Файл: Курсовая работа Взаимосвязь уровня агрессивности и поведения в конфликтной ситуации подростков.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Программа исследований, ее положения были тщательно продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы, что обеспечивало ее гибкость и возможность доработки на более поздних стадиях исследования.

К исследованию видов агрессии и поведения в конфликтной ситуации было привлечено 43 школьника 9* и 9 классов. Из средней школы № 11 города Минска в тестировании участвовало 43 респондента в возрасте 15-17 лет. Сбор и обработка эмпирических данных осуществлялись при помощи тестовых методов.
.2 Изучение уровня агрессивности у подростков
Для исследования агрессивного поведения у подростков в возрасте 15 - 17 лет нами была использована методика исследования агрессивного поведения подростков Басса-Дарки, которая направлена на выявление различных форм агрессивного поведения. Она состоит из 75 простых утверждений, с которыми испытуемый должен либо согласиться, либо нет.

Таким образом, опросник оценивает выраженность следующих форм агрессивного поведения:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица;

Косвенная агрессия - агрессия, которая косвенными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топании ногами, битье кулаками по столу и т.д.);

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости;

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направлена против авторитета или руководства, может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев;

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания;

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанное на убеждении, что окружающие намерены причинить вред;

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань);

Угрызения совести, чувство вины - ответы на вопросы этой шкалы отражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление форм поведения, которые обычно запрещаются нормами общества. Этот пункт выражает степень убеждения обследуемого в том, что он является плохим человеком, совершающим неправильные поступки, наличие у него угрызений совести.


Физическая и косвенная агрессия, раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс агрессивных реакций. А обида и подозрительность - индекс враждебности.

Анализируя результаты мы получили следующее: у 43 опрошенных средний уровень физической агрессии и это составляет 58 % , вербальная агрессия составляет 60 % - это высокий показатель, уровень косвенной агрессии 61,37 % - это высокий показатель, негативизм составляет 58,6% - это высокий уровень, подозрительность 48,09 % - это низкий уровень, раздражение составляет 43,11 % - это низкий уровень, обида средний уровень - это 56,83 %, чувство вины составляет 60,88 % - это высокий уровень.

Полученные результаты отражены в рисунке.



Рис.2.2. Среднеарифметическое форм агрессивности у подростков, где ФА - физическая агрессия, ВА - вербальная агрессия, КА - косвенная агрессия, Н - негативизм, Р - раздражение, П - подозрительность, О - обида, ЧВ - чувство вины.
Таким образом, низкий процентный показатель у подростков составляет раздражение и подозрительность. Обида - средний процентный показатель. Высокий показатель - физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, чувство вины.
.3 Эмпирическое исследование стиля поведения в конфликтной ситуации
Для определения предрасположенности личности к конфликтному поведению была использована методика К. Томаса [19, с 470 - 475].

К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву своих интересов ради другого;

компромисс;

избегание, для которого характерно как отсутствие к стремлению кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;

сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обоих сторон.

В своем опроснике К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Таблица 2.3 Показатели поведения подростков в конфликтной ситуации




Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление




А/В

%

А/В

%

А/В

%

А/В

%

А/В

%

В

7

16,2

16

37,1

11

25,5

7

16,4

19

44,1

С

17

40

22

51,4

28

65,2

30

70

19

44,1

Н

19

44,1

5

11,5

4

9,3

6

14

5

11,5



Из таблицы видно, что с высоким показателем соперничества было выявлено 7 человек, что составляет от общего количества 16,2 %; со средним показателем выявлено 17 человек, что составляет 40 %; с низким показателем 19, что составляет 44,1 %. Таким образом, у респондентов более проявляется низкий уровень соперничества.

Высокий показатель сотрудничества был выявлен у 16 человек, что составляет 37,1 % от общего количества опрошенных; 22 человека со средним показателем, что составляет 51,4 %; 5 человек с низким показателем, что составляет 11,5 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель сотрудничества.

Высокий показатель компромисса был выявлен у 11 человек, что составляет 25,5 %; 28 человек со средним показателем, что составляет 65,2 %; с низким показателем 4 человека, что составляет 9,3 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель компромисса.

Высокий показатель избегания был выявлен у 11 человек, что составляет 25,5 %; 30 человек со средним показателем, что составляет 70 %; с низким показателем 6 человека, что составляет 14 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов более выражен средний показатель избегания.

Высокий показатель приспособления был выявлен у 19 человек, что составляет 44,1 %; 19 человек со средним показателем, что составляет 44,1 %; с низким показателем 5 человека, что составляет 11,5 % от общего числа опрошенных. Таким образом, у респондентов на одинаковом уровне выражен средний и высокий показатели приспособления.
.4 Сводные данные проведенного исследования
При статистической обработке нами были использованы методы математической обработки данных:

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Поскольку значения первичных эмпирических данных не удовлетворяют нормальному закону распределения, то в качестве метода статистической обработки с целью установления связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Данный метод реализовался в пакете программы STATISTICA 6.0.

