Файл: Отчет по практике Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ В МЕРОПРИЯТИЯХ (ВКЛЮЧАЯ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ), ПРОВОДИМЫХ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОГО ОРГАНА

Основания проведения ОРМ условно могут быть разделены на две основные группы:

1) общие основания, наличие которых позволяет проводить ОРМ, непосредственно направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, и лиц, пропавших без вести, а также на решение иных задач по борьбе с преступностью (ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД);

2) частные основания, выполняющие обеспечивающую функцию, наличие которых позволяет проводить ОРМ, направленные на сбор данных, необходимых для принятия решения о допуске отдельных лиц к определенным сведениям и некоторым видам деятельности, о достоверности представленной ими информации, а также по обеспечению собственной безопасности оперативно-розыскных органов и выполнению возложенных на них задач (ч. 2 и 3 ст. 7 ФЗ об ОРД).

Основания проведения ОРМ условно могут быть разделены на две основные группы.

К первой группе оснований для проведения ОРМ относятся следующие.

1. Наличие возбужденного уголовного дела. Поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела регламентированы разд. VII УПК РФ. В соответствии со ст. 140 УПК РФ, поводами для возбуждения уголовного дела служат: заявление о преступлении; явка с повинной; сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных ст. 198—1992 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Основанием для возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

При наличии повода и основания орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ).


При наличии возбужденного уголовного дела оперативно-розыскной процесс, как правило, осуществляется параллельно с уголовным процессом.

За возбуждением уголовного дела следует предварительное расследование, в ходе которого тщательно выясняются обстоятельства совершенного преступления. Для этого законодатель предоставляет право органам, осуществляющим ОРД, и органам предварительного расследования одновременно проводить ОРМ и следственные действия для полного прояснения события преступления, обстоятельств, влияющих на степень и характер ответственности обвиняемых, определения размера причиненного ущерба, установления свидетелей и очевидцев, выявления и устранения условий, способствующих совершению преступления, и т. п.

В оперативно-розыскной практике встречаются различные варианты оперативно-розыскного сопровождения по уголовным делам.

Так, взаимодействие следователя и оперативного сотрудника может быть начато с момента передачи следователю из оперативного подразделения материалов, собранных в ходе производства по делу оперативного учета, и продолжаться до полного разоблачения преступника (преступников), противоправная деятельность которого (которых) была установлена оперативно-розыскным путем.

Иным по характеру будет оперативно-розыскное сопровождение по уголовному делу в тех случаях, когда имело место неочевидное преступление.

Кроме того, потребность в сочетании ОРМ и следственных действий может возникать в связи с поручением следователя, иметь как длительный, так и эпизодический или разовый характер.

С учетом этого оперативно-розыскного сопровождения требуют уголовные дела, возбуждаемые:

— в результате проведения оперативной проверки;

— по факту неочевидных преступлений, когда совершившие такие преступления лица на момент возбуждения уголовного дела не установлены.

В первом случае ОРМ необходимы для реализации материалов оперативной проверки, для восполнения пробелов, выявленных предварительным расследованием, а также разрешения иных вопросов, возникающих по мере его осуществления. В этом случае подозреваемые в совершении преступления лица установлены.

Во второй ситуации ОРМ значительно повышают эффективность следственных действий, направленных на собирание сведений по возбужденному уголовному делу, когда причастные к совершению преступления лица еще не выявлены. Оперативно-розыскные мероприятия нацелены на установление лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, свидетелей и очевидцев преступления, мест хранения и сбыта похищенного имущества, орудий совершения преступления и получения иной информации, необходимой для установления всех обстоятельств совершенного преступления.



2. Ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

а) о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Сведения как основания проведения ОРМ представляют собой известия, сообщения или иную информацию, в результате которой сформировалось знание, представление, предположение о событиях, действиях, лицах и (или) фактах, представляющих оперативный интерес[4].

Такие сведения могут быть получены органом, осуществляющим ОРД, из заявлений и писем граждан, от лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, в результате проведения ОРМ, а также из других источников.

В распоряжении оперативных сотрудников часто оказываются сведения, четко не свидетельствующие о том, что имело место преступление, и в силу этого не позволяющие квалифицировать выявленный факт. В этом случае нет объективной и фактической основы для проведения предварительного расследования. Получив такую информацию, сотрудник оперативного подразделения дополнительно проверяет ее, так как она может быть минимальной, противоречивой, неточной, содержать сведения сомнительной достоверности. В связи с этим все поступающие к оперативным сотрудникам данные по ходу их обнаружения могут перепроверяться за счет дублирования источников информации, а также соотноситься между собой.

