Файл: Рабочая программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская Искусство слова для 7 класса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Содержание программы «Творческая мастерская «Искусство слова»
В первой части курса «Ораторское искусство и общение» происходит формирование творческой лаборатории проекти­рования индивидуального маршрута саморазвития в соответствии с потребностями учащихся, с диа­гностикой проблемных зон в изучении учащимися предметов «Русский язык и культура речи», «Литература»; осуществляется совместное планирование маршрутов восполнения проблемных зон (первич­ное проектирование индивидуальных маршрутов реализации программы саморазвития) с учетом необходимости углубления и расширения теоре­тических знаний и представлений о художественном слове. Происходит выбор эффективных (наиболее интересных) форм решения задачи: твор­ческих мастерских юного исследователя художест­венного текста, творческих лабораторий, работы с этимологическим, фразеологическим и литературоведческим словарями, словарем символов, с толковым словарем, со словарем иностранных слов и др.

Во второй части «Слово о словах» учащиеся подробно, в занимательной форме игры, творческих лабора­торий, творческих мастерских знакомятся с сино­нимами, антонимами, паронимами, архаизмами, театральными терминами и другими понятиями. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц, видам монологов, построению диалогов, деловому общению. Выполняются творческие работы по составленным в коллективной исследовательской, аналитической деятельности ал­горитмам выполнения проектных, презентацион­ных, творческих работ. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом, инсценируют речевые ситуации.

В третьей части «Практикум по культуре речи» занятия построены в форме практических советов,осо­бое внимание уделяется упражнениям по технике речи, куда входят упражнения для дикции, дыхательная гимнастика, голосовой тренинг, мимический тренинг, что поможет учащемуся уверенно чувствовать себя на трибуне, на сцене, в шоу, в дефиле, в лекционной аудитории, в процессе изложения своих мыслей в полемике.




Этапы работы мастерской

Цель

Задачи учителя

Содержание

1

2

3

4

Индукция

Реализовать потребности:

познавательную;

быть личностью;

в самоутверждении;

в общении;

в самовыражении;

в эмоциональном насы­щении

Дать большую свободу выбора каждому учащемуся реализо­вать свое стремление к актуа­лизации

Проблемная ситуация, моделируе­мая

учителем или самим учащимся в ходе

выполнения задания

Самокон­струкция

Создать ситуацию «стар­товой» мотивации к пре­одолению проблемы

Настроить личность учащегося на саморазвитие

Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта как способ решения общей задачи

Социали­зация (со­циальная проба)

Создать условия для само­реализации в выполнении проектной, исследова­тельской, аналитической, творческой деятельности

Формировать условия для уста­новления равновесия психо­логических качеств учащихся в коллективном проектирова­нии и выполнении маршрута решения задачи

Реализация общей задачи каждым членом группы, основанная на сопо­ставлении, сверке, оценке, коррек­ции окружающими индивидуальных качеств участников взаимодействия

Разрыв

Создать условия для про­дуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности

Создать атмосферу эффектив­ной перспективы разрешения внутреннего конфликта (уча­щийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться)

Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, уме­ния) новому; внутренний эмоцио­нальный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллек­тивной проблемы, задачи

Коррек­ция

Изменить (уточнить, по­править) индивидуальный и коллективный маршру­ты решения задачи всеми участниками мастерской

Научить принимать неудачу как объективность, уметь справ­ляться с неизбежными пре­пятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенци­альные возможности учащегося

Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности

Твор­ческое конструи­рование знания

Создать условия для про­явления креативности прогнозирования, про­ектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи

Дать возможность «опыта дерз­новения»: возможность риск­нуть, отважиться решиться

Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в про­ектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач

Разрыв

Создать условия для про­дуктивного изменения первичного проекта выполнения задания, первичной диагностики и коррекции способов, методов и результатов деятельности

Создать атмосферу эффектив­ной перспективы разрешения внутреннего конфликта (уча­щийся недоволен результатами исследования, но понимает, что должен и может с затруднением справиться)

Внутреннее осознание участником мастерских несоответствия старого знания (способа, информации, уме­ния) новому; внутренний эмоцио­нальный конфликт, стимулирующий участника деятельности к решению индивидуальной (частной) и коллек­тивной проблемы, задачи

Коррек­ция

Изменить (уточнить, по­править) индивидуальный и коллективный маршру­ты решения задачи всеми участниками мастерской

Научить принимать неудачу как объективность, уметь справ­ляться с неизбежными пре­пятствиями, затруднениями, неудачами; раскрыть потенци­альные возможности учащегося

Практическая реализация первичной диагностики и коррекция способов, методов и результатов деятельности

Твор­ческое конструи­рование знания

Создать условия для про­явления креативности прогнозирования, про­ектирования, участия, диагностики и коррекции выполнения задачи

Дать возможность «опыта дерз­новения»: возможность риск­нуть, отважиться решиться

Самостоятельность, инициативность всех участников мастерской в про­ектировании маршрутов, выборе способов и инструментария решения индивидуальной и коллективной задач



Список рекомендуемой литературы

Основной

  1. Асмолов А.Т. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Пе­дагогика, 2009.