Корреляционный анализ дал возможность выявить связи: умеренную положительную связь (q = 0.38; p 0,05), это означает, что при увеличении соперничества происходит увеличение вербальной агрессии; умеренную положительную связь между «соперничеством» и «негативизмом» (q = 0.45; p
0,05), эта связь говорит, что при увеличении соперничества происходит увеличение негативизма (см. табл.П.2.1).

Также умеренную положительную связь между «сотрудничеством» и «индексом враждебности» (q = 0.33; p 0,05), это означает, что при увеличении сотрудничества происходит увеличение индекса враждебности (см. табл. П. 2.2).

Такой вид поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» не позволил выявить никаких связей между видами агрессии (см. табл. П. 2.3).

Выявили умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «обидой » (q = -0.34; p 0,05), это означает, что при увеличении избегания происходит уменьшение обиды; умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «индексом враждебности» (q = -0.34; p 0,05), эта связь говорит, что при увеличении избегания происходит уменьшение индекса враждебности (см. табл.П.2.4).

Умеренную отрицательную связь между «приспособлением» и «вербальной агрессией» (q = -0.39; p 0,05), это означает, что при увеличении приспособления происходит уменьшение вербальной агрессии; умеренную отрицательную связь между «приспособлением» и «негативизмом» (q = - 0.30; p 0,05), эта связь говорит, что при увеличении соперничества происходит уменьшение негативизма (см. табл.П.2.5).
Выводы 2
Таким образом, по изучению результатов исследования пришли к выводу: низкий процентный показатель у подростков составляет раздражение и подозрительность. Обида - средний процентный показатель. Высокий показатель - физическая, вербальная, косвенная агрессия, негативизм, чувство вины.

Проанализировав результаты поведения подростков в конфликтной ситуации, получили преобладающее число подростков со средними показателями (обида).

Сравнительный анализ связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии позволил нам частично подтвердить гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем агрессии и поведением в конфликтной ситуации. К такому результату мы пришли потому, что не выявили взаимосвязи между таким видом поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» и видами агрессии.



Заключение
Настоящая работа ставила своей целью выявить взаимосвязь между агрессивностью и поведением подростков в конфликтной ситуации.

Для этого мы изучили имеющуюся научную литературу по этой теме. Мы раскрыли такие понятия как агрессивность и конфликтность. Агрессивность - одна из важных установок, коренящаяся в садистической фазе либидо. Выражается в стремлении к наступлению или насильственным действиям, направленные на нанесение ущерба или на уничтожении объекта наступления. [20, с 23] Конфликт - это столкновение противоположных интересов, взглядов; серьезное разногласие, острый спор.

Агрессию следует рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. В таком качестве она является открытой для прямой модификации и может быть ослаблена с помощью многих процедур. И, наконец, агрессия может как усиливаться, так и подавляться за счет таких аспектов ситуации, которые влияют на степень и характер личностного самоанализа. [5, с. 187].

Конфликт выступает как биполярное явление - противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представляются активным субъектом (субъектами). [11, с. 17].

В процессе исследования установлено, что существуют умерено положительные взаимосвязи между «соперничеством» и «вербальной агрессией»; «соперничеством» и «негативизмом»; «сотрудничеством» и «индексом враждебности» и умеренную отрицательную связь между «избеганием» и «обидой»; «приспособлением» и «вербальной агрессией». Также нам не удалось выявить никакой связи между таким видом поведения в конфликтной ситуации как «компромисс» и видами агрессии. Таким образом, сравнительный анализ связей между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и видами агрессии позволил нам частично подтвердить гипотезу о наличии взаимосвязи между уровнем агрессии и поведения в конфликтной ситуации.

Список литературы
1. Авт. Сост. В.Н. Конорулина, М.Н. Смирнова /Психологический словарь / Ростов - на - Дону: Финекс 2003. - с. 640.

. Абрамова, Г.С./ Возрастная психология. - М. - 2006.

. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. - Екатеренбург. 1999. - с. 86.

. Артур Ребер/ Большой толковый психологический словарь.: том 1.: Вечераст. - М. - 2000. - с. 600.

. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. /Агрессия. - СПб.: Изд-во «Питер». 1997. - с. 550.

. Василюк, Ф.Е./ Психология переживания. - анализ преадоления критической ситуации. - М. - 1984.

. Войкунский, А. Я говорю, мы говорим: Очерки о человеческом общении. - М: Прогресс, 1990.