Файл: Игра путешествие на планету Вода Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Игра – путешествие на планету Вода
«Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле»
Леонардо да Винчи.
Цели урока:
Образовательные: Сформировать представление о гидросфере как о водной оболочке Земли, ее частях и свойствах. Показать учащимся, что вода - это уникальное природное соединение, активная среда жизни.
Развивающие: Развивать навыки самостоятельной работы и работы в группе, творческие способности детей. Активизировать их познавательную деятельность, формировать у ребят чувство прекрасного.
Воспитательные: Подвести учащихся к оценке роли воды в жизни растений, животных и человека, к пониманию необходимости бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Оборудование: учебник, печатная тетрадь, глобус, листы бумаги, фломастеры, карандаши.
Столы расставлены для работы в группах, по два стола. На столах таблички: ледники, океан, водохранилище, болото, река, растения, животные, грунтовые воды, озеро, облака.
Методы проведения урока: объяснительно – иллюстративные (беседа, демонстрация), проблемные (частично – поисковый, работа в группах).
Ход занятия:
I.Организационный момент: Фрагмент из видеофильма «Вода». (3 мин)
Я прозрачна, и текуча,
Обернуться могу тучей
И снежинкою могу,
А согреешь убегу,
Утром выпаду росой,
Только не шути со мной,
Я не зря зовусь...
С помощью детей сформулировать тему и цели урока. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? А как называется водная оболочка Земли? Мы сегодня будем говорить о необычном по свойствам веществе планеты, обладающем особыми свойствами и, безусловно, важнейшем для всего живого – это вещество - вода. Тема нашего урока «Игра – путешествие на планету Вода».
Нам предстоит выяснить, какие свойства воды определяют её значение для жизни на Земле.
Эпиграфом к нашему уроку мы выбрали слова Леонардо да Винчи: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Леонардо да Винчи назвал воду “соком жизни на Земле”, т.к. все живое состоит из воды: человек на 60%, медуза – 95%, клетки мозга – 85%, кровь – 80%, клетки костной ткани – 20%.
II. Актуализация: (7 мин). Предлагаю представить себя инопланетянами, прибывшими на планету "Вода" с заданием исследовать ее и зарисовать результаты исследований.
Класс делится на 6 групп, каждая группа получает задание нарисовать на листах бумаги все, что они знают о воде по следующим пунктам:
1. Компоненты, составляющие водную оболочку.
2. Водная оболочка и ее свойства.
3. Как связаны между собой компоненты водной оболочки (круговорот воды).
В заключение каждая группа "инопланетян" представит результаты своих исследований.
Предлагаю на уроке соблюдать законы:
- гармония внутри себя;
- понимай и познавай законы природы;
- оберегай все живое;
- люби природу;
- чувствуй себя частью природы.
III. Изучение новой темы: (20 мин)
1. Инопланетяне получают информацию о планете «Вода».
Показываю глобус – модель земного шара. Давайте посмотрим на глобус.
Какой цвет преобладает на поверхности нашей планеты? Правильно – голубой. Это цвет воды. Непрерывное водное пространство, покрывающие 3\4 поверхности земного шара образует Мировой океан. В нем находится до 98% всей воды на земном шаре. Средняя глубина Мирового океана составляет 3795 м. Однако в самых глубоких его местах, более 10 км., утонут самые высокие горы земного шара. Именно поэтому можно называть нашу планету «Планета Вода».
Презентация. (1 слайд)
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Струя водопада и брызги фонтана
И все это – просто вода.
Вода на планете сосредоточена не только в Мировом океане. Она заполняет самые различные водоемы на суше. Атмосфера также содержит воду. Существование биосферы невозможно без воды. Вода входит в состав всех живых организмов. Ребята, давайте вспомним, что такое биосфера? (оболочка Земли, населенная живыми организмами)
2. Презентация. (2 - 9 слайд). Инопланетяне продолжают собирать информацию о планете «Вода».
Работа в группах.
Задание: При просмотре слайдов, разгадывании загадок проверьте, все ли компоненты гидросферы вы отметили на своих рисунках, дополните схему. Посовещайтесь в группах, идите к доске и прикрепите свои листы магнитом.
(Открываю готовую схему, проверяем).
Гидросфера:
-
Воды Мирового океана (моря, океаны) -
Воды суши (реки, озера, родники, грунтовые воды) -
Вода в атмосфере (пар, туман)
Как распределена вода по поверхности Земли?
3. Опыт о содержании воды в природе «Распределение воды на Земле».
Цель: рассказать о количестве и распределении пресной воды на Земле. Работа с водой поддерживает внимание учеников и учит их использовать пипетки и измерительные колбы.
Продолжительность: 5 мин.
Материалы: колба объемом 1 л, пипетки, три емкости для воды, форма для льда, стакан, почва, соль, вода.
Информация.
Вода жизненно необходима всем биологическим существам. Она может транспортировать вещества по нашей биосфере. Она также способствует перемещению питательных
веществ внутри организма.
Демонстрация:
1) Наполнить колбу объемом 1 л водой. Она будет символизировать все земные запасы воды.
2) Наполнить 1/5 пипетки водой из колбы и выжать ее в воздух. Пояснить, что это вода, находящаяся в атмосфере.
3) Две пипетки воды переместить в стакан - это запасы пресной воды в реках и озерах.
4) 973 мл воды влить в другую емкость и добавить соль – таким образом, мы получим соленую воду океанов, морей и соляных озер.
Объяснить, что такая вода содержит слишком много соли, чтобы быть использованной для питья, приготовления пищи, в промышленности или для полива.
5) 21 мл влить в форму для льда - именно такое количество воды находится на земле в
замороженном состоянии, и, следовательно, не может быть использовано.