В зависимости от содержания информации, а также необходимого объема работы оперативный сотрудник определяет виды ОРМ, подлежащих проведению. При выборе ОРМ должны учитываться возможные неблагоприятные последствия для интересов охраны частной жизни и репутации граждан. В целом с учетом этого условия выбор того или иного ОРМ является вопросом оценочного суждения оперативного сотрудника.

По общему правилу, действующему как в отечественной, так и зарубежной оперативно-розыскной практике, оперативный сотрудник, осуществляющий оперативную проверку, обязан в письменной форме зафиксировать информацию, на основании которой начато производство по делу оперативного учета, а также изложить в соответствующих оперативно-служебных документах результаты проведенных им проверочных мероприятий.


3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящемся в их производстве. Согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ. Поручения следователя даются в письменном виде, причем они не должны касаться различных аспектов оперативно-розыскной тактики (какие конкретно ОРМ, где и в какое время провести, какие применять силы и средства и др.). В таких поручениях следователь определяет задачу, решить которую должны оперативные сотрудники оперативно-розыскного органа, самостоятельно определяя необходимые силы, средства и методы для ее оптимального решения.

3. ПОДГОТОВКА МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИПЛОМНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

3.1. ОПИШИТЕ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ. СОСТАВЬТЕ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ

При применении сотрудниками полиции огнестрельного оружия можно предложить следующий алгоритм действий:

1. Этап оценки сложившейся ситуации. Сотрудник полиции до применения им огнестрельного оружия должен мысленно оценивать складывающуюся ситуацию до момента применения огнестрельного оружия.

Во-первых, сотрудник полиции должен четко знать, в каких ситуациях он не может применить огнестрельное оружие. Согласно ч. 5 ст. 23 ФЗ "О Полиции" сотруднику полиции запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции. Однако из этого правила есть исключения: полицейский может применить оружие, если указанные выше лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, угрожающего жизни и здоровью граждан или самого сотрудника полиции.

Сотрудник полиции также не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица (ч. 6 ст. 23 ФЗ "О Полиции").

Необходимо проявлять крайнюю осторожность, применяя оружие на территории расположения хранилища горючих, взрывоопасных и др. материалов, попадания в которые может вызвать катастрофические последствия.


Следует избегать применения оружия при наличии угрозы резкого осложнения оперативной обстановки на месте происшествия. Это может быть в местах, где граждане отрицательно воспринимают действия сотрудника, либо открыто поддерживают преступника или оказывающих сопротивление представителю власти.

2. Этап возможности разрешения ситуации путем демонстрации намерения применить оружие. Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ "О Полиции" сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность до непосредственного применения, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения.

Необходимо отметить, что - извлечение из кобуры, снятие с предохранителя, досылание патронов в патронник, угрозы оружием (словесные или путем демонстрации) - применением оружия по смыслу ФЗ "О Полиции" не является.

К тому же обнажение огнестрельного оружия и приведения его в боевую готовность до его непосредственного применения обеспечивает личную безопасность вооруженного сотрудника полиции. Правило - "доставай оружие только тогда, когда уже можно стрелять" - не раз оборачивалось трагедиями.

Примерами ситуаций обнажения оружия и приведения его в готовность могут служить осмотр подвалов, чердаков, нежилых строений и иных мест возможного нахождения лиц, причастных к преступлениям, осмотр объекта, где сработала охранная сигнализация, конвоирование задержанных склонных к побегу, нахождение сотрудника полиции в засаде и т.п. В подавляющем большинстве ситуаций основания для применения оружия так и не возникает. Но, не используя такую возможность, сотрудник полиции подвергает себя риску.

Если все же возникает основание для применения огнестрельного оружия, то перед его непосредственным применением, согласно ч. 1 ст. 19 ФЗ "О Полиции", сотрудник полиции обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения своих законных требований. В случае применения огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом или выстрелом вверх либо в ином направлении, исключающим поражение людей и повреждение имущества прямым попаданием или рикошетом пули. Демонстрация сотрудником полиции намерения применить огнестрельное оружие уже само по себе может разрешить сложившуюся обстановку и не потребует в дальнейшем причинения вреда здоровью или имуществу граждан.