Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская Искусство слова для 7 класса.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание программы «Творческая мастерская «Искусство слова»
В первой части курса «Ораторское искусство и общение» происходит формирование творческой лаборатории проектирования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диагностикой проблемных зон в изучении учащимися предметов «Русский язык и культура речи», «Литература»; осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первичное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоретических знаний и представлений о художественном слове. Происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: творческих мастерских юного исследователя художественного текста, творческих лабораторий, работы с этимологическим, фразеологическим и литературоведческим словарями, словарем символов, с толковым словарем, со словарем иностранных слов и др.
Во второй части «Слово о словах» учащиеся подробно, в занимательной форме игры, творческих лабораторий, творческих мастерских знакомятся с синонимами, антонимами, паронимами, архаизмами, театральными терминами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц, видам монологов, построению диалогов, деловому общению. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности алгоритмам выполнения проектных, презентационных, творческих работ. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом, инсценируют речевые ситуации.
В третьей части «Практикум по культуре речи» занятия построены в форме практических советов,особое внимание уделяется упражнениям по технике речи, куда входят упражнения для дикции, дыхательная гимнастика, голосовой тренинг, мимический тренинг, что поможет учащемуся уверенно чувствовать себя на трибуне, на сцене, в шоу, в дефиле, в лекционной аудитории, в процессе изложения своих мыслей в полемике.
Этапы работы мастерской | Цель | Задачи учителя | Содержание |
1 | 2 | 3 | 4 |
Индукция | Реализовать потребности: • познавательную; • быть личностью; • в самоутверждении; • в общении; • в самовыражении; • в эмоциональном насыщении | Дать большую свободу выбора каждому учащемуся реализовать свое стремление к актуализации | Проблемная ситуация, моделируемая учителем или самим учащимся в ходе выполнения задания |
Самоконструкция | Создать ситуацию «стартовой» мотивации к преодолению проблемы | Настроить личность учащегося на саморазвитие | Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта как способ решения общей задачи |
Социализация (социальная проба) | Создать условия для самореализации в выполнении проектной, исследовательской, аналитической, творческой деятельности | Формировать условия для установления равновесия психологических качеств учащихся в коллективном проектировании и выполнении маршрута решения задачи | Реализация общей задачи каждым членом группы, основанная на сопоставлении, сверке, оценке, коррекции окружающими индивидуальных качеств участников взаимодействия |
Разрыв | Создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности | Создать атмосферу эффективной перспективы разрешения внутреннего конфликта (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться) | Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи |
Коррекция | Изменить (уточнить, поправить) индивидуальный и коллективный маршруты решения задачи всеми участниками мастерской | Научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося | Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности |
Творческое конструирование знания | Создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи | Дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться | Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач |
Разрыв | Создать условия для продуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности | Создать атмосферу эффективной перспективы разрешения внутреннего конфликта (учащийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться) | Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, умения) новому; внутренний эмоциональный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллективной проблемы, задачи |
Коррекция | Изменить (уточнить, поправить) индивидуальный и коллективный маршруты решения задачи всеми участниками мастерской | Научить принимать неудачу как объективность, уметь справляться с неизбежными препятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенциальные возможности учащегося | Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности |
Творческое конструирование знания | Создать условия для проявления креативности прогнозирования, проектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи | Дать возможность «опыта дерзновения»: возможность рискнуть, отважиться решиться | Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в проектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач |
Список рекомендуемой литературы
Основной
-
Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009. -
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Просвещение, 2008. -
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа:1 2
http://mon.gov.ru/dok/akt/6591
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
-
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся». -
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011. -
Примерные программы внеурочной деятельности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010. -
Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo -
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru
-
Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286 -
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010. -
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. -
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М.: Просвещение, 2011.
Дополнительный
-
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М.: Русский язык, 1986.
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995. -
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD). -
Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. М.: Просвещение, 1987. -
Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005. -
Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971. -
Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987. -
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., КонцеваяЛ.А. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1991. -
Даль В.В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1—4. М.: Русский язык, 1981.
-
Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980. -
Журналы «Начальная школа» разных лет выпуска. -
Журналы «Педсовет» разных лет выпуска. -
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просвещение, 1990. -
Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Сергеев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Волгоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966. -
Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990. -
Лапатухин М.С, Скорлуповская Е.В., Снето-ва Т.П. Школьный толковый словарь русского языка. М.: Просвещение, 1981. -
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987. -
Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982. -
Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993. -
Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русского языка. СПб.: Просвещение, 1992. -
Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. -
Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. -
Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976. -
Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005. -
ШкатоваЛА. Подумай и ответь. М.: Просвещение. 1989.