  2. Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / Под ред. A.M. Кондакова, А.А. Кузнецова. М.: Про­свещение, 2008.

  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Ре­жим доступа:
      1   2

http://mon.gov.ru/dok/akt/6591

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Сани­тарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).

    1. Приказ Министерства образования и на­уки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного об­щего образования, организации проектной деятель­ности, моделирования и технического творчества обучающихся».

    2. Примерная основная образовательная про­грамма образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.

    3. Примерные программы внеурочной деятель­ности / Под ред. В.А. Горского. М.: Просвещение, 2010.

    4. Приоритетный национальный проект «Обра­зование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo

    5. Система гигиенических требований к услови­ям реализации основной образовательной програм­мы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://standart.edu.ru

    1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011—2015 гг.: [Электронный до­кумент]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/ news/8286

    2. Федеральный государственный образова­тельный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2010.

    3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мыс­ли. Система заданий: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

    5. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Конда­кова. М.: Просвещение, 2011.

    Дополнительный

    1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русско­го языка. М.: Русский язык, 1986.

    1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1995.

    2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).

    3. Вартанъян Э.А. Путешествие в слово. М.: Про­свещение, 1987.

    4. Васильев С. Играющие в прятки. Волгоград, 2005.

    5. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Наш родной язык. М.: Просвещение, 1971.

    6. Горбаневский М.В. В мире имен и названий. М.: Знание, 1987.

    7. Граник Г.Г., Бондаренко СМ., КонцеваяЛ.А. Се­креты орфографии. М.: Просвещение, 1991.

    8. Даль В.В. Толковый словарь живого велико­русского языка. Т. 1—4. М.: Русский язык, 1981.


    1. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1980.

    2. Журналы «Начальная школа» разных лет вы­пуска.

    3. Журналы «Педсовет» разных лет выпуска.

    4. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф.П. Занимательно о русском языке. Л.: Просве­щение, 1990.

    5. Иванова В.А., Панов Г.А., Потиха З.А., Серге­ев Ф. П. Тайны слова. Занимательная грамматика. Вол­гоград: Нижневолжское книжное издательство, 1966.

    6. Круглое Ю.Г. Русские народные загадки, по­словицы, поговорки. М.: Просвещение, 1990.

    7. Лапатухин М.С, Скорлуповская Е.В., Снето-ва Т.П. Школьный толковый словарь русского язы­ка. М.: Просвещение, 1981.

    8. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М.: 1987.

    9. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. М.: Знание, 1982.

    10. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. М.: Школа-пресс, 1993.

    11. Огольцев В.М. Устойчивые сравнения русско­го языка. СПб.: Просвещение, 1992.

    12. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый сло­варь русского языка. М., 2000.

    13. Селевко Т.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

    14. Успенский Л.В. Культура речи. М.: Знание, 1976.

    15. Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.

    16. ШкатоваЛА. Подумай и ответь. М.: Просве­щение. 1989.

    Календарно-тематическое планирование «Творческая мастерская «Искусство слова»

    для 7 классов

    (5 часов в неделю, по 40 минут, всего -165 часов , 5 - резерв)


    № п/п

    Дата

    Тема занятий







    I четверть

    1

    03.09

    Особенности ораторской речи

    2

    04.09

    Аудитория

    3

    05.09

    Взаимодействие оратора с аудиторией

    4

    06.09

    Приемы управления аудиторией

    5

    07.09

    Невербальные средства общения

    6

    10.09

    Этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений (театральные этюды)

    7

    11.09

    Роды и виды ораторского искусства

    8

    12.09

    Личность, образ ритора

    9

    13.09

    Риторика и смежные дисциплины.

    10

    14.09

    Словесное выражение или дикция (упражнения по технике речи)

    11

    17.09

    Память, запоминание и исполнение, произнесение (aсtio)

    12

    18.09

    Нахождение или изобретение материала речи или текста (infentio)

    13

    19.09

    Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов (художественный текст)

    14

    20.09

    Общая характеристика композиции, материала (dispositio). Заглавие, вступление, тема

    15

    21.09

    Основная и заключительная части вступления

    16

    24.09

    Теория аргументации и опровержения

    17

    25.09

    Основные виды аргументов

    18

    26.09

    Спор и его виды.

