Файл: Курсовая работа Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


. Как объяснить, что агрессор по свободной воле оскорбил жертву, как один человек намерен навредить другому.

. Намерение - это личные, скрытые, недоступные прямому наблюдению замыслы.

Однако, иногда, намерения причинить вред устанавливаются просто: агрессор сам признается в желании навредить своим жертвам и сожалеет, что их нападки были безрезультатные.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой поведения, обращения. Она характеризуется следующими особенностями:

. Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное целенаправленное причинение вреда жертве.

. В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

. Жертва должна обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Агрессия представляет собой совокупность показателей: физической, косвенной, вербальной агрессии.

Физическая агрессия - причинение боли или повреждения другому человеку: человек сводит скулы, шею, скрипит зубами, просыпается с зажатыми кулаками, предпочитает смотреть агрессивные фильмы, сцены насилия.

Вербальная агрессия - использование речевых средств, наносящих боль, оскорбления. Это могут быть:

а). Многочисленные отпоры;

б). Отрицательные отзывы и критические замечания;

в). Выражение отрицательных эмоций - недовольство другими в форме брани, затаенной обиды, недоверия, ярости, ненависти;

г). Высказывание мыслей и желаний агрессивного характера, проклятий;

д). Оскорбления, упреки обвинения;

е). Угрозы, вымогательства, принуждения.

Кроме того простой крик - часто носит агрессивный характер.

Прямая агрессия направлена против жертвы. При косвенной агрессии - жертва не присутствует, но против нее или группы людей, которые ее окружают, распространяется клевета. Агрессия может проявляться у отдельных индивидов или в группе в разных формах: ярко выраженной - драчливость, грубость, задиристость; в скрытой форме - недоброжелательность, озлобленность.

Существует мнение, что когда человек не чувствует себя обиженным, ущемленном, то он не злится. Злость ослепляет - она опасная вещь, которой можно нанести вред другому живому существу. Качества агрессии носят явную и скрытую форму:


Ярость, вспышка гнева;

Гнев

Полная пассивность, страх;

Сознательный уход от деятельности;

Скука;

Депрессия - длительно подавленный гнев;

Сарказм, грубые шутки, унижение другого;

Эгоцентризм, гордыня.

Таким образом, агрессия, в какой форме она не проявлялась, представляет такой способ поведения, направленный на причинение вреда другому живому существу, не желающему с собой такого обращения.

Проблемы насилия, агрессии стали объектом исследования многих теоретических направлений. Следует отметить, что ни одна из теорий не может дать полные и всеобъемлющие ответы на эти вопросы, но позволяет изучить и объяснить определенный аспект проблемы.[5, с 32].

Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В таком качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет таких аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоанализа. [5, с. 187].
.2 Конфликт. Типология конфликта. Причины возникновения конфликтов
Проблема конфликтных взаимодействий привлекает пристальное внимание ученых и находит отражение в целом ряде работ отечественных и зарубежных психологов (А.Я.Анцупов, М.В. Афонькова, Н.В. Гришина, А.И. Донцов, А.А. Ершов, А.Г. Здравомыслов, Л.А. Петровская, Т.С Сулимова, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М . Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.).

Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus - «столкновение» и практически в неизменном виде входит в другие языки. Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает множество сходств в их интерпретации. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения:

. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций.

. Противостояние характеров или сил в литературном или сценическом произведении, в особенности главная оппозиция, на которой строится сюжет.

Упорядочить разнообразие определений конфликта непросто, ведь как пишет. Ф.Е. Василюк, «если задаться целью, найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт

, она звучала бы абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то» [6, с. 42].

Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор. Существует несколько видов конфликтов: Внутриличностный,

Межгрупповой,

Межличностный,

Невротический,

Организационный,

Патогенный,

Продуктивный (конструктивный),

Психический,

Этнический,

Я и сверх-я [1, с 54-58]

А.Г. Здравомыслов, автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблемам социологии конфликта, пишет, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Эта форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. [12, с. 94].

По словам Р. Дарендорфа, наиболее известный западный исследователь социального конфликта, определяет его как «любое отношение между элементами, которое можно охарактеризовать через объективные («латентные») или субъективные («явные») противоположности».

Конфликт социальный складывается и разрешается в конкретной социальной ситуации в связи с возникновением требующей разрешения социальной проблемы. Он имеет вполне определенные причины, своих социальных носителей (классы, нации, социальные группы и т.д.), обладают определенными функциями, длительностью и степенью остроты". Это определение, схватывая основную суть дела, не отражает всех черт конфликта - его психологизма в частности.

