённых приказом Министерства здравоохранения к работе в электроустановках до этого времени он исполняет обязанности дублёра – работает под наблюдением и руководством опытного основного дежурного. При этом как дублёр, так и лицо его контролирующее, в равной степени отвечают за работу оборудования. Лишь после стажировки новый работник может быть допущен к самостоятельной оперативной работе. 

Допуск к стажировке и самостоятельной работе оформляется специальным распоряжением с обязательным указанием о том, что работник прошёл проверку знаний правил техники безопасности. Во время стажировки на рабочем месте ответственность за соблюдение техники безопасности возлагается как на стажёра, так и на лицо, его контролирующее. 

В процессе текущей работы весь производственный персонал предприятий энергосистем в обязательном порядке проходит систематическое производственное обучение и обучение безопасным методам ведения работы.

Безопасность при чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение жизнедеятельности людей (ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г.).

При несчастных случаях, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях значительное количество люден может нуждаться в первой медицинской помощи, которая должна быть оказана сразу же после получения травмы или отравления. При несчастных случаях и внезапных заболеваниях простейшие мероприятия первой медицинской помощи до прибытия медицинского работника могут спасти жизнь и сохранить здоровье пострадавшим.

В чрезвычайных ситуациях для оказания первой медицинской помощи предназначены специальные формирования. Однако опыт ликвидации последствий многих катастроф, стихийных бедствий показывает, что в первые и самые важные минуты для спасения жизни человека нужных формирований в непосредственной близости не оказывается или их количество мало, что не может обеспечить оказание помощи всем нуждающимся.

В таких условиях главным и часто единственным шансом спасения жизни пострадавшего является первая медицинская помощь, проводимая в порядке самопомощи или взаимопомощи. Для ее оказания требуются элементарные знания, необходимые практические навыки и подручные средства. Извлечение пострадавших из-под обломков зданий, из горящих квартир, машин, отключение электрического тока, помощь при травмах и отравлениях требуют, кроме того, смелости и решительности.

Первую помощь должен оказывать тот, кто находится рядом с пострадавшим (взаимопомощь), или сам пострадавший (самопомощь) до прибытия медицинского работника.

В Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных 30 апреля 2012 года Президентом Российской Федерации, определена стратегическая цель, государственной политики в области экологического развития это решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды.

Главной целью природоохранной деятельности ОАО «РЖД» является минимизация негативного воздействия ОАО «РЖД» на окружающую среду.

Настоящая экологическая стратегия ориентирована на консервативный сценарий развития, как наиболее вероятный.

В рамках реализации настоящей экологической стратегии при любом сценарии развития природоохранной деятельности должны быть решены следующие задачи:


  • в сфере охраны атмосферного воздуха, снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, включая выбросы парниковых газов;

  • снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от передвижных источников, включая выбросы парниковых газов;

  • в сфере зашиты от шума, снижение уровня шумового воздействия на окружающую среду, в первую очередь, в черте населенных пунктов;

  • в сфере охраны и рационального использования водных ресурсов: недопущение или снижение сброса загрязненных сточных вод (с нарушением нормативов сброса) в поверхностные водные объекты, на рельеф местности и в муниципальные системы канализации;

  • в сфере охраны и рационального использования земель, проведение мероприятии по предотвращению негативных (вредных) воздействий производственной деятельности ОАО «РЖД», ликвидации последствий загрязнения земель;

  • в сфере обращения с отходами производства и потребления: вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;

  • внедрение наилучших существующих природоохранных технологий использования и обезвреживания отходов;

  • обеспечение ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, связанных с прошлой хозяйственной деятельностью;

  • в сфере корпоративного управления природоохранной деятельностью, должно производиться внедрение единых корпоративных принципов и норм экологического управления в ОАО «РЖД».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данном дипломном проекте был произведен расчет релейных защит понижающего трансформатора 10/0,4 с выполнением стенда «Реле времени».

В общей части рассмотрены вопросы, характеризующие выбранные типы защит для защищаемого участка, обозначен принцип их работы, состав. Произведен расчет уставок срабатывания токовой защиты, расчет уставок максимальной токовой защиты, уставок защиты от перегрузки. Вычисленные данные позволяют нам понять, при каких величинах тока в сети срабатывает защита, помогают оценить чувствительность выбранных нами защиты.