    19

    27.09

    Цель спора (построение диалогов)

    20

    28.09

    Основные правила ведения спора

    21

    01.10

    Полемические приемы

    22

    02.10

    Уловки в споре

    23

    03.10

    Позволительные и непозволительные уловки

    24

    04.10

    Логические уловки

    25

    05.10

    Уловки, связанные с недобросовестным использованием вопросов и ответов (инсценирование диалогов)

    26

    08.10

    О роли интонации в речевом общении

    27

    09.10

    Деловое общение

    28

    10.10

    Новые тенденции практики русского делового письма

    29

    11.10

    Особенности русской и зарубежной школ делового письма

    30

    12.10

    Деловая беседа

    31

    15.10

    Телефонный разговор (инсценирование)

    32

    16.10

    Особенности общения с аудиторией радио – и телевещания (я – диктор)

    33

    17.10

    Основные принципы организации радио – и телевизионной речи

    34

    18.10

    Телеинтервью

    35

    19.10

    Правила поведения перед микрофоном

    36

    22.10

    Правила поведения перед телекамерой

    37

    23.10

    Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации)

    38

    24.10

    Типичные коммуникативные ситуации (театральные импровизации)

    39

    25.10

    Русский язык в современном мире

    40

    26.10

    Язык – знаковая система







    II четверть

    41

    06.11

    Язык символов

    42

    07.11

    Формы существования языка

    43

    08.11

    Особенности книжной и разговорной речи

    44

    09.11

    Функциональные стили литературного языка

    45

    12.11

    Характеристика каждого функционального стиля.

    46

    13.11

    Русский язык советского периода

    47

    14.11

    Русский язык конца 20 –го века

    48

    15.11

    Русский язык начала 21 –го века

    49

    16.11

    Речь и её особенности

    50

    19.11

    Структура речевой коммуникации

    51

    20.11

    Речь в межличностном общении

    52

    21.11

    Речь в межличностном общении (продолжение)

    53

    22.11

    Речь в социальном взаимодействии

    54

    23.11

    Диалог

    55

    26.11

    Монолог

    56

    27.11

    Виды монологов

    57

    28.11

    Монологические формы публичной речи

    58

    29.11

    Функционально-смысловые типы речи

    59

    30.11

    Понятие «культура речи» и его нормативный аспект

    60

    03.12

    Нормативный аспект культуры речи (продолжение)

    61

    04.12

    Коммуникативные качества речи

    62

    05.12

    Чистота речи и словарный запас человека

    63

    06.12

    Выразительность речи

    64

    07.12

    Этические нормы речевой культуры

    65

    10.11

    Речевое общение и его основные единицы

    66

    11.12

    Основные единицы речевого общения (продолжение)

    67

    12.12

    Эффективность речевой коммуникации

    68

    13.12

    О правилах речевого этикета

    69

    14.12

    Формулы речевого этикета

    70

    17.12

    Доказательность и убедительность речи

    71

    18.12

    Структуры вопросов

    72

    19.12

    Переспрос

    73

    20.12

    Выражение согласия и несогласия

    74

    21.12

    Жанры описания (словесное рисование)

    75

    24.12

    Описание человека, предмета, пространства (портрет, пейзаж, интерьер)

    76

    25.12

    Изучение разговорной речи

    77

    26.12

    Повествовательные жанры

    78

    27.12

    Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы

    79

    28.12

    Жанры рассуждения: обоснование (тема, проект, предложение), аргументация, мотивация, обобщение, выводы (продолжение







    III четверть

    80

    14.01

    Общие и различные черты разговорной речи и разговорного стиля

    81

    15.01

    Понятливость, информативность и выразительность публичной речи

    82

    16.01

    Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка (виды исследовательских работ)

    83

    17.01

    Условия функционирования разговорной речи, роль в ней языковых факторов (предлагаемые обстоятельства)

    84

    18.01

    Поэзия слов и смыслов (виды лирики).

    85

    21.01

    О традициях в русской классической поэзии поздравлять друзей стихотворным текстом (речевые ситуации в этюдах).

    86

    22.01

    Стихосложение.

    87

    23.01

    Задачи культуры речи (действовать словом)

    88

    24.01

    Типы речевой культуры (по материалам художественной прозы)

    89

    25.01

    Основные направления совершенствования грамотного письма и говорения

    90

    28.01

    Орфоэпия и орфоэпические нормы

    91

    29.01

    Фразеология (исполнение фразеологизмов пантомимой)

    92

    30.01

    Фразеологизированные синтаксические конструкции делового стиля и разговорной речи

    93

    31.01

    Жанры побуждения: приказ, инструкция, заявление, запрос, жалоба (рекламация), рекомендация

    94

    01.02

    Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение

    95

    04.02

    Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение

    96

    05.02

    Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение

    97

    06.02

    Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение

    98

    07.02

    Виды побуждения: просьба, мольба, приказ, команда, запрет, разрешение, совет, рекомендация, предостережение, предложение

    99

    08.02

    Слово и жест в публичных выступлениях разных стилей (разыгрывание этюдов)

