Файл: Экзаменационные вопросы по философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 299

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Экзаменационные вопросы по философии


  1. Мировоззрение, его сущность, структура и уровни.

Мировоззрение –исторически-сложившаяся система взглядов, идеалов и ценностей, определяющих отношение человека к миру и к самому себе.

В своем содержательном аспекте мировоззрение трансформируется в виде исторического процесса, на него оказывает влияние развитие науки, техники и других сфер человеческой культуры. Вместе с тем в своей формальной структуре мировоззренческие системы идентичны и состоят из следующих структурных уровней:

1. Общетеоретический уровень (что?): включает в себя наиболее общие представления о мире и человеке

2. Практический уровень (как?): включает в себя знания, умения и навыки, используемые в повседневной жизнедеятельности человека

3. Этический уровень: включает в себя идеалы и ценности, отражающие представления человека о добре и зле, справедливости и несправедливости

4. Эстетический уровень: включает в себя идеалы и ценности человеческого восприятия, таки как представления о красоте

Выделяют три основных типа мировоззрения:

  • житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке;

  • религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного мирового начала;

  • философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира.

2) Исторические типы мировоззренческих систем: мифология, религия и наука.

В истории человечества сформировалось 4 крупных мировоззренческих системы:

1. Мифология

2. Религия

3. Наука

4. Философия

В каждую из исторических эпох доминирует какая-либо одна мировоззренческая система. Остальные остаются на периферии, хотя и продолжают оказывать влияние на жизнь и деятельность человека.

Мифологияформируется на ранних стадиях развития общества, когда уровень практического овладения человеком природы крайне низок. Жизнь общества находится в непосредственной зависимости от стихийных природных сил и процессов.


Пытаясь найти способ воздействия на природу, человек проецирует на нее собственные эмоциональные характеристики. В итоге возникает политеизм(многобожие) представление о том, что каждая из сфер природной и общественной жизни регулируется определенным антропоморфным (человекоподобным) божеством, повлиять на волю которого можно при помощи различных обрядовых и ритуальных действий.

Для мифологии характерно родовое сознание, т.е. человек осознает себя как неотъемлемую часть общества, не воспринимает себя как свободную и автономную личность.

Для мифологии характерно образно-эмоциональное отражение мира.

Религияосновывается на монотеизме, т.е на представлении о том, что мир и человек созданы единым потусторонним божеством. Человек в религии осмысливается как образ и подобие Бога. В итоге в рамках религии формируется представления о человеке как свободной уникальной личности.

Религиозное мировоззрение основывается на вере в существовании единого Бога и потустороннего мираОсновной акцент религия делает на этической стороне жизни, т.е. смыслом человеческого бытия является следование определенным нравственным ценностям. Религия, в особенности христианство, оказало значительное влияние на формирование западноевропейской культуры, с такими ее свойствами как индивидуализм, представлении о ценности человеческой личности о ее свободе.

3 религии: христианство, иудаизм, ислам.

Буддизм не религия, т.к. нет Бога (Будда человек), основа желаний, путь просветления: иллюзия: не ничего (не о чем заботиться). Буддизм – философское учение.

Наука. Научное мировоззрение опирается на следующие характеристики:

1. Рациональность, т.е. в рассмотрении мира наука опирается на способность человеческого разума, на принципы логики и доказательства

2. Объективность: свобода от человеческих оценок, желаний, стремления рассматривать мир таким какой он есть сам по себе

3. Универсальность, т.е. наука занимается поиском и познанием всеобщих и необходимых законов реальности. Всеобщность научного закона проявляется в том, что он одинаков везде и не зависит от мест и времени. Необходимость заключается в том, что причинно-следственные связи, описываемые законом, остаются неизменными.



4. Тесная связь науки с человеческой практикой, т.е. наука не просто познает мир, но и создает способы его наиболее эффективного преобразования


  1. Исторические типы мировоззрения. Философия как особый тип мировоззрения.

Философия не является первичной формой мировоззрения в истории развития человечества, она возникает на основе предшествующих мировоззренческих форм - мифологии и религии. Таким образом, к основным историческим типам мировоззрения можно отнести мифологию, религию, философию.

Мифологическое мировоззрение - исторически первая, нерасчлененная форма духовной культуры человечества, содержащая в себе зачатки религии, науки, искусства, морали и других форм общественногосознания.

Мифология (от греч. повествование, сказание) - это такой тип мировоззрения, для которого характерно фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений.

Предпосылками мифологического мировоззрения явились неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, которое не отделилось от эмоциональной сферы. Мифология была первой попыткой сознательного отношения человека к себе и окружающему миру, попыткой человека с помощью сказочных персонажей создать единую картину мира и показать свое место в этом мире. Основными вопросами, которые решала мифология, были вопросы о происхождении Вселенной, Земли и человека, о причинах возникновения природных явлений, о жизни и смерти человека, и т.д.