Календарно-тематическое планирование «Творческая мастерская «Искусство слова»
для 7 классов
(5 часов в неделю, по 40 минут, всего -165 часов , 5 - резерв)
№ п/п | Дата | Тема занятий |
| | I четверть |
1 | 03.09 | Особенности ораторской речи |
2 | 04.09 | Аудитория |
3 | 05.09 | Взаимодействие оратора с аудиторией |
4 | 06.09 | Приемы управления аудиторией |
5 | 07.09 | Невербальные средства общения |
6 | 10.09 | Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений (театральные этюды) |
7 | 11.09 | Роды и виды ораторского искусства |
8 | 12.09 | Личность, образ ритора |
9 | 13.09 | Риторика и смежные дисциплины. |
10 | 14.09 | Словесное выражение или дикция (упражнения по технике речи) |
11 | 17.09 | Память, запоминание и исполнение, произнесение (aсtio) |
12 | 18.09 | Нахождение или изобретение материала речи или текста (infentio) |
13 | 19.09 | Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов (художественный текст) |
14 | 20.09 | Общая характеристика композиции, материала (dispositio). Заглавие, вступление, тема |
15 | 21.09 | Основная и заключительная части вступления |
16 | 24.09 | Теория аргументации и опровержения |
17 | 25.09 | Основные виды аргументов |
18 | 26.09 | Спор и его виды. |
19 | 27.09 | Цель спора (построение диалогов) |
20 | 28.09 | Основные правила ведения спора |
21 | 01.10 | Полемические приемы |
22 | 02.10 | Уловки в споре |
23 | 03.10 | Позволительные и непозволительные уловки |
24 | 04.10 | Логические уловки |
25 | 05.10 | Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов (инсценирование диалогов) |
26 | 08.10 | О роли интонации в речевом общении |
27 | 09.10 | Деловое общение |
28 | 10.10 | Новые тенденции практики русского делового письма |
29 | 11.10 | Особенности русской и зарубежной школ делового письма |
30 | 12.10 | Деловая беседа |
31 | 15.10 | Телефонный разговор (инсценирование) |
32 | 16.10 | Особенности общения с аудиторией радио – и телевещания (я – диктор) |
33 | 17.10 | Основные принципы организации радио – и телевизионной речи |
34 | 18.10 | Телеинтервью |
35 | 19.10 | Правила поведения перед микрофоном |
36 | 22.10 | Правила поведения перед телекамерой |
37 | 23.10 | Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации) |
38 | 24.10 | Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации) |
39 | 25.10 | Русский язык в современном мире |
40 | 26.10 | Язык – знаковая система |
| | II четверть |
41 | 06.11 | Язык символов |
42 | 07.11 | Формы существования языка |
43 | 08.11 | Особенности книжной и разговорной речи |
44 | 09.11 | Функциональные стили литературного языка |
45 | 12.11 | Характеристика каждого функционального стиля. |
46 | 13.11 | Русский язык советского периода |
47 | 14.11 | Русский язык конца 20 –го века |
48 | 15.11 | Русский язык начала 21 –го века |
49 | 16.11 | Речь и её особенности |
50 | 19.11 | Структура речевой коммуникации |
51 | 20.11 | Речь в межличностном общении |
52 | 21.11 | Речь в межличностном общении (продолжение) |
53 | 22.11 | Речь в социальном взаимодействии |
54 | 23.11 | Диалог |
55 | 26.11 | Монолог |
56 | 27.11 | Виды монологов |
57 | 28.11 | Монологические формы публичной речи |
58 | 29.11 | Функционально-смысловые типы речи |
59 | 30.11 | Понятие «культура речи» и его нормативный аспект |
60 | 03.12 | Нормативный аспект культуры речи (продолжение) |
61 | 04.12 | Коммуникативные качества речи |
62 | 05.12 | Чистота речи и словарный запас человека |
63 | 06.12 | Выразительность речи |
64 | 07.12 | Этические нормы речевой культуры |
65 | 10.11 | Речевое общение и его основные единицы |
66 | 11.12 | Основные единицы речевого общения (продолжение) |
67 | 12.12 | Эффективность речевой коммуникации |
68 | 13.12 | О правилах речевого этикета |
69 | 14.12 | Формулы речевого этикета |
70 | 17.12 | Доказательность и убедительность речи |
71 | 18.12 | Структуры вопросов |
72 | 19.12 | Переспрос |
73 | 20.12 | Выражение согласия и несогласия |
74 | 21.12 | Жанры описания (словесное рисование) |
75 | 24.12 | Описание человека, предмета, пространства (портрет, пейзаж, интерьер) |
76 | 25.12 | Изучение разговорной речи |
77 | 26.12 | Повествовательные жанры |
78 | 27.12 | Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы |
79 | 28.12 | Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы (продолжение |
| | III четверть |
80 | 14.01 | Общие и различные черты разговорной речи и разговорного стиля |
81 | 15.01 | Понятливость, информативность и выразительность публичной речи |
82 | 16.01 | Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка (виды исследовательских работ) |
83 | 17.01 | Условия функционирования разговорной речи, роль в ней языковых факторов (предлагаемые обстоятельства) |
84 | 18.01 | Поэзия слов и смыслов (виды лирики). |
85 | 21.01 | О традициях в русской классической поэзии поздравлять друзей стихотворным текстом (речевые ситуации в этюдах). |
86 | 22.01 | Стихосложение. |
87 | 23.01 | Задачи культуры речи (действовать словом) |
88 | 24.01 | Типы речевой культуры (по материалам художественной прозы) |