    100

    11.02

    Переход от устного текста к письменному: запись устного выступления, протокол собрания

    101

    12.02

    Конверсивы (основы синтаксиса)

    102

    13.02

    Предложение, членение предложения

    103

    14.02

    Предложение, членение предложения

    104

    15.02

    Орфографическое и пунктуационное оформление текста («паутинка»)

    105

    18.02

    Художественное прочтение текста

    106

    19.02

    Фонетическая система разговорной речи

    107

    20.02

    Требование к правильной речи (пословицы)

    108

    21.02

    Влияние на чистоту речи историзмов, архаизмов, жаргонизмов, неологизмов

    109

    22.02

    Эллиптичность

    110

    25.02

    Фигура умолчания

    111

    26.02

    Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (инсценирование)

    112

    27.02

    Способы выражения побуждения в современном русском языке, специальные приемы построения и речевые нормы побудительных жанров (актерское мастерство)

    113

    28.02

    Жанры ретроспекции: отчет, обзор

    114

    01.03

    Отчет о проделанной работе

    115

    04.03

    Отчет о социологическом опросе (анкетирование)

    116

    05.03

    Интернациональные свойства официально-деловой речи

    Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие

    117

    06.03

    Языковые средства и специальные приемы жанров-ретроспекций

    118

    07.03

    Тактика и стратегия научной и деловой дискуссии

    119

    11.03

    Приемы выражений критических замечаний

    120

    12.03

    Порядок слов в разговорной речи

    121

    13.03

    Переход от изображения к словесному тексту: комментарии к статистической картинке (например, слайда), комментирование динамического ряда (защита презентаций)

    122

    14.03

    Словесное оформление публичного выступления (чтение монологов)

    123

    15.03

    Важнейшие показатели уровня речевой культуры личности

    124

    18.03

    Основные критерии языкового качества речи

    125

    19.03

    О технике речи (сценическая речь)

    126

    20.03

    Речь как средство коммуникации

    127

    21.03

    Общее понятие о речевом акте

    128

    22.03

    Речевой такт







    IV четверть

    129

    01.04

    Язык и мышление

    130

    02.04

    Трансформация текстов, изменение их структуры и содержательные изменения: план, тезисы, конспекты, аннотации, сокращение текста или распространение подробностями

    131

    03.04

    Переход от письменного текста к устному

    132

    04.04

    Выступление на концерте

    133

    05.04

    Создание ревю

    134

    08.04

    Речь-биография

    135

    09.04

    Личное резюме

    136

    10.04

    Рекламные жанры: презентация, реклама

    137

    11.04

    Языковые средства и специальные приемы в создании рекламных жанров

    138

    12.04

    Способы выражения оценки в русском языке («басенный концерт»)

    139

    15.04

    Соотношение вербальных и невербальных компонентов в рекламе

    140

    16.04

    Языковая игра в рекламе (самореклама)

    141

    17.04

    Краткая характеристика недостатков речи учащихся (пародии)

    142

    18.04

    О нормах литературного произношения

    143

    19.04

    Дикция и орфоэпия

    144

    22.04

    Артикуляция гласных

    145

    23.04

    Правила произношения согласных звуков

    146

    24.04

    Речевое дыхание и голос

    147

    25.04

    Особенности работы над речевым дыханием и голосом в условиях самостоятельной тренировки

    148

    26.04

    Осанка

    149

    29.04

    Свобода мышц (сцендвижение)

    150

    30.04

    Формирование правильного полного вдоха

    151

    06.05

    Формирование правильного фонационного выдоха

    152

    07.05

    Косвенные упражнения, способствующие снятию мышечных зажимов

    153

    08.05

    Комплекс тренировочных упражнений

    154

    13.05

    Дыхательные упражнения с применением движения и голосовой тренинг

    155

    14.05

    Скороговорки

    156

    15.05

    Мизансцена тела, мимический тренинг

    157

    16.05

    Упражнения на интонирование

    158

    17.05

    Диалоги из пословиц и поговорок

    159

    20.05

    Импровизации. Актерские тренинги «Комплимент»

    160

    21.05

    Актерские тренинги «Придумай рассказ, «Буриме»

    161

    22.05

    Актерские тренинги «Доскажи сказку»

    162

    23.05

    Актерские тренинги «Дополни пословицу» «Считалки»

    163

    24.05

    Актерские тренинги «Молчание», «Слушание», «Критики»

    164

    27.05

    Актерские тренинги «Я остроумный»

    165

    28.05

    Праздничное шоу (показ, представление творческих работ: «Я умею, я могу»)

    166

    Резерв

    Проекты

    167

    Резерв

    Презентации

    168

    Резерв

    Дефиле

    169

    Резерв

    Попурри

    170

    Резерв

    Конкурсы чтецов