Файл: Актуальность изучения философии Платона в наше время обусловлена ее непреходящим значением, универсальным характером и важным вкладом в развитие мировой философской мысли.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Актуальность изучения философии Платона в наше время обусловлена ее непреходящим значением, универсальным характером и важным вкладом в развитие мировой философской мысли.
Великий античный философ Платон (427-347 гг. до нашей эры) оказал огромное воздействие на последующую философскую, политическую и религиозную мысль Античности, Средних веков, Возрождения и Нового времени. Платон впервые в истории сформировал целостную философскую систему. Значимость философии Платона для дальнейшего развития мировой философской мысли так велика, что это позволяет некоторым исследователям говорить о ней: «вся западная история философии - это примечания к Платону».
Главную часть философии Платона составляет учение об идеях. «Идея - центральная категория в философии Платона», - отмечается в специальной литературе. Вопрос об идеях рассматривался Платоном в различных произведениях: «Федон», «Пир», «Гиппий Больший», «Филеб».
Согласно Платону, все сущее подразделяется на две неравноценные сферы - самосущие и вечные идеи, с одной стороны, и текучие, преходящие, несамостоятельные вещи чувственного мира - с другой. Мир состоит из трех слоев: верхний слой представляют собой идеи. Мир идей - это истинный мир, бытие. Другой слой представлен материей - это неистинный мир, небытие. И наконец, мир вещей выступает как сочетание бытия и небытия. Мудрость, согласно философии Платона, состоит в том, чтобы найти во всех явлениях и вещах их идею, закон, управляющий всем сущим.
В чувственном мире, согласно философии Платона, каждая вещь обладает множеством свойств, в том числе противоположных. Таким образом, в области чувственного неприменимой оказывается логика, подлинным объектом которой остается лишь мир неизменных и вечных сущностей. Каждая вещь чувственного мира познается чувствами и существует во времени. Мир вещей представляет собой, по Платону, мир вечного возникновения и гибели, изменчивости и движения, в нем все свойства ограничены факторами времени и пространства и относительны. Идеи неизменны, вечны, тождественны, они не зависят от факторов времени и пространства. Мир идей существует вне времени, он пребывает, а не живет, он покоится в вечности. Окружающий людей материальный мир выступает как производный от мира идей, он «тень» мира идей.
На основании учения Платона о самостоятельном существовании идей как общих и родовых понятий исследователи называют его первым в Европе последовательным приверженцем объективного идеализма, и даже основателем данного направления философии. Это связано с тем, что именно Платон впервые обосновал идеалистический взгляд на мир (открытие мира идей) и убеждение в превосходстве духовного над материальным.
Одним из смысловых центров философии Платона является учение о душе. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Сущность души - не только в ее единстве, но и в ее самодвижении; все, движущее себя само, согласно Платону, бессмертно, тогда как все, что приводится в движение чем-то другим, конечно и смертно.
Платон утверждал бессмертие души, и предпринимал попытки доказать это положение. Попытки подобного доказательства были представлены Платоном в диалоге «Федон», где приводится четыре доказательства бессмертия души: во-первых, все в мире возникает из своей противоположности и обращается, уничтожаясь, в свою противоположность (взаимопереход противоположностей). Знание как припоминание того, что было до рождения человека, рассматривается Платоном в качестве второго доказательства бессмертия души:
«…Прежде чем начать видеть, слышать и вообще чувствовать, мы должны были каким-то образом узнать о равном самом по себе – что это такое, раз нам предстояло соотносить с ним равенства, постигаемые чувствами… А видим мы, и слышим, и вообще чувствуем с того самого мига, как родились на свет…Выходит, мы должны были обладать знанием… еще до рождения?»
Самотождество идеи (эйдоса) души и теория души как эйдоса жизни выступают у Платона в качестве третьего и четвертого доказательств бессмертия души.
Таким образом, Платон является сторонником теории переселения душ. Тело человека рассматривается как темница души, из которой последняя должна освободиться, а для этого очиститься, подчинив свои чувственные влечения высшему стремлению к благу. Достигается же это путем познания идей, которые созерцает разумная душа.
Но если душа представляет собой нечто нематериальное и самостоятельное, то возникает вопрос, зачем она нуждается в теле. Платон полагает, что человеческая душа состоит из трех частей. Одна из них, разумная, помещается в голове, с ее помощью человек созерцает вечный мир идей. Две другие части души неразумны. Одна из них благородна – это воля, живущая в груди и находящаяся в союзе с разумом. Другая неблагородна – это расположенные в желудке чувственные страсти и низшие инстинкты. Платон сравнивает разумную душу с возничим, а чувственную – с двумя конями, один из которых благороден, а другой - груб и низок.
Таким образом, изучив учение Платона, можно сделать ряд выводов. Великий античный философ Платон представляет собой одну из самых значимых фигур в истории философии. Ведущий компонент философского учения Платона составляет соотношение «мира идей» и «мира вещей». Платон разделял все сущее на две неравноценные сферы - самосущие и вечные идеи, с одной стороны, и преходящие, несамостоятельные вещи чувственного мира - с другой. Учение о душе является одним из смысловых центров философии Платона. Душа, по Платону, подобно идее, едина и неделима, тело же, поскольку в него привходит материя, делимо и состоит из частей. Платон утверждал бессмертие души. Платон стал основоположником объективного идеализма в истории философии, обосновав убеждение в превосходстве духовного начала над материальным.
Список использованной литературыАлексеев П. В., Панин А.В. История философии. М.: Проспект, 2010.- 592 с.
Блинников Л.В. А. Платон. / Краткий словарь философских персоналий. // [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/FilosPers/5.phpВведение в философию: Учебное пособие для вузов. / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. М.: Республика, 2012. - 623 с.
История философии: Учебник для вузов. / Под ред. В.В. Васильева, А.А. Кротова и Д.В. Бугая. М.: Академический Проект, 2008. - 784 с.
Платон. Федон. // [Электронный ресурс] Режим доступа http://psylib.org.ua/books/plato01/19fedon.htm
Спиркин А.Г. Философия: учебник. М.: Юрайт, 2014. 828 с.
Философия: Учебник. / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. М.: Проспект, 2014. 672 с.