К отличительным чертам мифологического мировоззрения можно отнести:
- синкретизм (нерасчлененное единство реального и воображаемого, знания и веры, естественного и сверхъестественного);
- антропоморфизм (наделение предметов природы, а затем и общественных явлений человеческим обликом и свойствами);
- гилозоизм (отсутствие границы между живым и неживым), конкретность, эмоциональность, нерефлексивность и т.д.).

Мифологическое мышление по своей природе является художественным, поэтому оно оперирует образами, но не понятиями (как формойабстрактного мышления).

Ушла ли мифологическая форма мировоззрения в прошлое? Можно сказать, что в целом мифология как мировоззренческая форма исторически изжила себя, однако она может-фрагментарно сохраняться в современной культуре. Различные формы общественного сознания (например, искусство) продолжают использовать элементы мифологии. В XX веке наблюдалось сознательное обращение некоторых направлений искусства и литературы к мифам, в которых происходило переосмысление классических мифологических образов, а также сознательное мифотворчество. [4, стр 382]


При некоторых условиях массовое сознание может служить почвой для распространения «социального» или «политического» мифа. В ряде случаев власти стремятся создавать мифы, посредством которых становится возможным манипулирование массовым сознанием (например, мифы о расовом или национальном превосходстве, о непогрешимости вождей, о врагах и т.д.).

Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Мифологические сюжеты вдохновляли великих художников и поэтов на создание их творений, которые вошли в золотой фонд искусства.

На смену мифологии пришла религия. Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религия (от лат - благочестие, святыня, предмет культа) - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на земной и сверхъестественный, причем сверхъестественные силы в виде богов играют главенствующую роль в мироздании и в жизни людей.

Религия близка к мифологии, однако отличается от нее. Близость религии и мифологии состоит в том, что религия, как и мифология, апеллирует к фантазиям и чувствам. Отличается религия от мифологии тем, что не смешивает земное и сакральное, а раздваивает мир на земной (реальный, естественный, постигаемый органами чувств) и потусторонний (сверхъестественный, сверхчувственный). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил. В качестве одной из главных отличительных черт религии можно назвать наличие культовой системы, т.е. системы обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным миром.

Качественно новым типом мировоззрения является философское мировоззрение.

Термин философия (в пер. с древнегреч. «phileo» - люблю, «sophia» - мудрость) - означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философия стала новым явлением в VI веке до н.э. в Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции. В этих регионах зародились самые развитые цивилизации с производящей экономикой и товарно-денежными отношениями, с первыми государствами и классовой структурой. Зрелая социальная основа вызвала к жизни древнюю науку и философию.

  1. Специфика философского познания, его единство и различие с наукой.


Философия и наука.

Философия первоначально являлась протознанием, единой и единственной наукой – «царицей наук», включающей в себя все известное человеку на данный исторический момент знание о природе, обществе, о нем самом - по всем направлениям. Такая ситуация продолжалась до ХУ века. В этот период начинается процесс формирования частных наук (физика, химия, биология и т.д.) со своим специфическим предметом. Конкретные науки «отпочковываются» от философии. Предмет частных наук – законы какой-то конкретная области бытия (природа - живая или неживая, психическая организация человека и т.д.), предмет философии – это законы и устройство мира в целом, законы, которые характерны не только для части, но для всего целого. Философия опираются в своем исследовании на данные частных наук, философия служит для частных наук методологией.

Итак, наука и философия не одно и то же, хотя у них и немало общего.

Общее между философией и наукойзаключается в том, что они:

· опираются прежде всего на разум и стремятся к выработке рационального знания;

· ориентированы на установление законов и закономерностей исследуемых объектов и явлений;

· выстраивают категориальный аппарат (свой язык), дают обоснование, аргументацию, доказательства выдвигаемых положений и стремятся к построению целостных систем.

Разное то, что:

· философия всегда представлена адресно, т. е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же, в конечном счете, плод коллективного труда;

· в философии (в отличие от конкретных наук) нет единого языка и единой системы. Плюрализм взглядов здесь норма. В науке же нормой является монизм, так как непременно имеет место единство взглядов как минимум на основные принципы, законы и систему категорий (язык) в той или иной конкретной области науки;

· философия широко использует научные знания и факты, но окончательные выводы ее не могут считаться достоверными, ибо они в значительной степени базируются также на субъективных мнениях и суждениях философов. Наука же стремится в конечном счете к доказанным и проверенным знаниям, когда принципиальная возможность проверить или опровергнуть полученные знания является непременным условием их истинности, а следовательно, и их научной состоятельности