89 | 25.01 | Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения |
90 | 28.01 | Орфоэпия и орфоэпические нормы |
91 | 29.01 | Фразеология (исполнение фразеологизмов пантомимой) |
92 | 30.01 | Фразеологизированные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи |
93 | 31.01 | Жанры побуждения: приказ, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация |
94 | 01.02 | Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение |
95 | 04.02 | Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение |
96 | 05.02 | Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение |
97 | 06.02 | Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение |
98 | 07.02 | Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение |
99 | 08.02 | Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей (разыгрывание этюдов) |
100 | 11.02 | Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания |
101 | 12.02 | Конверсивы (основы синтаксиса) |
102 | 13.02 | Предложение, членение предложения |
103 | 14.02 | Предложение, членение предложения |
104 | 15.02 | Орфографическое и пунктуационное оформление текста («паутинка») |
105 | 18.02 | Художественное прочтение текста |
106 | 19.02 | Фонетическая система разговорной речи |
107 | 20.02 | Требование к правильной речи (пословицы) |
108 | 21.02 | Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов, неологизмов |
109 | 22.02 | Эллиптичность |
110 | 25.02 | Фигура умолчания |
111 | 26.02 | Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (инсценирование) |
112 | 27.02 | Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (актерское мастерство) |
113 | 28.02 | Жанры ретроспекции: отчет, обзор |
114 | 01.03 | Отчет о проделанной работе |
115 | 04.03 | Отчет о социологическом опросе (анкетирование) |
116 | 05.03 | Интернациональные свойства официально-деловой речи Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие |
117 | 06.03 | Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций |
118 | 07.03 | Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии |
119 | 11.03 | Приемы выражений критических замечаний |
120 | 12.03 | Порядок слов в разговорной речи |
121 | 13.03 | Переход от изображения к словесному тексту: комментарии к статистической картинке (например, слайда), комментирование динамического ряда (защита презентаций) |
122 | 14.03 | Словесное оформление публичного выступления (чтение монологов) |
123 | 15.03 | Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности |
124 | 18.03 | Основные критерии языкового качества речи |
125 | 19.03 | О технике речи (сценическая речь) |
126 | 20.03 | Речь как средство коммуникации |
127 | 21.03 | Общее понятие о речевом акте |
128 | 22.03 | Речевой такт |
| | IV четверть |
129 | 01.04 | Язык и мышление |
130 | 02.04 | Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспекты, аннотации, сокращение текста или распространение подробностями |
131 | 03.04 | Переход от письменного текста к устному |
132 | 04.04 | Выступление на концерте |
133 | 05.04 | Создание ревю |
134 | 08.04 | Речь-биография |
135 | 09.04 | Личное резюме |
136 | 10.04 | Рекламные жанры: презентация, реклама |
137 | 11.04 | Языковые средства и специальные приемы в создании рекламных жанров |
138 | 12.04 | Способы выражения оценки в русском языке («басенный концерт») |
139 | 15.04 | Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе |
140 | 16.04 | Языковая игра в рекламе (самореклама) |
141 | 17.04 | Краткая характеристика недостатков речи учащихся (пародии) |
142 | 18.04 | О нормах литературного произношения |
143 | 19.04 | Дикция и орфоэпия |
144 | 22.04 | Артикуляция гласных |
145 | 23.04 | Правила произношения согласных звуков |
146 | 24.04 | Речевое дыхание и голос |
147 | 25.04 | Особенности работы над речевым дыханием и голосом в условиях самостоятельной тренировки |
148 | 26.04 | Осанка |
149 | 29.04 | Свобода мышц (сцендвижение) |
150 | 30.04 | Формирование правильного полного вдоха |
151 | 06.05 | Формирование правильного фонационного выдоха |
152 | 07.05 | Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов |
153 | 08.05 | Комплекс тренировочных упражнений |
154 | 13.05 | Дыхательные упражнения с применением движения и голосовой тренинг |
155 | 14.05 | Скороговорки |
156 | 15.05 | Мизансцена тела, мимический тренинг |
157 | 16.05 | Упражнения на интонирование |
158 | 17.05 | Диалоги из пословиц и поговорок |
159 | 20.05 | Импровизации. Актерские тренинги «Комплимент» |
160 | 21.05 | Актерские тренинги «Придумай рассказ, «Буриме» |
161 | 22.05 | Актерские тренинги «Доскажи сказку» |
162 | 23.05 | Актерские тренинги «Дополни пословицу» «Считалки» |
163 | 24.05 | Актерские тренинги «Молчание», «Слушание», «Критики» |
164 | 27.05 | Актерские тренинги «Я остроумный» |
165 | 28.05 | Праздничное шоу (показ, представление творческих работ: «Я умею, я могу») |
166 | Резерв | Проекты |
167 | Резерв | Презентации |
168 | Резерв | Дефиле |
169 | Резерв | Попурри |
170 | Резерв | Конкурсы чтецов |