6) Наконец, оставшуюся воду из колбы (приблизительно 6 мл) перелить в емкость с почвой. Мы получим воду, располагающуюся внутри земной поверхности. Некоторая ее часть слишком соленая или труднодоступная, чтобы ее можно было использовать для питья или полива. Но большое количество подземных вод все же подвластно человеку.
7) Какую воду можно использовать? Должны показать емкости, в которых она находится. (для использования пригодна только вода в стакане - в пресных озерах, реках, ручьях, и в контейнере с землей).
Запасы воды, не представленные наглядно, содержатся в живых организмах, таких, как люди, животные и растения.
10 Слайд. Нахождение воды в природе:
3/4 земного шара
97% океаны и моря
3% озёра, реки, подземные воды
4. Минутка загадок:
На щеке «божья коровка»,
На другой «божья коровка»
Вниз ползут по щёчкам ловко.
Отгадай, как я зовусь?
Я солёная на вкус,
И прозрачная как льдинка,
Ну конечно, я - ...
СЛЕЗИНКА
Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок, может плавать и нырять, как его родная мать
. (Утенок)
На дне, где тихо и темно лежит усатое бревно. (Сом)
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад - ищет в речке лягушат. (Аист)
Льется речка - мы лежим, лед на речке - мы бежим. (Коньки)
Не вода и не суша. На лодке не уплывешь, и ногами не пройдешь. (Болото)
С неба пришел, в землю ушел. (Дождь)
Прозрачен как стекло, а не вставишь в окно. (Лед)
Не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке.
(Снежинки)
Что бежит без повода? (Вода)
5. Вода у народов древней Руси служила источником для создания легенд, преданий и сказок (русалки, водяные и т.д.; живая и мертвая вода). В некоторых сказках упоминается о мертвой и живой воде, которая делала главного героя прекрасным, давала ему силы и возвращала к жизни.
Действительно есть разные виды жидкой воды. Об этих различиях вы узнаете немного позже, изучая интересный предмет – химию.
Что особенного в воде?
Инопланетяне должны показать, что они выяснили по второму заданию. (Прикрепляют листы на доску).
Отгадайте загадку:
Темным облаком летела,
Опустилась птицей белой,
Превратилась в человечка, постояла у крылечка,
Покатилась кувырком и запела ручейком.
Ответ: Уникальное свойство, характерное только для воды: 3 агрегатных состояния - пар, лед, жидкая вода.
Информация: Вода может из одного агрегатного состояния переходить в другое. Эти превращения – таяние, испарение, кипение, конденсация, замерзание. В природе агрегатные состояния воды: лед, снег, изморозь, вода, роса, туман, пар, облака. (записать в тетрадь).
Закрепление: Презентация (11-18 слайды).
1. Жидкая вода. Показываю стакан с водой. Вода является основой жизни на Земле. Вряд ли есть человек, который не знает, как выглядит вода. При положительных температурах это жидкость без цвета (в толще она кажется голубоватой), запаха и вкуса. Запах и вкус появляются из-за примесей.
Температура кипения воды – 100 С
Температура замерзания воды – 0 С
Теплоёмкость воды имеет большое значение для нашего климата. Летом вода при нагревании поглощает большое количество теплоты, зимой она отдаёт теплоту в огромных количествах обратно в атмосферу. Высвобождение тепла, хранимого в океанах, морях или больших озерах, смягчает климат, делает зиму на побережье мягче, чем в глубине континента.
2. Как называется вода в твердом состоянии? Какие еще есть формы воды в твердом состоянии?
Вода в твёрдом состоянии называется льдом. В природе вода в твердом состоянии встречается в виде льда, снега и инея. На Земле около 30 млн. км3 льда.
Каковы физические свойства льда?
Физические свойства льда:
Толстый слой льда имеет голубоватый цвет.
Лёд при нормальном атмосферном давлении существует только при температуре 0° С или ниже и обладает меньшей плотностью, чем холодная вода. Именно поэтому айсберги плавают в воде. При этом лёд всегда выступает из воды на определенную часть своего объема.
Два-три айсберга средней величины содержат в себе массу воды, равную годовому стоку Волги (годовой сток Волги — 252 кубических километра).
Слой льда на горах называется ледником. Когда слой льда становится очень толстым, то лёд под своей тяжестью начинает течь. Поэтому ледники хоть и медленно, но постоянно движутся. Обычно горные ледники, например, на Кавказе, за год «проходят» от 10 до 100 метров. Однако иногда скорость движения ледника может составить 100 метров в сутки. Такие «бегуны»-ледники оборачиваются стихийным бедствием.
Ученые подсчитали, что если всю массу современных ледников распределить равномерно по поверхности Земли, то толщина ледового панциря составит 50 м. Такие колоссальные ледовые скопления играют в жизни нашей планеты большую роль. Они являются «кладовыми» пресной воды: в ледниках находится две трети мировых запасов пресной воды. Горные реки, вытекающие из ледников, несут воду вниз на равнины.
3. Как называется вода в газообразном состоянии?
Пар – газообразная фаза воды. Если оставить воду в открытой емкости, то она постепенно испарится – все её молекулы перейдут в воздух.
Испарение происходит даже с поверхности снега и льда, именно поэтому высыхает на морозе мокрое белье.
Вопреки общепринятому мнению, пар невидим. Тот «пар», который вырывается из кипящего чайника, – это на самом деле множество мельчайших капелек воды – туман.
Слайд 19.
Что такое круговорот воды? Это мы выясним, проведя игру «Путешествие капельки».
6. Физкультминутка. Игра «Путешествие капельки». Дети, изображая перемещение капель воды, перебегают со своего места на другое, затем возвращаются обратно. Во время движения громко и четко говорят, куда их капля перемещается.
Презентация, слайд 20, круговорот пара.