Социальный конфликт - это прежде всего форма отношений между субъектами по поводу разрешения острых противоречий, возникших в процессе их взаимодействия. В зависимости от аспекта анализа авторы дают определению понятию «конфликт». Конфликт рассматривают как «психологическое и социальное явление, характеризующееся наличием внутри организации взаимно противоречивых с точки зрения экономической и социальной эффективности интересов и соответственно наличием нестыкуемых тенденций поведения" а также «трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и с острыми эмоциональными переживаниями» [13, с.15]; «борьба за ценности и претензии, за определенный статус, власть, ресурсы, где целями является нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника» [12, с 24]; «это социальное противоречие на стадии его реального разрешения между вовлеченными в него субъектами... при этом важно учитывать, что любой социальный конфликт представляет... противоречие, которое так или иначе ими осознано и оценено» [13, с 30].


Анализ этих и других определений показывает, что при всей близости характеристик, описываемых в качестве компонентов или признаков конфликта, ни одно из определений не может быть принято в качестве универсального.

Таким образом «конфликт выступает как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представляются активным субъектом (субъектами)» [11, с. 17].

Межличностные конфликты рассматриваются как сложное образование, поэтому для их описания необходимо выделить круг понятий, способных полно охарактеризовать конфликты.

Коломинский предлагает анализировать межличностные конфликты в рамках четырех факторов: структура конфликта, динамика его развития, функции и типология конфликта [15, с 44].

Конфликт содержит в себе потенциальные позитивные возможности. Общая идея положительного эффекта конфликтов сводится к следующему: «Продуктивность конфронтации проистекает из того факта, что конфликт ведет к изменению, изменение ведет к адаптации, адоптация ведет к выживанию».

Если перестать воспринимать конфликт как угрозу и начать относиться к нему как к сигналу, говорящему о том, что надо что-то изменить, тогда можно занять более конструктивную позицию. Ценность конфликтов в том, сто они предотвращают окостенение системы, открывают дорогу инновациям. Конфликт - это стимул к изменениям, это вызов, требующий творческой реализации. Конфликт может быть управляемым, причем управляем таким образом, что его негативные, деструктивные последствия могут быть минимизированы или элиминированы, а конструктивные возможности усилены. Это означает, что конфликт - это то, с чем можно работать.[11, с. 40].

Конфликт, с точки зрения психоанализа, возникает в глубинах психики как результат взаимодействия внутренних структур и тенденций психики в силу законов ее собственного существования. [11, с. 75]
Выводы 1
Таким образом, проявление агрессии весьма разнообразно. Р. Бэрон и Д. Ричардсон, считают, что агрессия, в какой бы форме она не проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:


Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

Агрессивность может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума в ходе борьбы за выживание;

Агрессивные действия могут быть ослаблены или направлены в социально приемлемые рамки с помощью положительного подкрепления неагрессивного поведения, ориентации человека на позитивную модель поведения, изменение условий, способствующих проявлению агрессии.

В психологии конфликт предполагает как «столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций, отдельно взятого эпизода в сознании, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношений индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями».

Конфликты, несмотря на свою специфику и многообразие имеют общие стадии протекания:

Стадию потенциального формирования противоречивых интересов, ценностей, норм;

Стадию перехода потенциального конфликта в реальный или стадию сознания участниками конфликта своих верно или ложно понятых интересов;

Стадию конфликтных действий;

Стадию снятия или разрешения конфликта.

Глава 2. Эмпирическое исследование агрессивности в конфликтной ситуации
.1 Организация и проведение эмпирического исследования
Данная тема и направление исследования были выбраны мною исходя из понимания того, что любое эмпирическое исследование, агрессивности и конфликтности должно быть направлено на получение фактофиксирующего знания, имеющего прикладное значение. Нами избиралось указанное направление исследования для установления некоторых особенностей взаимосвязи видов агрессии и поведения подростков в конфликтной ситуации.

Главной задачей данных исследований ставилось получение эмпирических данных об особенностях поведения подростков в конфликтной ситуации с различными видами агрессивности, с целью возможного применения полученных результатов как в практической работе учителей в школе, так и для разработчиков теории воспитательного процесса в системе образования в рамках средней школы.

Программа данных исследований была построена и выработана с позиции оценки проблемы исследования, его задачи и выбора оптимального инструментария. В нашем случае программа исследования выполняла две основные функции: научно-познавательную и научно-организационную. Научно-познавательная функция реализовывалась через обеспечение теоретико-методическую целостность исследования, а научно-организационная функция выражалась в организации эффективной работы с респондентами и корректной постановке заданий.