В специальной части проекта был выполнен стенд «Реле времени».

В экономической части произведен расчет трудозатрат на текущий ремонт понижающего трансформатора 10/0,4.

Далее были рассмотрены методы бережливого производства, применяемые на реальном предприятии железнодорожного транспорта.

Описаны основные мероприятия, призванные обеспечивать безопасность движения на железнодорожном транспорте.

В заключение освещены вопросы охраны труда рабочих, защиты окружающей среды и природопользования на производстве.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ



  1. Овчаренко, Н. И. Автоматика энергосистем: учебник / Н. И. Овчаренко; под редакцией А. Ф. Дьякова. — Москва: МЭИ, 2016. — 476 с. — ISBN 978-5-383-00975-8. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72192

  2. Релейная защита электроэнергетических систем: учебное пособие / М. В. Андреев, Н. Ю. Рубан, А. А. Суворов [и др.]; составители М. В. Андреев [и др.]. — Томск: ТПУ, 2018. — 167 с. — ISBN 978-5-4387-0796-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/113201

  3. Илларионова, А. В. Безопасность работ при эксплуатации и ремонте оборудования устройств электроснабжения: учебное пособие / А. В. Илларионова, О. Г. Ройзен, А. А. Алексеев. — Москва: 2017. — 210 с. — ISBN 978-5-906938-10-7. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99621

  4. Малафеев, С. И. Надежность электроснабжения: учебное пособие / С. И. Малафеев. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 368 с. — ISBN 978-5-8114-1876-3. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/91070

  5. Обеспечение надежности сложных технических систем: учебник / А. Н. Дорохов, В. А. Керножицкий, А. Н. Миронов, О. Л. Шестопалова. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2017. — 352 с. — ISBN 978-5-8114-1108-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/93594

  6. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок. — Москва: ЭНАС, 2017. — 192 с. — ISBN 978-5-4248-0096-2. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/104483

  7. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (ПОТЭУ): Утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2013 №328; В ред. 19.02.2016 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/499037306

  8. Выпускная квалификационная работа (дипломное проектирование): учебно-методическое пособие / составители С. В. Коркина [и др.]. — Самара: СамГУПС, 2018. — 114 с. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/130462

  9. Профилактика и практика расследования несчастных случаев на производстве: Учебное пособие [Электронный ресурс] / Пачурин Г. В. [и др.], под общей ред. Г. В. Пачурина. - СПб.: Лань, 2015. - 384 с. - URL: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=65958

  10. Инструкция по предотвращению и ликвидации аварий в электрической части энергосистем. — Москва: ЭНАС, 2017. — 72 с. — ISBN 978-5-4248-0134-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/104448

  11. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации: утв. Министерством транспорта РФ приказом от 21 дек. 2010 г.№ 286 (с изменениями на 5 октября 2018 года). – URL: http://docs.cntd.ru/document/902256286

  12. Хорольский, В. Я. Эксплуатация электрооборудования [Электронный ресурс] / В. Я. Хорольский, М. А. Таранов, В. Н. Шемякин. - СПб: Лань, 2017. - 268 с. - URL: http://e.lanbook.com/book/92958

  13. Правила устройства электроустановок. Главы 1.1, 1.2, 1.7–1.9, 2.4, 2.5, 4.1, 4.2, 6.1–6.6, 7.1, 7.2, 7.5, 7.6, 7.10: [Электронный ресурс].
    2015. – URL: https://e.lanbook.com/book/104571

  14. Коробов, Г. В. Электроснабжение. Курсовое проектирование: учебное пособие / Г. В. Коробов, В. В. Картавцев, Н. А. Черемисинова. — 3-е изд., испр. — Санкт-Петербург: Лань, 2014. — 192 с. — ISBN 978-5-8114-1164-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/44759

  15. Ковалев, И. Н. Электроэнергетические системы и сети: Учебник [Электронный ресурс] / И. Н. Ковалев - М.: ФГБОУ УМЦ ЖДТ, 2015. - 363 с. - URL: http://e.lanbook.com/book/80010

  16. Железнодорожный транспорт: ежемесячный отраслевой журнал