ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Формы правления Конституция 1787 года закрепляла федерацию – новую форму государственного устройства. По сравнению с конфедерацией федерация выступала более совершенной формой, являлась более прочным образованием. Члены федерации передавали часть суверенитета новому государству. Автономии штатов была противопоставлена сильная центральная власть. Принятие Конституции способствовало преобразованию США в централизованное государство с сильной федеральной властью.
По форме правления государство стало выраженной президентской республикой. В основу компетенции, организации и взаимодействия высших органов власти лег американский вариант принципа разделения властей, созданный Ш. Монтескье и Д. Локком.
Учредители Конституции видели власть единым образованием, состоящем из трех ветвей: законодательной, судебной и исполнительной власти. Для того, чтобы предотвратить сосредоточение власти в какой-либо одной «ветви» и предупредить ослабление власти в других направлениях, в Конституции была прописана система «сдержек и противовесов».
Создание государственного аппарата
Высший законодательный орган федерации – Конгресс, состоящий из двух палат:
Верхняя палата – Сенат. Законодательные органы штатов выдвигали по два своего представителя независимо от численности населения и сроком на шесть лет. Каждые два года эта палата должна была обновляться на треть.
Нижняя палата - Палата представителей. Избиралась сроком на два года пропорционально численности населения штатов. Кандидаты в Нижнюю палату должны проживать в штате, от которого избираются, не менее семи лет являться гражданином США, быть не моложе 25 лет.
Кандидаты в Сенаторы должны быть не моложе 30 лет, проживать в штате от которого избирался и являться гражданином США на протяжении 9 лет. Законодательная деятельность Конгресса осуществлялась на очередных и чрезвычайных сессиях. Заседания проводятся по палатам раздельно, однако в отдельных случаях могли созываются и совместные заседания. Для принятия какого-либо законопроекта, он должен был обсужден в обеих палатах и только после этого закон поступал на подпись к Президенту. Конгресс был наделен особыми правами и судебными функциями - право импичмента в отношении должностных лиц, в том числе и Президента страны. Президент обладал исполнительной властью и являлся единоличным главой правительства и государства. Кандидат в Президенты должен был быть не моложе 35 лет, с рождения являться гражданином страны и проживать на территории США не менее 14 лет. Избирался Президент сроком на четыре года. Прямые выборы в президенты по Конституции не предусмотрены.
Функции и обязанности Президента в соответствии с Конституцией 1787 года:
-
Как глава государства обладал правом заключать международные договора, назначать консулов, послов, членов Верховного суда; -
выполнял функции главнокомандующего армией и флотом, милиции; -
Обладал правом помилования по преступлениям, совершаемым против Соединенных Штатов, отсрочка исполнения по ним приговоров; -
Обладал правом вмешиваться в сферу законодательной власти (имел право отлагательного вето); -
Руководил бюрократическим аппаратом исполнительной власти и др.
Особую роль в политической жизни страны и в системе государственного аппарата играл Вице-президент, который избирался одновременно с президентом. Вице-президент являлся «президентом сената».
В случае отстранения Президента от должности, его смерти и некоторых других причин, не позволяющих президенту выполнять свои обязанности, на Вице-президента возлагались обязанности Президента.
Конституция 1787 года регулировала судебную власть, которую осуществлял Верховный суд и более низшие по рангу суды. Конгресс имел право самостоятельно создавать и учреждать суды. Судей назначал Президент после согласия Сената, за судьями фактически закреплялся принцип несменяемости.
Развитие федерального государственного аппарата 1789-1861 гг. Учредители Конституции преобразовали заимствованный у европейских мыслителей принцип «разделения властей» в американскую систему, которая предусматривает «систему сдержек и противовесов».
Особенности «системы сдержек и противовесов»:
-
Законодательная, исполнительная и судебная власть имею разные источники формирования; -
Органы государственной власти обладали различными сроками полномочий; -
Разработан механизм, при котором каждая из ветвей власти могла сдерживать деятельность другой ветви; -
Система обеспечивала стабильность правовых и государственных институтов, непрерывность функционирования государственной власти.
Конституция 1787 года была определенным компромиссом между крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазией Севера с одной стороны и плантаторского Юга – с другой.
4 марта 1789 года Конституция 1787 г. вступила в силу. С этого момента пошел процесс формирования федеральных органов власти. 30 апреля 1789 года на должность первого Президента США вступил Д. Вашингтон. Порядок избрания Президента в первые года действия Конституции несколько раз корректировался. Было установлено не прописанное правило, что на должность Президента страны не могло два раза подряд выдвигаться одно и тоже лицо.
В 1789 году Конгресс принял Закон судоустройстве, согласно которому было создано несколько категорий федеральных судов: районные, или дистриктные; окружные; Верховный суд. При федеральных судах учредили должность прокурора, или атторнея. Генеральный прокурор был поставлен во главе федеральной прокуратуры. Он имело право возбуждать уголовное преследование, гражданские иски от имени федерации. В судебном процессе Генеральный прокурор выступал в качестве представителя федеральной власти.
В начале XIX века Верховный суд получил право толковать Конституцию и объявлять недействительными те законы федерации и штатов, которые, по его мнению, противоречили Конституции. Верховный суд стал органом конституционного контроля. В феврале 1865 года 13-я поправка упразднила на территории всей страны рабство. Однако они не получили политических прав и не имея средств к существованию, были вынуждены оставаться работать на бывших хозяев.
В декабре 1865 года из Конгресса были удалены представители мятежных штатов. В середине 1866 года 14-я поправка объявляла всех родившихся или натурализованных в США лиц гражданами страны (исключение составляли индейцы).